Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:45, реферат
Важность и необходимость проведения управленческого анализа определяется также изменением управления в переходной экономике, постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности.
Введение
Рыночная экономика
Экономику государства упрощенно
можно рассматривать как
В условиях становления и
развития рыночной экономики важной
нашей действительности становится
налаженная система менеджмента, то
есть система управления в организации.
Для того чтобы организация работала
на рынке эффективно, руководителю
нужно конкретизировать цели и средства
достижения целей. Для этого необходимо
грамотно построить систему управления
организацией: управление производством,
управление человеческими ресурсами,
учет рынка, учет потребностей, анализ
конкурентов, внедрение новых
Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечивается механизмом управления. Механизм управления предприятием – это, прежде всего, иерархическая система администрирования органов и управленческих структур, при помощи, которой согласованно решаются основные задачи и достигаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения, используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников предприятия – от рабочего до директора.
При разработке стратегии
предприятия менеджеры должны исследовать
внешнюю среду и ситуацию внутри
предприятия. Необходимо идентифицировать
те внутренние переменные, которые
могут рассматривать как
Необходимость проведения управленческого
анализа определяется несколькими
факторами: при разработке стратегии
развития предприятия и в целом
для реализации эффективного менеджмента,
поскольку является важным этапом управленческого
цикла; для оценки привлекательности
предприятия, с точки зрения внешнего
инвестора, определения позиции
предприятия в национальных и
иных рейтингах; управленческий анализ
позволяет выявить резервы и
возможности предприятия, определить
направления адаптации
В результате проведения внутреннего
анализа предприятия можно
Результаты анализа должны заставить персонал предприятия понять и принять необходимость изменений.
Важность и необходимость проведения управленческого анализа определяется также изменением управления в переходной экономике, постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности.
1. Сущность управленческого анализа и его место в системе управления
1.1 Сущность и цель управленческого анализа
Анализ в узком смысле слова представляет собой деление явления или предмета на составные элементы для изучения их как частей целого. В переводе с греческого «анализ» означает разделение, расчленение.
Такое расчленение позволяет исследовать внутреннюю сущность явления или предмета, определить роль и значение каждого элемента, сопровождается комментариями и суждениями аналитика.
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.
Экономический анализ подразделяется на финансовый и управленческий (рис. 1.1).
Финансовый (внешний) анализ поставляет информацию преимущественно
таким категориям пользователей, которые
не управляют организацией непосредственно,
но их интересует, насколько успешна ее
деятельность (банки, поставщики, держатели
облигаций, инвесторы, налоговые органы,
страховые компании, профсоюзы и др.). Известная
ограниченность финансового анализа объясняется
содержанием финансовой отчетности, на
данных которой он основан: во-первых,
она позволяет анализировать только ретроспективные
события, во-вторых, ее «открытость» для
внешних пользователей означает лишь
возможность получения информации, но
не доступность источников достижений
в бизнес-деятельности. Управленч
Существенные
Таблица 1.1. Значимые характеристики видов экономического анализа
Классификационный признак |
Финансовый анализ |
Управленческий анализ |
Для внешних пользователей |
Для внутренних пользователей | |
Цель |
Оценка финансового состояния и финансовой состоятельности |
Экономическое обоснование управленческих решений |
Объект |
Организация в целом и по видам деятельности |
Организация в целом, структурные подразделения, аспекты видов деятельности |
Исполнители |
Аналитики и менеджеры заинтересованных контрагентов и самой организации |
Аналитики и менеджеры самой организации |
Информационная база |
Бухгалтерская (финансовая) отчетность, нормативно-справочная информация. Открыта для пользователей |
Бухгалтерская (финансовая и управленческая), налоговая, статистическая, производственная отчетность, данные первичного учета, нормативно-справочная информация, акты инвентаризации и внутреннего аудита. Преимущественно является коммерческой тайной |
Систематизированность |
Системно организованный (используются типовые формы бухгалтерской отчетности) |
Не обязательно |
Измерители |
Преимущественно стоимостные |
Стоимостные, натуральные, трудовые |
Методы |
Сравнительный, структурный, динамический, коэффициентный, матричный и др. |
Статистические, экономико-математические, факторный, графический, матричный, сравнительный, структурной динамики, коэффициентный и др. |
Вид |
Внешний ретроспективный |
Внутренний ретроспективный, оперативный и стратегический (перспективный) |
Надежность |
Преимущественно субъективен |
Преимущественно объективен |
Область принятия решения |
За пределами организации, во внешней бизнес-среде |
Менеджерами, специалистами, руководителями всех рангов, во внутренней бизнес-среде |
Управленческий анализ – это анализ бизнес-деятельности с целью принятия оптимальных
управленческих решений, в ходе которого решаются следующие основные задачи:
· качественная оценка достоверности и полноты используемой информации;
· аналитическая интерпретация информации, имеющейся в финансовой, управленческой, статистической, производственной отчетности для получения достоверных выводов с позиций основных групп пользователей;
· оценка показателей и параметров издержек, доходов и финансовых результатов для обоснования управленческих решений;
· мониторинг развития деятельности для выявления неиспользованных возможностей повышения конкурентоустойчивости организации.
От правильности и результативности управленчес
Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия управленческих решений и т.д.
Управленческий анализ интегрирует
три вида внутреннего анализа – ретроспе
Два первых направления (ретроспективный
и оперативный анализ) были свойственны
внутреннему анализу в условиях
плановой экономики. Необходимость
проведения перспективного анализа, возникшая
с переходом российских организаций
на рыночные условия хозяйствования,
переводит внутренний анализ в новое
качество, доводя его до уровня управленческого
анализа. В то время как ретроспективный
анализ отвечает на вопрос: «Как это
было?», прерогативой перспективного управленческого
анализа является поиск ответа на
вопрос: «Что будет, если?». В рамках
перспективного анализа следует
выделить краткосрочный и страт
Особенности управленческого анализа:
· комплексное изучение всех сторон деятельности организации;
· интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений в организации;
· использование всех доступных источников информации;
· ориентация результатов анализа на руководство организации;
· отсутствие регламентации с внешней стороны;
· максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны;
· границы информационного инструментария анализа простираются практически на все стороны хозяйственной жизни;
· методическое обеспечение аналитических процедур включает современные рыночные инструменты, апробированные в практике зарубежных и отечественных аналитиков;
· управленческий анализ в основном носит прогнозный характер, направлен на оценку деятельности коммерческой организации в будущем;
· аналитические процедуры нацелены на оценку бизнес-деятельности, обоснование оптимальных управленческих решений на основе выявления неиспользованных возможностей.
Объектом управленческого анализа являются хозяйствующие субъекты экономики.
Субъект управленческого анализа – это лицо, непосредственно осуществляющее управленческий анализ.
Предмет управленческого анализа – это хозяйствующие процессы, протекающие на предприятии, социально-экономическая эффективность и результаты его деятельности.
Основная цель управленческого анализа – это информационное обеспечение принятия обоснованных управленческих решений.
Проведение управленческого анализа предприятия любой отрасли народного хозяйства позволяет:
· оценить место предприятия на рынке данного товара;
· проанализировать ресурсные возможности увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования основных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов;
· оценить возможные результаты производства и реализации продукции и пути их ускорения;
· принимать решения по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых ее образцов;
· выработать стратегию управления затратами в организации;
· определить стратегию ценообразования;
· анализировать взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.
Управленческий анализ использует внутреннюю (учетную
Совокупность выбранных
Метод сравнения. Данный метод позволяет определить общее и специфическое в экономических явлениях, изучить изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.
Метод сравнения используется в следующих типичных ситуациях:
· оценка выполнения плана – сопоставление плановых и фактических значений показателей;
· определение тенденции развития экономических процессов – сравнение фактических значений показателей со значениями прошлых отчетных периодов;
· управление затратами – сравнение фактических значений показателей с нормативными;
· выявление неиспользованных резервов – сопоставление значений показателей разных предприятий одной отрасли со средними данными (по материалам государственной статистики или рейтинговых агентств);
Информация о работе Сущность управленческого анализа и его место в системе управления