Сущность управленческого анализа и его место в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

Важность и необходимость проведения управленческого анализа определяется также изменением управления в переходной экономике, постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности.

Работа содержит 1 файл

Управленческий анализ в отраслях.docx

— 90.54 Кб (Скачать)

Также ранжирование – расстановка элементов системы по рангу, по признакам значимости, масштабности; установление порядка расположения, места лиц, проблем, целей и задач в зависимости от их важности, весомости.

Метод балльной оценки – метод аналитической оценки объекта исследования по совокупности факторов в соответствии со шкалой оценки этих факторов по степени сложности и удельным весом каждого фактора.

Анкетирование – средство получения информации для обследования, применяется в экономических, социологических, социально-психологических, демографических исследованиях. При анкетировании каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, необходимо ответить на вопросы анкеты. Вопросы бываютоткрытые (дается свободный ответ) и закрытые (ответ состоит в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений).

Опрос – способ получения социологической информации о различных потребностях или удовлетворенности опрашиваемых групп. Опросы могут проводиться методом анкетирования или методом интервьюирования.

Также с помощью опроса потребителей определяется, с какими качествами, возможностями ассоциируется  у потребителя марка известного товара.

Аналитическое исследование, его результаты и их использование  в управлении производством должны соответствовать определенным методологическим принципам.

1.   Государственный подход. Оценка результатов деятельности организации должна учитывать ее соответствие требованиям законодательства, государственной экономической, экологической и социальной политике.

2.   Научный характер. Экономический анализ учитывает требования экономических законов, предусматривает использование современных актуальных методов экономических исследований.

3.   Комплексность. Это основное качество экономического управленческого анализа, которое заключается в рассмотрении всех сторон деятельности исследуемого объекта, всех причинно-следственных связей отдельных элементов экономической системы.

4.   Системность. Каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамичная система, состоящая из элементов, связанных между собой и с внешней средой.

5.   Объективность, конкретность, точность. Результаты анализа должны отражать объективную реальность и базироваться на достоверной информации и точных аналитических расчетах.

6.   Действенность. Анализ должен активно воздействовать на ход производственного процесса и его результаты, своевременно выявлять недостатки в работе и резервы улучшения ее показателей, информировать руководство организации.

7.   Плановость. Проведение анализа должно соответствовать плану мероприятий, в котором закладываются сроки работ, исполнители и формы контроля за достоверностью полученных результатов.

8.   Оперативность. Анализ должен проводиться быстро и четко, исключая вопросы, затеняющие сущность изучаемой проблемы. Это обеспечивает эффективность принимаемого управленческого решения.

9.   Демократизм – предполагает участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

10. Эффективность. Затраты на проведение анализа должны быть значительно меньше эффекта, получаемого от него.

Разработка и  внедрение на предприятиях системы  управленческого анализа должно базироваться наследующих принципах:

·   управленческий анализ выступает в единстве анализа производственных и финансовых показателейдля принятия тактических и стратегических управленческих решений по эффективному функционированию предприятия в рыночных условиях;

·   управленческий анализ должен быть комплексным, что предусматривает изучение экономической и технической сторон производства, а также взаимосвязи с ним социальных и природных условий;

·   системность подразумевает анализ предприятия как целостной системы.

 

1.2 Управленческий анализ  как функция управления

Функции управления появились в результате разделения, специализации управленческого труда, поскольку доказана эффективность такого подхода к управлению организацией, при котором полномочия делегируются.

Анализ, в том числе управленческий, является одной из функций менеджмента (рис. 1.4).

Управленческий анализ – это основа процесса управления, так как:

1) управленческий анализ  является одной из функций  менеджмента – процесса управления;

2) управленческий анализ  пронизывает весь процесс управления. Он предшествует решениям и  действиям, обосновывает их, контролирует  их выполнение и аргументирует  мероприятия по повышению эффективности  деятельности организации при  последующем принятии решений;

3) анализ (в частности управленческий) как самостоятельный вид профессиональной  деятельности может быть представлен  в организации отдельной штатной  деятельностью управленческого  аппарата.

Экономический управленческий анализ в процессе управления выступает  как элемент обратной связимежду управляющей и управляемой системой.

Управляющая система – это совокупность органов (руководство предприятия разных уровней), средств, инструментов и методов управления.

Управляемая система – это хозяйственный процесс (чаще всего, производственный процесс).

Управленческий анализ позволяет  уменьшить неопределенность исходной информации и риск, связанный с  выбором правильного решения.

Успех предпринимательской деятельности во многом предопределяется обоснованностью  управленческих решений, генерируемых менеджментом предприятия. Однако нередко решения, принимаемые руководством, не имеют должного экономического обоснования. Объясняется это, на наш взгляд, двумя причинами:

1) руководители больше  полагаются на свои организаторские  способности, интуицию и опыт, нежели на данные бухгалтерского  учета;

2) в постановке бухгалтерского, в том числе и внутрипроизводственного  учета предприятия ориентируются  главным образом на необходимость  представления бухгалтерской отчетности  в налоговые органы и соблюдения  требований налогового законодательства  в части признания тех или  иных расходов для целей налогообложения.

Первым этапом создания системы управления является установление ее стандартов. Это этап определения ориентиров, относительно которых будет оцениваться деятельность системы и осуществляться контроль. При определении стандартов за основу принимаются цели функционирования системы. Они могут описываться с использованием количественных, качественных и временных переменных. Обычно цели конкретизируются в планах, программах деятельности системы.

Программы и планы  разрабатываются с участием аналитиков, задачами которых являются обоснование плановых показателей и моделирование возможных результатов деятельности. Установление стандартов дает отправную точку, относительно которой оценивается выполнение планов и движение к намеченной цели.

После того как стандарты установлены, и деятельность началась, менеджмент осуществляет второй этап –наблюдение и проверку. Проверка представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и периодического обследования работы, процесса функционирования и результатов деятельности экономической системы. Наблюдение и проверка дают аналитику необходимую информацию, а также позволяют корректировать методики анализа и инструментарий, применявшийся на этапе планирования.

Анализ показателей деятельности организации характеризует третий этап процесса управления – измерение фактически достигнутых результатов. При сопоставлении достигнутых результатов с установленными на первом этапе стандартами, прежде всего, устанавливаются масштабы допустимых отклонений.

Размер отклонения зависит от:

·   характеристики самого контрольного стандарта. Например, недопустимо отклонение от интервального значения обязательного экономического норматива. Отклонение от установленного размера риска должно находиться в заданных руководством организации пределах, и все колебания подвергаются жесткому контролю, поскольку влияют на устойчивость деятельности в целом. Величина административных расходов является менее существенным фактором и, соответственно, анализируется с меньшим пристрастием;

·   масштабов финансово-хозяйственной деятельности показателей. Чем масштабнее функционирующая система, тем выше риски и тем большая вероятность отклонения от нормативов;

·   принятой стратегии развития системы. Если предприятие в качестве стратегии выбирает расширение своих позиций на рынке, то очень часто определение снижения рентабельности отдельных видов продукции является положительным фактором, потому что оно дает возможность предприятию в большей мере реализовать свою продукцию по приемлемой для потребителя цене и занять большую нишу на товарном рынке.

Заключительный  этап – осуществление необходимых корректировочных действий – подразумевает анализ связи выявленных отклонений с предыдущими действиями по реализации процесса управленияорганизацией. Выявленные на третьем этапе отклонения определяют направление корректировочных действий:

·   если отклонения незначительные, менеджмент может не делать корректировок;

·   если отклонения значительны, ликвидировать их можно либо доведением фактических результатов до уровня стандартов, либо путем корректировки самих стандартов. В обоих случаях предоставляется обоснование на основе результатов проведенного экономического анализа;

·   крайним случаем оценки рассматриваемого процесса управления может явиться мнение о неверной постановке самой цели деятельности. Тогда корректировке подвергается стратегия развития организации (изменение целевой группы клиентов, их отраслевой принадлежности, смена рынков сбыта, иная организация бизнеса) либо принимается решение о ликвидации бизнеса.

 

1.3 Направления и основные  этапы управленческого анализа

Направления управленческого  анализа непосредственно связаны с процессами производственно-хозяйственной деятельности организации и с ресурсами, используемыми в этих процессах.

Экономический анализ всегда служит целям управления как средство обоснования управленческих решений на всех стадиях деятельности организации.

Отразим в виде блок-схемы  все процессы производственно-хозяйственной  деятельности организации во взаимосвязи  с ресурсами.

Производственно-хозяйственная  деятельность представляет собой наложение процессов на ресурсы. «Входом» являются ресурсы, материальные потоки. Ресурсы проходят через различные процессы, в том числе и производственный. Затем они «выходят» в виде результатов (готовой продукции, прибыли, финансовых операций).

Представление процесса управления в виде блоков дает возможность детально проследить все направления экономического анализа, возникающего в каждом блоке, и более четко отследить объекты  управленческого и финансового  анализа.

Направлениями управленческого  анализа предприятия являются анализ ресурсов (1, 2, 3) и анализ результатов (5, 6). Если обратиться к процессам производственно-хозяйственной деятельности, то направления управленческого анализа будут охватывать потоки группы «А» и «Б», а также частично – «В».

Все остальные элементы относятся  к сфере финансового анализа.

Для качественного проведения управленческого анализа всех вышеперечисленных  направлений его необходимо выполнять, соблюдая следующие основные этапы.

1.   Постановка цели проведения анализа. Разработка задач для ее реализации. Формулирование и согласование задания с заказчиком.

2.   Организация процесса анализа. Решаются вопросы: согласование задач с заказчиком, определение круга специалистов, согласование сроков работы, составление графика работ, определение формы представления материала.

3.   Отбор системы показателей, необходимых для данного анализа.

4.   Отбор источников информации.

5.   Обработка и анализ полученной информации.

6.   Проведение расчетно-аналитических процедур:

o оценка состояния вопроса  на момент принятия управленческого  решения;

o оценка эффективности  функционирования объекта анализа;

o детализированный анализ;

o изучение причинно-следственных  связей внутри объекта, проведение  факторного анализа, выделение  и систематизация важнейших факторов.

7.   Оформление результатов анализа.

8.   Выработка рекомендаций по результатам анализа:

o систематизация положительных  и отрицательных факторов развития  экономической системы;

o предложения по поиску, выявлению и мобилизации резервов повышения эффективности функционирования экономической системы.

9.   Дерево вариантов. Выработка возможно большего числа управленческих решений в соответствии с полученными результатами анализа.

10. Анализ вариантов. Сравнительный анализ разработанных вариантов по установленному критерию (системе показателей). Выбор наилучшего варианта.

11. Осуществление выбранного варианта. Оформление результатов анализа, передача проекта заказчику, реализация решения.

12. Анализ эффективности управленческого решения:

o анализ как непрерывный  процесс сопоставления результатов  деятельности;

o итоговый анализ по  результатам реализации решения;

o анализ выполнения показателей  бизнес-плана;

o корректировка решения.

Состав и содержание этапов анализа  определяются аналитиком исходя из критерия эффективности. Применительно к экономическому анализу эффективность может быть описана одновременным соблюдениемследующих условий:

Информация о работе Сущность управленческого анализа и его место в системе управления