Свободные экономические зоны и их роль в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Помимо привлечения иностранного капитала, задействованного для ак-тивизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными за-дачами: стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств, рост занятости, превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.
В данной работе попытаюсь дать краткую характеристику свободных экономических зон, описать их значимость и роль в развитии экономик многих стран мира.
Для чего создаются свободные экономические зоны ? Почему они полу-чили такое распространение в мире?

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
I Свободные экономические зоны : сущность , значение в
современной экономике ……………………………………………………..4
II Роль СЭЗ в развитии экономики…………..……………………………..9
§1. Что дают СЭЗ для экономики?
§2. Методы привлечения инвестиций.
III Свободные экономические зоны в Республике Беларусь .
СЭЗ “Могилев” ………………………………………………………………..13
Заключение……………………..……………………………………………….26
Список использованных источников……………………...……….………...27

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему Свободные экономические зоны.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

но работающих предприятий. Так, если в 1999 г. их доля составляла 83,9%, а в 2000 г. - 85,2%, то в 2001 г. достигла 89,9%, что, несомненно, свидетельствует об улучшении качественного состава резидентов СЭЗ. 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                            .

 

 

 

Рис. 1. Распределение  резидентов по свободным экономическим  зонам  Республики

Беларусь  (по  состоянию   на  конец 2001 г.)                  

 

Из 186  работающих предприятий 131 - с иностранными  инвестициями. Увели-чивается роль промышленных предприятий. Их доля в 2001 г. возросла на 4,7% по сравнению с предыдущим годом и достигла 86,6 % от общего количества ра-ботающих резидентов СЭЗ.  Наибольшее количество резидентов  зон специализируется  на  производстве  пищевых  продуктов  (25), мебели (19),  химических продуктов  (16),  резиновых  изделий  и пластмасс (15),  машин  и оборудования (14), изделий из древесины; на деревообработке(12).

    Распределение резидентов  по свободным экономическим зонам Республики Беларусь  и по составу участников  представлено  на рис. 1, 2. Из  приведенных диаграмм  следует,  что около половины  всех  резидентов  СЭЗ приходится   на  СЭЗ  “Брест”,  а  численность резидентов СЭЗ с  участием  иностранных  инвес-торов растет более динамично, чем остальных.

     На 1.01 2002 г. общая сумма  сформированного уставного  капитала предпри-ятий-резидентов, созданных белорусскими собственниками ,  составила  13,2  млрд. руб.,  или  95,7 %  от  заявленного.  Причем  10,6  млрд.  руб.  принадлежат  крупным  отечественным  конверсионным  предприятиям   СЭЗ  “Гомель-Ратон”.  В  СЭЗ  “Брест”  доля  уставного  фонда  таких  предприятий  составляет  0,3  млрд. руб.

 Что  касается  предприятий  с  иностранными  инвестициями ,  то  сумма  заявленного ими  уставного  капитала  достигла   36,1  млн. долларов  США ,  а

сформированного – 28,5  млн. (78,9 %) . Всего  в  СЭЗ привлечено с  момента  их  

образования  40,6  млн. долларов  из  25  стран  мира .  Самые  крупные  денежные  взносы  (свыше  800 млн. руб.)  в  уставные  фонды  принадлежат  Великобритании и  Германии.


 


 

Замечание:  черным цветом показана динамика  за  2001 г., серым  – за 2000 г.

 

Рис. 2. Распределение резидентов СЭЗ по составу участников за 2000 и 2001 гг

 

     Число рабочих мест  на конец 2001 г. достигло 13 511 и увеличилось по сравнению с1999 г. практически в 2 раза. При этом если в 2000 г. в свободных экономических зонах было создано 1099 рабочих мест, то в 2001 г. эта цифра выросла до 3921, из них совместными предприятиями создано 1710 рабочих мест, предприятиями со 100%-м иностранным капиталом - 1274, предприятиями без иностранных инвестиций - 937. Основная масса работающих занята в промышленности, причем их удельный вес в общей численности работников в последние годы увеличивается. Так, если в 2000 г. этот показатель составлял 89,3%, то в 2001 г. - 92,2%.

     Хотя в  СЭЗ республики имеются довольно  существенные расхождения в среднемесячной  заработной плате на одного работника, однако положительным моментом является то, что по сравнению с 2000 г. средняя зарплата в СЭЗ «Брест» увеличилась в 2 раза, в СЭЗ «Минск» - в 1,5 раза. Пока ниже, чем по всем СЭЗ, среднемесячная заработная плата в СЭЗ «Витебск».

     Более высоким по  сравнению с иностранными и белорусскими предприятия-ми уровень заработной платы был на совместных предприятиях. В то же время отмечен значительный рост заработной платы по сравнению с 2000 г. на иностранных (в 2,2 раза) и белорусских предприятиях (в 1,7 раза).

Снижению социальной напряженности способствовал рост количества  допол-

нительно созданных  рабочих мест, число которых в 2001 г. составило 3921 (рис. 3). Почти 56,8% общего прироста рабочих мест приходится на СЭЗ «Брест».

      В определенной  степени о финансовом состоянии  свободных экономических зон  можно судить по рентабельности от реализации продукции (товаров), работ, услуг. Среди всех СЭЗ наибольший уровень рентабельности (31,1%) в СЭЗ «Брест»

     Следует, однако, отметить, что тенденция снижения уровня рентабельности продолжается. За анализируемый период в целом по всем СЭЗ она снизилась с 32,3 до 20,0%. Значительно (в 4,1 раза) уменьшилась рентабельность в СЭЗ «Гомель-Ратон», несколько меньше (в 1,5 раза) - в СЭЗ «Минск» и «Брест». Еще совсем незначительна рентабельность продукции в СЭЗ «Витебск».

     Если рассматривать  рентабельность реализации продукции резидентами в разрезе форм собственности, то ее самый высокий уровень -27,6% - был в 2001 г. среди совместных предприятий. Однако на иностранных предприятиях она снизилась по сравнению с 2000 г. почти в 4,5 раза. Подобная тенденция прослеживается и на прочих предприятиях, где рентабельность снизилась в 1,5 раза. В целом такое положение обусловлено, с одной стороны, тем, что затраты на производство и реализацию продукции в 1,3-1,6 раза растут быстрее, чем прибыль от ее реализации. Значительно усугубилась ситуация с рентабельностью производства на СЭЗ «Гомель- Ратон» и в целом по иностранным предприятиям, где затраты на производство и реализацию увеличились в 2,5 и 3,6 раза соответственно при сокращении прибыли от реализации продукции соответственно на 38,3 и 18,8%. Возможно, такое положение обусловлено в определенной степени еще и тем, что в СЭЗ недостаточно внимания уделяется снижению материале- и энергоемкости производства, внедрению новых и высоких технологий

     Как негативный момент  в деятельности СЭЗ следует  отметить рост кредито-рской задолженности по оплате труда, которая увеличилась в целом и по отде-льным СЭЗ в пределах 2,7-2,9 раза. В наибольшей степени (4,6 раза) увеличилась задолженность по оплате труда на иностранных предприятиях, на совмес-тных и прочих предприятиях- соответственно в 2,4 и 2,9 раза.

     Увеличиваются налоги, сборы и другие отчисления, уплаченные резидентми СЭЗ в бюджетные и внебюджетные фонды. — в целом за 2001 г. в 3,5 раза . Наибольшая их доля приходится на СЭЗ «Брест» (более 47%). В разрезе форм собственности 52,7% общей суммы налогов приходится на совместные предп-риятия.

     За 2001 г.  в бюджет свободных экономических зон уплачено налогов почти в 3.2 раза больше, чем в 2000 г.. в том числе в СЭЗ «Гомель-Ратон» -в 2,2, СЭЗ «Брест» - в 3.9 и СЭЗ «Минск» - в 2,8 раза. Структура налогов, уплаченных в бюджет свободных экономических зон в целом по всем СЭЗ, а также в СЭЗ «Брест» и «Минск» практически идентична. Наибольшее влияние на формиро-вание бюджета свободных экономических зон оказывает налогообложение до-бавленной стоимости (в пределах 90-97%). Налоги на доходы и прибыль, а так-же акцизы решающего значения для формирования бюджета СЭЗ не имеют.

     Задачи  наращивания экспорта и развития  импортозамещающих производств,  поставленные перед СЭЗ республики, предопределяют особую важность анали-за внешнеэкономической деятельности резидентов СЭЗ.

     В 2001 г.  по сравнению с 2000 г. экспорт  товаров в стоимостном выражении  в целом, в том числе в  страны СНГ, вырос в 1,6 раза, в страны вне СНГ - в 1,9 раза.

     Характер динамики  экспорта резидентов СЭЗ практически полностью обусловлен его развитием со странами СНГ, доля которых в общем объеме экспорта составила 94,1%. Доминирующее положение в экспорте резидентов СЭЗ в страны СНГ занимает Россия, удельный вес которой в общем объеме экспортируе-мой резидентами СЭЗ продукции составил 90,5%. Следует отметить, что на общем фоне увеличения объемов экспорта в страны СНГ наблюдается ориентация резидентов СЭЗ исключительно на российские рынки. Что касается экспорта в страны вне СНГ, то здесь прослеживается положительная тенденция его роста (в 1,9 раза). Вместе с тем доля экспортных поставок резидентов СЭЗ в дальнее зарубежье еще незначительна: в 2001 г. - всего 5,9%. В определенной степени это обусловлено тем, что качество производимой в СЭЗ продукции и ее новизна еще не в полной мере удовлетворяют требованиям рынка стран дальнего зарубежья.

     Наибольший удельный  вес в экспортных потоках как  в целом, так и в страны  СНГ занимает СЭЗ «Брест» (52,1%). Доля СЭЗ «Гомель-Ратон» в целом и в страны СНГ составила 28,8%, в страны вне СНГ-31,2%. Вклад СЭЗ «Минск» в экспорт в целом и в страны СНГ достиг 16,8%, а в страны вне СНГ- 17,2%.

     Импорт резидентов  СЭЗ в 2001 г. увеличился по сравнению с 2000г. более чем в 1,7 раза. Большую часть (55%) всего импорта резиденты СЭЗ ввозили из стран дальнего зарубежья -Польши, Германии, Бельгии, Норвегии, США, Че-хии, Литвы, Австрии, Нидерландов, Италии, Португалии, России.

     Импорт из стран  СНГ увеличился  почти в 1,3 раза  и формировался в основ-ном  за счет поставок из России.

     Превышение темпов  роста импорта  над экспортом  обусловило отрицатель-

ное сальдо торгового баланса, которое  увеличилось по сравнению с 2000 г. в 2,3 раза.

     Анализ экспортно-импортных  потоков предприятий-резидентов  СЭЗ респуб-лики в разрезе товарной номенклатуры свидетельствует об ее узком ассортиме-

нте. В структуре экспорта еще  незначителен удельный вес высокотехнологич- ной  продукции.

     Оценка реального  положения в производственной, инвестиционной, внеш-неэкономической деятельности действующих четырех СЭЗ отражает довольно скромный их вклад в экономику республики. Объем произведенной продукции резидентами СЭЗ составляет менее одного процента в ВВП республики, при-быль от реализации продукции, экспорт товаров и услуг - в пределах 1,7-2,1 %. Более ощутимо влияние СЭЗ на региональном уровне: создаются новые ра-бочие места, развивается инфраструктура территории, в определенной степени формируются благоприятные условия для привлечения инвестиций и передо-вого зарубежного опыта. Из всех рассмотренных свободных экономических зон наиболее значителен вклад в экономику региона вносят СЭЗ «Брест» и СЭЗ «Гомель-Ратон»

     В настоящее  время имеется ряд проблем  в условиях функционирования  СЭЗ, сдерживающих их дальнейшее  развитие.

     Все еще достаточно сложным и многостадийным остается процесс регистра-ции резидентов, выделения земельных участков под строительство. Решающим здесь является фактор времени.

     Привлечению иностранного  капитала препятствуют неотработанность нор-мативно-законодательной базы в отношении сертификации продукции, ценооб-разования, таможенного и валютного регулирования, а также несогласован-ность нормативных актов по РБ и по действующим в СЭЗ.

     Активизации привлечения  инвестиций препятствуют также низкий уровень использования имеющегося научного потенциала, слабое развитие высокотехнологичных ресурсосберегающих производств, отсутствие развитой деловой и производственной инфраструктуры (дорожной, энергетической сети, банков, связи, сервисного обслуживания), отвечающей мировым стандартам.

     .Эффективное управление  зонами требует четко налаженной  информа-ционной базы, включающей систему показателей и дающей комплексную характеристику деятельности СЭЗ.

     Двух-, трехлетний период  функционирования СЭЗ позволил выявить проб-лемные аспекты их деятельности. Основные из них обусловлены, с одной сто-роны, специфичностью функционально-пространственной организации самой СЭЗ, в частности, СЭЗ "Минск" (восемь площадок с различной степенью обес-печенности территории инфраструктурными элементами; наличие участков, свободных для освоения и имеющих уже созданные производственные мощ-ности; многофункциональная направленность развития зоны), с другой – объек-тивным отсутствием необходимого нормативно-методического сопровождения процес-са принятия решений на уровне администрации СЭЗ. Последнее отно-сится как к созданию новых, так и к адаптации действующих на территории республики (региона) норм и правил рассмотрения конкретных проблем произ-водственного, технического, финансового и организационного характера и пр. Важной проблемой остается неопределенность в сроках и этапах освоения площадок СЭЗ в условиях дефицита бюджетных средств и ожидания притока инвестиций.

      Как  показывает накопленный опыт  работы с инвесторами, едва ли не ре-шающим фактором при принятии решения о создании и размещении того или иного производства в СЭЗ является наличие не только, а иногда и не столько льгот и преференций, сколько стабильной нормативно-правовой базы. В насто-ящее время в республике в основном сформирована нормативно-правовая база для создания специальных экономических зон. Принят закон о свободных эко-номических зонах, имеются соответствующие указы Президента, постановле-ния правительства республики, другие нормативные акты. Вместе с тем эффективность их развития и функционирования сдерживается периодически возни-кающими противо Кроме таможенных проблем, в СЭЗ предстоит отрегулиро-вать земельные и имущественные отношения, вопросы ценовой и тарифной по-литики и др.

     Для повышения престижности  влияния на поведение инвесторов необходи-мо наряду с формированием и совершенствованием правовой базы для их ус-пешного и эффективного функционирования разработать государственную программу создания и развития СЭЗ на территории Республики Беларусь с указанием  перечня создаваемых зон, определением задач и целей, этапов становления, приоритетных отраслей, объемов инвестиций и источников их привлечения. Она должна предусматривать конкретные меры по повышению привлекательности зон для широкого круга инвесторов, снижению рисков инвестирования конкретных проектов. Это в свою очередь позволит снизить негативные оценки инвестиционной привлекательности Беларуси. Именно через СЭЗ может быть повышен  рейтинг  Беларуси  среди  иностранных  инвесторов.

 

СЭЗ  “МОГИЛЕВ”.    

СЭЗ "Могилев" создана  Указом  Президента  Республики  Беларусь от 31.01.2002 №66 со сроком функционирования  30  лет.

     СЭЗ "Могилев"  создается в целях привлечения  национальных и иностран-ных инвестиций  для дальнейшего развития ориентированных на экспорт про-изводств, обеспечения благоприятных условий для структурной перестройки национальной экономики, эффективного использования имеющихся производ-ственных   площадей                                                                     .                                                                                                               .                                                                                                                                         .                                                                                                                                                                                                          
     Основными задачами СЭЗ "Могилев" являются: развитие промышленности и расширение объемов экспорта продукции, товаров (работ,услуг), внедрение передового управленческого опыта, производство и реализация импортозаме-щающей продукции согласно перечню, утверждаемому Правительством Рес-публики Беларусь; отработка механизмов создания благоприятного инвести-ционного климата для структурной перестройки национальной экономики, ко-мплексное использование национальных и иностранных инвестиций, эффек-тивное использование имеющихся производственных мощностей, инженерной и транспортной инфраструктур, реконструкция отдельных объектов производств.

Информация о работе Свободные экономические зоны и их роль в развитии экономики