Свободные экономические зоны и их роль в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Помимо привлечения иностранного капитала, задействованного для ак-тивизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными за-дачами: стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств, рост занятости, превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.
В данной работе попытаюсь дать краткую характеристику свободных экономических зон, описать их значимость и роль в развитии экономик многих стран мира.
Для чего создаются свободные экономические зоны ? Почему они полу-чили такое распространение в мире?

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
I Свободные экономические зоны : сущность , значение в
современной экономике ……………………………………………………..4
II Роль СЭЗ в развитии экономики…………..……………………………..9
§1. Что дают СЭЗ для экономики?
§2. Методы привлечения инвестиций.
III Свободные экономические зоны в Республике Беларусь .
СЭЗ “Могилев” ………………………………………………………………..13
Заключение……………………..……………………………………………….26
Список использованных источников……………………...……….………...27

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему Свободные экономические зоны.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     Научные парки США – это районы  с повышенной  концентрацией высо-котехнологичных предприятий,  находящихся вблизи  крупнейших  научных институтов  или университетов.  Так,  рядом с городом Санта-Клара,  около Стэнфордского университета,  возникла  научно-технологическая  зона  Крем-ниевая  Долина  (Силикон  Вэлли).  Это  наиболее  крупная  в  США  научно-технологическая  зона,  которая  дает  20 %  мирового  производства  средств  вычислительной  техники  и  компьютеров.  В  США  насчитывается  свыше  80  технопарков,  где  трудятся  более  140  тыс.  рабочих  и  45 тыс.  ученых [9.С.189].  Аналогичные  технопарки  существуют  во  Франции,  Великобрита-нии  и  Германии.

     В  Японии  научно-технологические  центры  получили  название  технопо-лисов.  Под  технополисом  понимается  город  и  прилегающие  к  нему  тер-ритория,  где  размещены  органически  взаимодействующие  предприятия  вы-сокотехнологичных  отраслей  промышленности,  научно-исследовательские  институты,  вузы,  готовящие для технополиса научные и инженерные  кад-ры.  Программа создания  технополисов  преследовала  следующие цели:  пе-рераспределение промышленности  из  центра  на  периферию;  интенсифи-кация научных разработок  за  счет  активизации деятельности  местных уни-верситетов;  переориентация  промышленности  на  развитие  наукоемких  и энергосберегающих технологий;  ускорение внедренческого  процесса.

     Богатая   мировая  практика  показала ,  что  приоритет  стал  постепенно  смещаться  в  сторону  создания  комплексных  СЭЗ ,  соединяющих  в  себе  несколько  функций ,  перед  которыми  ставится  сразу  несколько  задач .  Эти  зоны  обладают  практически  всеми  чертами  уже  отмеченных  типов  зон .  В  них  сочетаются  торговые ,  таможенные ,  производственные  и научно-иссле-довательские  функции , образующие  в зоне  комплексность и многопрофиль-ность деятельности  инвесторов .  Комплексные зоны  характерны  для Китая (’’Шэньчжень’’) ,  Бразилии  (’’Макаус’’) ,  Великобритании ,  США  (предпринимательские  зоны)  и  т. д.

     Наибольшее  распространение  в  развивающихся   странах  получили  экспортно-производственные зоны  (ЭПЗ).  Развитие  экспортного производства  на  анклавной территории  какой-либо  страны  обеспечивает  рост  объема  ее  экспорта,  повышение  уровня  занятости,  проведение  промышленной  модернизации  и  ускорения  освоения  новых  технологий.  Эти  достижения  и  обусловили  тот  интерес,  который  проявили  многие  страны  к  организации  на  своей  территории  ЭПЗ.  Особенно  распространены  ЭПЗ  в  государствах  Азии,  которые  используют  опыт  экспортно-производственной  зоны  “Шеннон”.

     В  70-е   гг.  во  многих  регионах  мира  стали  возникать  сервисные   зоны. 

Они  представляют  собой  территории с льготным  режимом для фирм  и учреждений,  занятых оказанием различных видов финансовых  и нефинансовых  услуг.  К сервисным зонам относятся так называемые  оффшорные образования. В оффшорных  зонах  фирмы  не  ведущие  хозяйственной  деятельности,  пользуются  упрощенным  режимом  регистрации .  Составными  элементами  льготного  режима  в  оффшорных  зонах  являются  низкий  уровень  уставного  капитала ,  отсутствие  таможенных  сборов  и  пошлин  для  иностранных  инвесторов ,  свободный  вывоз  прибылей ,  отсутствие  валютных  ограничений  и  др.  Кроме  того ,  оффшорные  предприятия  либо  вообще  не  подлежат  налогообложению ,   либо  облагаются  небольшим  налогом .

     Оффшорные   компании  сосредотачивают  свою  деятельность  в  банковском ,  страховом  деле ,  в  экспортно-импортных  операциях ,  а  также  в  операциях  с  недвижимостью  и  морском  судоходстве .  По  имеющимся  данным ,  в  сфере  оффшорной  деятельности  сосредоточен  капитал  в  размере  500  млрд.  долл.[9. С.191]. Наибольшее  распространение оффшорные зоны  получили  в странах Британского содружества .  Однако  создаются и в других  странах мира – Лихтенштейне ,  Панаме ,  Швейцарии и т. д.

     Такой   тип  зон ,  как  интернациональные  зоны ,  возник  сравнительно  недавно .  Ему предшествовало  региональное  экономическое сотрудничество  сопредельных  стран .  Тенденция к созданию  региональных  структур  является  доминирующей  характеристикой нынешней  мировой системы хозяйства .  В преддверии  ХХI  века  в мире  действовало 85  региональных  торговых  и экономических соглашений .  Однако  реальные  интеграционные  процессы  имеют место лишь  в Западной  Европе  (Европейский союз)  и Северной  Америке (Нафта) .  Они являются  интернациональными  зонами .  Региональная  интеграция ,  идущая  рядом  с  процессом  глобализации ,  вносит  новое  содержание  в  механизм  образования  свободных  экономических  зон:  СЭЗ  выходит  за  рамки  экономически  национального  государства  и  становится  интернациональной.                                  Европе  В  Европе появились  новые  интеграционные  процессы ,  воспроизводящие  специфические  модели  свободных  экономических  зон .  Речь  идет  о  региональном  сотрудничестве ,  которое  обеспечивает  прозрачность  внутри  европейских   межгосударственных  границ  и  активизирует  местные  экономические  связи .  Важнейшей  формой  развития  приграничного  сотрудничества  являются  еврорегионы ,  которых  в  Европе  насчитывается  50 .  Еврорегион  представляет  собой ограниченное  географо-экономическое пространство ,  которое состоит из  приграничных  административно-территориальных единиц  государств ,  добровольно согласившихся на  хозяйственное ,  научное ,  культурное  и  другое  сотрудничество .  К примеру,  еврорегион  ’’Маас-Рейн’’  с населением  3,7  млн.  чел.  состоит из  провинциальных  территорий  сопредельных  государств  Бельгии ,  Нидерландов и Германии .

Глава 2.  Роль  СЭЗ  в  развитии  экономики.

    § 1.  Что  делают  СЭЗ  для  экономики ?

 

     Свободные   экономические  зоны  успешно   действуют  во  всех  странах   мира .  Они  функционируют   как  в  промышленно  развитых  странах  (США,  Япония ,  Германия ,  Англия ,  Канада  и  др.)  так  и  в  развивающихся .  Многолетняя  позитивная  практика  зарубежных  стран  по  созданию  и  функционированию  свободных  экономических  зон  свидетельствует  об  эффективности  такого  метода  оздоровления  экономики .

     Уже   к  середине  90-х  годов   двадцатого  столетия  в мире  существовало  более 4  тыс.  СЭЗ с численностью  работающих  в них более 3  млн.  человек . 

      В   странах  с  развитой  рыночной  экономикой  СЭЗ  создаются  ,  как  правило ,  в   застойных  районах , страдающих  безработицей ,  имеющих недоразвитую  инфраструктуру .  Для их  создания  и развития  используется  преимущественно национальный  частный капитал и работают  они в большинстве своем на  внутренний  рынок. В промышленно развитых  странах (США ,  Великобритания)  СЭЗ  создавались  для  реализации  региональной  политики ,  направленной  на  оживление  мелкого  и  среднего  бизнеса  в  депрессивных  районах .    В  развивающихся  странах  в  основном  ориентированы  они  на  внешний  рынок ,  поскольку , только  наращивая экспорт ,  эти страны  могут решать  задачи  оздоровления  национальной  экономики .  Отсюда  вытекает  и особенность СЭЗ – более преференциальный  инвестиционный  климат  государство устанавливает для иностранных инвесторов .

     Вводя на части своей территории особый режим внешнеэкономической деятельности, страны решают такие задачи, как повышение конкуренто-способности национального производства, увеличение притока валюты как от экспорта товаров и услуг, так и в виде иностранных инвестиций, ускоренное освоение производства  новых  товаров  и  услуг. В развитых странах с по-мощью таких зон упрощается выход национальных фирм на внешние рынки, увеличивается прибыльность внешнеторговых и связанных с ними операций.             С помощью создания свободных экономических зон того или иного типа различные государства "третьего мира" пытаются решать разнообразные по своей природе задачи. В обобщенном виде они могут быть сведены к следующим целям:

— росту доходов страны в свободно конвертируемой валюте, расширению экспорта готовой продукции, рационализации импорта;

— росту притока иностранного производительного капитала;

— стимулированию технического развития, изменению структуры производства, ускорению инновационных и внедренческих процессов;

  • сокращению безработицы;

     — подготовке  квалифицированных специалистов.

     Практика  функционирования  свободных  экономических   соперничества  между  ними  за  привлечение  иностранного  капитала  привели  к  унификации  условий ,  на  которых   в  зону  приглашаются инвесторы .    Каждому  типу  зон  соответствует  свой  стандартный  набор  базовых  льгот  и  стимулов ,  которые  дополняются  специальными  формами  поощрений .  Последние  направлены  либо  на  решение  конкретных  задач  (например ,  ускоренное  создание  транспортной  инфраструктуры),  либо  на  стимулирование  отдельных  видов  деятельности  (переработка  местного  сырья  на  экспорт ,  банковские  услуги  и  т. п.) ,  либо  на  привлечение  в  зону  инвесторов  определенного  типа  (мелкий  или  крупный  бизнес) .

 

§ 2.  Метод  привлечения  инвестиций

 

     Рассмотрим  методы  привлечения  инвестиций  на  примере  СЭЗ  Китая .  В  настоящее  время  совершает   переход  не  только  к   рыночной  экономике,  но  и   к  положению  мировой  сверхдержавы .  Китай – самый  большой  получатель  прямых  иностранных  капиталовложений  среди  развивающихся  стран  и  второй  в  мире - после  Соединенных  штатов.

     В  ходе реформ ,  создателем  которых  является  Дэн  Сяопин ,  Китаю  постепенно  удалось  осуществить  плавный  переход  от  стратегии  несбалансированного  к  стратегии  сбалансированного  роста .

     Реформа  началась  в  деревне .  Индустриализация  ее  предполагала  создание  поселково-волостных   промышленных  предприятий   (ПВП) .  Каждое  вновь созданное ПВП на  2-3  года  освобождалось от  налогов ,  а за  высококачественную  либо  экспортную  продукцию удостаивается налоговых льгот .  В начале  80-х годов экономические преобразования  начали  проводиться и в  городе ,  в сфере промышленного производства .  Промышленные  предприятия наделялись  широкими  правами самостоятельной хозяйственной деятельности .

     Составной  частью  экономических  реформ  Китая   стала  ’’политика  открытости’’  (кайфан) .  Эта  политика  привлечения  иностранного  капитала  в  китайскую  экономику  в  виде  займов ,  прямых  инвестиций ,  организации  совместных  предприятий  с  зарубежными  партнерами  и  привлечение  капиталов  через  специальные  экономические  зоны .  Последние  стали  создаваться  в  конце  70-х  годов  в  приморских  регионах  Китая .

     Первая  такая   зона  была  организована  в  1979 г.  в  деревушке  Шэньчжень  .  Не  прошло  и  десяти  лет ,  как  Шэньчжень   превратилась  в  современный   город  с  населением  в  два  миллиона  человек ,  вобравшего  в  себя  многочисленные  новейшие  предприятия  с  участием  иностранного  капитала .  Около  двух  тысяч  из  них  были  совместными  китайско-иностранными ,  а  354 – полностью  владел  зарубежный  капитал .  Это  заводы  и  фабрики ,     туристические  агенства .

     Для  улучшение   инвестиционных  условий создан  центр  услуг  зарубежным  инвесторам  и  центр  содействия  инвестициям ,  которые  представляют  комплексные  услуги  отечественным   и  зарубежным  инвесторам ,  включая  рассмотрение  проектов ,  консультации  по  законодательству . 

     Первыми  инвесторами   СЭЗ  “Шэньчжень”  были  предприниматели  Гонконга ,  Тайваня  ,  Южной  Кореи  и  Японии .  В  начале  1999  года  в   зоне  насчитывалось  13  тысяч  предприятий  различных  инвесторов  из  60  стран  мира .  Их  капиталовложения  превышают  10  млрд.  долларов.  Вслед  за   “Шэньчженем”  были  созданы  и  другие  специальные  экономические  зоны .

     Важным  стимулом  для  притока  капитала  в  СЭЗ  является  намного  более  низкая ,  чем  в  целом  по  Китаю ,  ставка  налогообложения ,  равная  15 %  прибыли .  Сняты  налоги  на  экспорт  и  его  лицензирование .  Способствует  притоку  иностранных  капиталов  в  зону  и  свободный  валютный  режим .

     Первыми  СЭЗ   Китая  были  сделаны  первые  шаги  к  открытости  экономики   этой  страны .  Однако  реформатор  Дэн  Сяонин  разработал  концепцию   многоступенчатой  открытости ,  суть  которой  в  максимальном  использовании  конкретных  условий  и  ресурсов  различных  регионов  страны .  В  результате  на  втором  плане  был  создан  еще  один  тип  специальных  экономических  зон – приморские  открытые  зоны .  Территория  этих  зон  относится  к  сельскохозяйственным  районам ,  и создание  там льготного инвестиционного режима  говорит о том ,  что власти  Китая переносят политику  “открытых дверей” из  городских районов в сельские .  Следует заметить ,  что капитал направляется  не  только  но  развитие  сельского  хозяйства ,  но  и  на  развитие  туризма  и  сферы  услуг .

     Чтобы  привлечь  инвестиционный  капитал  в   зону  комплексного  назначения  на  острове  Хайнань ,  была  разработана  и  представлена  в  пользу  инвесторов  целая   система  скидок :

  • при  аренде  горных  и  неосвоенных  участков (5-10 %) ;
  • при  осуществлении  высокотехнологических  проектов  (5-10 %) ;
  • при  строительстве  транспортной  инфраструктуры ,  угольных  шахт ,  электростанций ,  водохранилищ ,  учреждений  образования  и  культуры  (10-15 %) ;
  • при  осуществлении  сельскохозяйственных  проектов  и  аренде  горных  и  неосвоенных  участков  (10-15 %) ;
  • инвесторам  китайской  диаспоры  предоставляются  дополнительные  льготы .

Информация о работе Свободные экономические зоны и их роль в развитии экономики