Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:45, реферат
Важность и необходимость проведения управленческого анализа определяется также изменением управления в переходной экономике, постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности.
Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей.
Современный транспорт представляет
собой единую (в социально-экономическом
отношении) транспортную систему, включая
мощную сеть железнодорожных, морских,
речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных
городских и промышленных коммуникаций.
Перемещая ежегодно миллиарды тонн
сырья, топлива, материалов, продукции,
а также пассажиров с достаточно
высоким уровнем комфорта и скорости,
современный транспорт
Этой отрасли присущи следующие основные особенности.
1. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании.
2. Транспорт существенно зависит от географических условий, особенно от топографических особенностей горных цепей, равнин, долин и береговой полосы, являясь средством заполнения географических разрывов между производством и потребителем.
3. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей, расположением крупных курортных и туристических объектов.
4. Основными активными средствами труда являются транспортные средства; производство – фондоемкое.
Основными задачами анализа деятельности предприятий транспорта являются:
· анализ выполнения плана и динамики перевозок;
· анализ выполнения плана технического обслуживания (ТО) и ремонта подвижного состава;
· анализ технического развития и организации производства;
· анализ использования материальных ресурсов (топлива и материалов);
· анализ себестоимости перевозок;
· анализ выполнения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
· обобщение резервов и разработка путей их освоения.
Основные данные для проведения анализа содержатся в:
· плане перевозок и отчете о его выполнении;
· сведениях о движении списочного состава автомобильного парка;
· плановых и отчетных данных об уровне технико-эксплуатационных показателей, данных оперативного учета и статистической отчетности.
3.2 Анализ выполнения
плана и динамики объема
Оценка состояния предприятия транспорта необходима на предварительном этапе для получения общего представления о его деятельности. Перечень основных экономических показателей транспортной организации будет несколько отличаться от аналогичных показателей промышленности: наряду с общими показателями должны быть рассмотрены общий объем перевозок (тыс. т), общий грузооборот (тыс. т/км), общий пробег (тыс. км), число отработанных авточасов, среднесписочное число авточасов в хозяйстве, число отработанных человеко-часов и др.
Приведенные показатели по возможности могут быть конкретизированы и в зависимости от специализации транспортного предприятия дополнены.
Осуществление основных производственных
процессов транспортировки
1. При анализе выполнения плана перевозок грузов первоначально характеризуют общие итоги выполнения заданий по:
o объему перевозок, тыс. т.;
o грузообороту, тыс, т/км;
o числу отработанных авточасов.
2. Кроме того, нужно сопоставить объемы перевозок за ряд соответствующих периодов, что даст представление о динамике указанного показателя. При этом следует установить причины, обусловившие ту или иную динамику объема перевозок и грузооборота. Наряду с изучением динамики объема перевозок по годам анализируется динамика выполнения перевозок в течение года.
3. Далее следует проанализировать выполнение заданных объемов перевозок по номенклатуре грузов и обслуживаемой клиентуре. В случаях, когда в целом план объема перевозок выполнен, а в отношении отдельных клиентов и видов грузов имеется недовыполнение или перевыполнение, общий объем перевозок расчленяется на три группы: в пределах задания, сверх задания и объем, не предусмотренный заданием.
Для каждой группы определяется
процент или индекс выполнения перевозок.
Общий процент выполнения задания
(бизнес-плана) представляет собой сумму
процентов выполнения задания, объемов
перевозок сверх задания, перевозок
для клиентов и по номенклатуре,
не предусмотренных заданием. Производимые
расчеты позволяют выявить
4. Результаты работы парка подвижного
состава любой АТО оцениваются системой технико-
1) С помощью ТЭП первой группы оценивают степень использования подвижного состава:
§ коэффициент технической готовности:
,
где АДх – списочное число автодней в хозяйстве;
АДрем – продолжительность простоя в связи с ремонтом, автодни;
АДто – продолжительность простоя в связи с техническим обслуживанием, автодни;
§ коэффициент выпуска автомобилей на линию:
,
где АДр – число отработанных автодней;
АДорг – продолжительность простоя в исправном состоянии по организационным причинам, автодни;
§ грузоподъемность подвижного состава:
;
§ коэффициенты статического использования грузоподъемности:
;
§ средний пробег с грузом за ездку:
;
§ среднее расстояние перевозки:
;
§ коэффициент использования пробега:
;
§ средняя продолжительность простоев под погрузкой и разгрузкой за одну ездку:
,
где tn - рi – различное время простоя под погрузкой и разгрузкой за одну поездку по i-й группе;
Аэi – среднесписочная численность автомобилей, находящихся в эксплуатации в i-й группе;
Еi – число поездок по i-й группе.
2) Вторая группа показателей объединяет результативную информацию: число поездок, общий пробег и пробег с грузом, число отработанных авточасов, объем перевозок и грузооборот (транспортная работа).
5. После анализа уровня ТЭП определяют особенности их влияния на выполнение плана перевозок с помощью методов факторного анализа.
Степень выполнения плана перевозок в тоннах, тонно-километрах, авто-тонно-часах, пассажирах, пасажирокилометрах пробега зависит главным образом от списочного состава автомобильного парка (его количества и структуры) и эффективности его использования.
Объем грузовых перевозок (Qа) сначала определяют по каждой марке автомобиля отдельно:
,
где Асп – среднесписочное количество автомобилей по отчету;
Qгод – выработка одного списочного автомобиля в год.
Эта модель может быть дальше уточнена следующим образом:
,
где αВ – коэффициент выпуска автомобиля на линию;
Dк – календарные дни;
Tн – время в наряде, часов;
Qч – выработка одного списочного автомобиля в час.
Часовая выработка одного автомобиля зависит от среднетехнической скорости (Vт), коэффициента использования пробега (β), грузоподъемности по отчету (g), коэффициента статического использования грузоподъемности (γС), среднего пробега с грузом за ездку по отчету (Ler), времени простоя под погрузкой-разгрузкой за поездку (tn - p).
Таким образом, общий для всего парка автомобилей объем грузовых перевозок определяется следующим образом:
.
Анализ выполнения плана перевозок пассажиров автобусами по существу мало отличается от анализа выполнения плана перевозок грузов.
6. Соблюдение планового ритма перевозок на любом транспортном предприятии способствует выполнению плана, поэтому должно подвергаться постоянному оперативному анализу и контролю.
Один из способов оценки ритмичности работы транспортной организации основан на сопоставлении отчетных данных нарастающим итогом с базовыми заданиями. Анализ должен производиться ежедневно, подекадно, ежемесячно, поквартально и в целом за год по отдельным исполнителям, производственным участкам (службам, автоколоннам, зонам, цехам, бригадам) и всей организации. При проведении анализа рассчитываются коэффициенты ритмичности и аритмичности.
Показатель аритмичности – это сумма положительных и отрицательных отклонений в оказании транспортных услуг от плана за каждый день (неделю, декаду).
7. Анализ выполнения перевозок обязательно должен включать анализ качества перевозок. Говоря о качестве перевозки грузов автомобильным транспортом, необходимо обращать внимание на:
o выполнение договорных обязательств;
o полноту перевозок (по объему, времени, номенклатуре, клиентуре);
o сохранность количества и качества перевозимых грузов;
o своевременность транспортного процесса, начало и окончание перевозок;
o экономичность перевозок и экспедиционных услуг;
o информационное и
o безвредность (безопасность,
экологическую чистоту,
Выбор анализируемых свойств может проводиться по результатам опроса независимых экспертов и заинтересованных лиц, а выявленные свойства должны соответствовать интересам стратегического и текущего развития АТО. Качество перевозок следует анализировать по отдельным ездкам, водителям, дням, маршрутам, обслуживаемой клиентуре и т.д.
3.3. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
Эффективная и высококачественная работа АТО зависит не только от результатов перевозочной работы, но и от организации технической службы, обеспечивающей поддержание парка подвижного состава в работоспособном состоянии. Основой технической политики является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта (ТО и Р).
Под техническим обслуживанием (ТО) понимают комплекс операций по поддержанию работоспособного состояния и надлежащего внешнего вида подвижного состава; обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, охране окружающей среды; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения.
Текущий ремонт (ТР) предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава путем восстановления или замены его отдельных агрегатов, узлов и деталей, достигших предельно допустимого состояния.
Капитальный ремонт (КР) автомобилей и агрегатов проводится с целью регламентированного восстановления их работоспособности и обеспечения последующего межремонтного пробега.
Возможность выполнения производственной программы по перевозке грузов и пассажиров в значительной степени зависит от того, в каком техническом состоянии находится подвижной состав АТО. Система профилактического технического обслуживания предусматривает несколько видов технического обслуживания:
· ежедневное – ЕД;
· первое – ТО-1;
· второе – ТО-2.
Они характеризуются определенной периодичностью, перечнем типичных операций, определяющих трудоемкость того или иного вида технического обслуживания.
1. Предварительно производится анализ выполнения норм пробега до ТО-1 и ТО-2.
Периодичность ТО устанавливается с учетом типа подвижного состава и категории условий эксплуатации. Соблюдение принятых в АТО норм пробега до ТО является залогом правильной организации профилактического обслуживания подвижного состава.
2. На следующем этапе анализируется выполнение количества ТО различных видов путем сравнения отчетного и планового количества ТО по всем группам автомобилей АТО в эксплуатации: грузовым, автобусам, легковым и автомобилям хозяйственного назначения.
3. Далее проводится анализ выполнения текущего ремонта.
Количество ТР планом не предусматривается. Поэтому при анализе необходимо определить количество поданных и выполненных заявок, приходящихся на один списочный автомобиль, выявить объем ТР, рассчитать затраты на 1000 или на 1 км пробега и сравнить их с плановыми, а также с аналогичными отчетными данными за предыдущий квартал, год или в динамике за ряд предыдущих лет.
4. ТО и Р требуют больших трудовых затрат. Сложившуюся на практике среднюю трудоемкостьопределенного вида технического воздействия (чел./ч) ориентировочно можно рассчитать следующим образом:
5.
,
где – средняя продолжительность рабочей смены, ч;
Nраб – число рабочих, занятых выполнением данного вида технического воздействия, чел.;
Nт – количество технических воздействий того или иного вида, выполненных в среднем за сутки;
Ксм – число смен в сутки (коэффициент сменности).
6. На следующем этапе проводится анализ затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. В затраты, связанные с выполнением ТО и Р, включают заработную плату рабочих, затраты на смазочные и обтирочные материалы, а также на мелкие детали, замена которых предусмотрена при ТО (свечи зажигания, лампы, болты, гайки, шайбы, и т.п.).
Анализ выполняется по общей сумме затрат (ЗТО и ТР) на единицу определенного вида обслуживания на 1000 км пробега с использованием следующей модели:
,
где Lсут – среднесуточный пробег на автомобиле одной модели, км;
Зн – норма затрат на ТО и ТР на 1000 км пробега, руб.
Систематическому повышению качества ТО и ТР и своевременному их выполнению способствуют оперативный анализ и контроль.
Основными объективными показателями, характеризующими качество ТО и Р подвижного состава, являются:
· вынужденные остановки на линии из-за технической неисправности;
Информация о работе Сущность управленческого анализа и его место в системе управления