Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:45, реферат
Важность и необходимость проведения управленческого анализа определяется также изменением управления в переходной экономике, постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности.
· достаточность результатов анализа для принятия управленческого решения;
· оперативность;
· рациональная (обоснованная) стоимость проведения анализа.
1.4 Экономические
и технико-организационные
Удовлетворение всего многообразия материальных и нематериальных человеческих потребностей порождает наличие большого количества предприятий, производящих множество самых разных товаров продукции, работ, услуг или занимающихся их продвижением к конечному потребителю.
В настоящее время все
функционирующие на территории России
учреждения, предприятия и организациикласс
Промышленные предприятия могут осуществлять свою деятельность в добывающей и перерабатывающей промышленности.
В рамках добывающей промышленности выделяют:
· добычу каменного угля, бурого угля и торфа;
· добычу сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях;
· добычу урановой и ториевой руд;
· добычу металлических руд;
· добычу прочих полезных ископаемых.
К перерабатывающим производствам относятся:
· производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака;
· текстильное и швейное производство;
· обработка древесины и производство изделий из дерева;
· целлюлозно-бумажное производство;
· издательская и полиграфическая деятельность;
· производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов;
· химическое производство;
· производство резиновых и пластмассовых изделий;
· производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
· металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
· производство машин и оборудования;
· производство транспортных средств и оборудования;
· обработка вторичного сырья;
· производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
· прочие производства.
Отдельно от промышленности стоят сельское и лесное хозяйства и
предоставление услуг в этих областях,рыболовство и рыбовод
Кроме сферы материального
Прочие виды коммерческой деятельности можно условно объединить в большую группу сервисных предприятий:
· деятельность гостиниц и ресторанов;
· операции с недвижимым имуществом;
· аренда машин и оборудования без оператора;
· прокат бытовых изделий и предметов личного пользования;
· деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;
· научные исследования и разработки;
· деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта;
· предоставление персональных услуг;
· предоставление прочих видов услуг.
Необходимо отметить, что финансовая деятельность (включающая финансовое посредничество, страхование, вспомогательную деятельность в сфере финансового посредничества и страхования) хотя и заключается в оказании тех или иных финансовых услуг, но является самостоятельной областью функционирования.
Исключительно в ведении государства и на финансировании бюджета находятся такие виды деятельности, как:
· государственное управление и обеспечение военной безопасности;
· обязательное социальное обеспечение;
· деятельность экстерриториальных организаций.
Преимущественно на государственном попечении и финансировании находятся образование, здравоохранение, предоставление социальных услуг, прочих коммунальных и социальных услуг.
Деление предприятий по отраслям (видам экономической деятельности) предопределено наличием существенных отличий, признаков, отличающих одну отрасль от другой:
· используемая техника (совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, орудий);
· применяемая технология (совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов в процессе производства);
· организация производственного процесса (совокупность применяемой техники и технологии);
· организация финансов (совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, система их формирования, распределения и использования) и их взаимодействие с бюджетными и внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями.
Особенности функционирования предприятий различных отраслей необходимо принимать во внимание при проведении управленческого анализа. Применение общей методики не удовлетворяет потребностям наиболее точной диагностики, что ведет к необходимости разработки и использования целого ряда частных отраслевых методик, например, для анализа:
· деятельности строительных организаций;
· предприятий агропромышленного комплекса (и производящих, и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию);
· организаций транспорта и связи, торговли и общественного питания;
· предприятий сферы услуг.
2. Содержание управленческого и финансового анализов
Необходимость формирования отдельной информации для управления, т.е. для себя, и публичной финансовой отчетности для внешних пользователей стала объективной реальностью. Отсюда и единый бухгалтерский учет, а следовательно, и анализ подразделяют по принципу субъектов пользователей на управленческий и финансовый.
Финансовый анализ – это внешний анализ, который основан на данных финансового учета и содержит открытую информацию, показывает «как это было».
Управленческий анализ – это внутренний анализ, который проводится работниками предприятия и включает любую информацию. Анализ используется для решения задач стратегического управления, связан с процессом формирования, контроля и планирования затрат, результатов деятельности. Управленческий анализ выступает в единстве производственного и финансового анализа, ему присуща комплексность подхода к производственным и финансовым показателям. Методы его проведения определяются руководством предприятия, поскольку он направлен на выработку управленческих решений конкретного субъекта хозяйствования и организацию внутрихозяйственных связей на предприятии.
Между финансовым (внешним) и управленческим (внутренним) анализом имеются принципиальные различия в организации и способах проведения, которые можно определить по следующим основным классификационным признакам (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Отличительные признаки управленческого и финансового анализа
Финансовый анализ (внешний) |
Управленческий анализ (внутренний) |
Цель анализа | |
1. Оценка: |
1. Изучение механизма достижения
максимальной прибыли и |
Объект анализа | |
Финансовое положение хозяйствующего субъекта |
1. Маркетинговая деятельность |
Периодичность проведения | |
Не реже одного раза в год, также по мере предоставления отчетности (в налоговую инспекцию, статистические органы – ежеквартально) |
По мере необходимости на нерегулярной основе и прежде всего по тем направлениям, где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация, рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции |
Информационная база | |
Бухгалтерская отчетность |
Любая информация: данные бухгалтерского, оперативного, статистического учета, нормативно-справочная информация, акты ревизий, аналитические расчеты и т.п. |
Доступность информации | |
Открыта для всех потребителей |
Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления |
Потребители информации | |
Акционеры, инвесторы, банки, поставщики, покупатели, налоговые инспекции и т.д. |
Управленческий персонал предприятия: менеджеры, директора, начальники подразделений и т.д. |
Использование методов анализа | |
Традиционные способы: |
1. Традиционные способы |
2.1 Характеристика основных видов экономического анализа
Современные условия бизнеса предопределили
создание системы информационных потоков,
отвечающих различным критериям: внешним
и внутренним потребностям, оперативности,
широте охвата источников и временных
границ и т.д. Результатом формирования
самых разнообразных
1. По объектам анализа:
§ технико-экономический, финансово-экономический, социально-экономический анализ (проводят экономические службы управления, статистические органы, социологические лаборатории и др.);
§ управленческий, маркетинговый, экономико-статистический, экономико-правовой анализ (проводят юридические службы предприятий и организаций);
§ экономико-экологический анализ (проводят органы охраны окружающей среды) и т.п.
2. По субъектам анализа (кто проводит):
§ руководство предприятия;
§ функциональные службы;
§ собственники;
§ кредитные организации;
§ аудиторские службы;
§ судебно-правовые органы.
3. По пользователям информации: внутренний и внешний.
4. По периодичности проведения: годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный, разовый, непериодический.
5. По содержанию и полноте изучаемых вопросов: полный анализ всей хозяйственной деятельности, выборочный анализ, локальный анализ деятельности отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики.
6. По методам изучения объекта:
§ сравнительный, комплексный, системный анализ;
§ детерминированный факторный, стохастический корреляционный анализ;
§ функционально-стоимостной, диагностический, маржинальный анализ;
§ анализ коммерческих рисков.
Сравнительный анализ состоит в сопоставлении достигнутых результатов хозяйственной деятельности с результатами других предприятий или объединений, в выявлении резервов дальнейшего повышения эффективности производства. Он позволяет обобщить опыт нескольких предприятий, распространить передовой опыт на сравниваемые предприятия. Виды сравнительного анализа: внутрифирменный, внутриотраслевой, межотраслевой.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – это метод системного исследования функций отдельного изделия или определенного производственно-хозяйственного процесса, или же управленческой структуры, направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, освоения производства, сбыта, промышленного и бытового потребления при высоком качестве, предельной полезности и долговечности. Основной подход к проведению ФСА – функциональность.
Исходя из имеющейся информационной базы и решаемых задач, различают экспресс-анализ и детализированный, комплексный углубленный анализ, а также современный сопоставительный анализ:
Экспресс-анализ – это общее, предварительное исследование, основанное преимущественно на данных финансовой отчетности, ориентированное на внешних пользователей. Общий обзор результатов работы промышленного предприятия или экспресс-анализ является первым этапом, с которого необходимо начинать анализ производственно-финансовой деятельности. Этот этап позволяет дать общую оценку работы предприятия, не раскрывая внутреннего содержания каждого фактора, повлиявшего на формирование отдельных показателей, а также предоставляет возможность непосредственно ознакомиться с масштабами производства, его особенностями. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста товарной продукции выше темпов роста реализации продукции, то это признак затоваривания.
Детализированный, комплексный (углубленный) анализ проводится с привлечением данных аналитического (управленческого) учета и является коммерческой тайной, рассчитан на управленческий персонал. Его цель – подробная характеристика финансового положения предприятия и возможностей развития на перспективу.
Современный сопоставительный анализ имеет особое эффективное направление – бенчмаркинг. Основу его составляет сравнение деятельности предприятий-конкурентов и передовых фирм других отраслей. Целью такого сопоставительного анализа является стратегическое планирование исходя из исследованных лучших параметров.
7. По временному признаку:
§ текущий (ретроспективный) или периодический анализ;
§ оперативный анализ;
§ перспективный (прогнозный) анализ.
Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статистической отчетности, и позволяет оценить работу предприятия за месяц, квартал, год нарастающим итогом. Он является базой для перспективного анализа.
Недостаток: все выявленные резервы – это потерянные возможности.
Оперативный анализ проводится в ходе производственной деятельности, является элементом планово-диспетчерского управления. Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей: производство, отгрузка и реализация продукции, использование рабочей силы, производственного оборудования, материальных ресурсов, себестоимость, прибыль, рентабельность, платежеспособность. Анализ основан на данных первичного учета: оперативного, технического, бухгалтерского, статистического.
Недостаток: относительная неточность, связанная с приближенностью в расчетах.
3. Управленческий
анализ деятельности
3.1 Особенности
деятельности предприятий
Информация о работе Сущность управленческого анализа и его место в системе управления