Сущность экономической интеграции, причины и формы развития, признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы предлагаемого исследования заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.
Объектом исследования данной работы является определение сущности понятия международной экономической интеграции и выделение ее этапов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 5
1.1 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 6
1.2 ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 8
1.3 ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 10
1.4 ПРИЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 14
1.5 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ 16
2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ, КЛАСТЕРЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ. 20
3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЕЧСКИЕ СВЯЗИ БЕЛАРУСИ СО СТРАНАМИ НЕ ВХОДЯЩИМИ В СНГ 27
4. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ СНГ 31
4.1 ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СНГ 31
4.2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН СНГ 32
4.3 ЭТАПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН СНГ 33
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ БЕЛАРУСИ СО СТРАНАМИ СНГ 34
5.1 ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СО СТРАНАМИ СНГ 35
5.2 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ С РОССИЕЙ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В 51

Работа содержит 1 файл

курсач по макроэкономике.docx

— 137.60 Кб (Скачать)

данный этап успешно прошел только ЕС.

Несоответствие форм собственности  в белорусской экономике объективным  законам экономической интеграции приводит к тому, что реального  развития международного обобществления производства – интернационализации  производства не происходило. Между  тем интернационализация производства, как неотъемлемая и естественная часть экономической интеграции, экономически выгодна, поскольку, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы и технологии двух стран  – партнеров по строительству  СГ, а во-вторых, дает экономию в масштабе производства.

Второй фактор (масштаб  производства) в современных условиях белорусской экономики наиболее важен, так как белорусское руководство  из года в год декларируя развитие прежде всего высокотехнологической и инновационной экономики, не может решить проблему инвестиций.

Высокотехнологичное производство требует высоких начальных инвестиций, которые окупятся, только если производство будет крупномасштабным, иначе высокая  цена даже при высоких потребительских  свойствах не позволит решить проблему сбыта. Поскольку внутренние рынки большинства стран (даже таких стран, как Россия) не обеспечивают достаточно высокого спроса, то требующее больших затрат высокотехнологичное производство (автомобиле- и самолетостроение, производство ЭВМ, космические технологии…) становится выгодным при работе не только на внутренний, но и на внешние рынки. К сожалению десятилетие развитие российско – белорусской интеграции так и не привело к появлению примеров интернационализации производства высокотехнологичной продукции. Создание высокоскоростных суперкомпьютеров («Скиф») оказалось единственным проектом, направленным на получение экспортного товара с высокой долей новейших технологий, но проект так и не вошел в производственную серийную сферу своего развития, оставшись на стадии единичных экземпляров.

Инвестиции в рамках союзного интеграционного проекта в условиях доминирования государственного сектора  в белорусской экономике, сложном  и репрессивном характере законодательства (регистрация предприятия, контроль государства над его деятельностью, рекордно высокая налоговая нагрузка), отсутствие защиты инвестиций (расширенные возможности применения государством т.н. «золотой акции») оказались возможны только в виде дотаций из российского бюджета, оформленных в виде союзных программ и прямого дотирования при помощи заниженных цен на поставляемые в РБ энергоносители (газ, нефть, т.д.).

В наибольшей степени проблемы интернационализации производства двух государств – партнеров по созданию Союзного Государства проявились в сфере транспортировки энергоресурсов.

Объективно, даже в условиях существования в РБ и РФ разных типов экономик, определенная интернационализация  экономик двух стран возможна. Простейшая ситуация – это когда между  разными странами устанавливаются  устойчивые экономические связи  по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает свой особый набор отраслей, чтобы продавать их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку приобретать товары тех отраслей, которые лучше развиты в других странах (например, Россия специализируется на добыче и экспорте энергоресурсов, импортируя потребительские промтовары). Страны получают при этом обоюдные выгоды, но их экономика развивается несколько односторонне и сильно зависит от мирового рынка.

В теории интернационализация  производства одновременно и на общемировом  уровне, и на уровне отдельных регионов. Для стимулирования этого объективного процесса создаются специальные  наднациональные экономические организации, регулирующие мировую экономику и перехватывающие часть экономического суверенитета у национальных государств. В рамках Союзного государства существует союзный Совмин, который регулярно собирается (раз в квартал), но решает в основном вопросы распределения ресурсов для РБ и допуска белорусской продукции к рынку РФ.

В рамках Союзного Совмина, с одной стороны белорусская  сторона выступала в роли единого  собственника валютно - финансовых ресурсов страны и ее производственных активов, опиралась на государственный бюджет и имело возможность производить быстрые мобилизации ресурсов для решения тех или иных государственных задач. С другой стороны, российская сторона могла использовать только российский бюджет и свое влияние в ряде энергетических монополиях, что в итоге приводило к принятию дотационных мер, введению преференций и льгот для белорусской экономики, включая в поставках российских энергоносителей на белорусские нефтеперерабатывающие предприятия.

Естественной целью экономической  интернационализации является выравнивание экономических параметров стран-участниц. В международном масштабе этот процесс стремятся направлять международные экономические организации (например, ЮНКТАД) при Организации Объединенных Наций. Однако результаты их деятельности до сих пор выглядят малозначительными. С гораздо более ощутимым эффектом подобная интернационализация развивается не на всемирном, а на региональном уровне в виде создания интеграционных союзов различных групп стран. Однако в рамках российско – белорусской экономической интеграции данная задача инициаторами не ставилась по целому ряду причин:

 

- несопоставимые размеры  экономик двух стран;

- российско – белорусская интеграция совпали с выбором у стран – парнеров собственных и принципиально отличных друг от друга систем социально- экономического развития;

- различные принципы статистической  отчетности, принятые в РФ и  РБ

 

Искажение и политическое ускорение процесса экономической  интеграции между Россией и Белоруссией  нарушило логику строительства экономического союза, привело к его стагнации. Стремление российской стороны ускорить интеграционный проект привело к  решению о необходимости введения российского рубля в качестве не только единой валюты Союзного Государства, что было закреплено в союзных  документах, принятых в декабре 1999 г., но и в качестве эффективного стимула  для активизации российско-белорусской  интеграции.

План скорейшего ввода  единого платежного средства готовился  Цетробанком РФ и Национальным Банком РБ в течение ряда лет. Согласно конкретных расчетов российских и белорусских специалистов и Белоруссия и Россия должны во много выиграть от введения российского рубля в качестве платежного средства на территории Союзного государства. Однако трижды планы по вводу единой валюты СГ срывались.

Стоит отметить, что белорусский  политический класс, причем, как власть, так и оппозиция фактически отвергли ввод российского рубля в денежное обращение РБ в качестве единой валюты СГ.

В частности, по мнению А. Лукашенко, «создание монетарного союза  с Россией до принятия Конституционного акта «союзного государства» приведет к утрате суверенитета Беларуси». Глава  белорусского государства считает, что "Если вводить российский рубль  мы должны понимать - что из этого  будет. А это прописано в Конституции, которую мы планируем принять  на референдуме. Давайте принимать  Конституционный акт, где есть раздел - финансовая система государства  и все остальное в комплексе… Зачем телегу впереди лошади ставить? Почему из контекста вырывают один вопрос - введение денежной единицы и говорят нам: берите российский рубль себе».

По мнению белорусского руководства, переход на единую валюту в значительной степени есть результирующий шаг по единству таможенно - тарифной, налоговой, бюджетной политики России и Белоруссии. В данном случае, белорусская сторона настаивает на «беспрепятственном» допуске к российским энергоносителям (по внутренним российским ценам) и компенсации в 2 млрд. долларов США. Однако,процессы унификации таможенной, налоговой и бюджетной политики двух стран неоправданно затянулись.

Российско – белорусская экономическая интеграция изначально была перегружена задачами пропагандистского и политического характера. Экономическая основа Союзного Государства должна была носить образцовый характер для интеграционных проектов на постсоветском пространстве и демонстрации конкурентоспособный вариант интеграции на фоне европейского интеграционного процесса. Составной частью пропагандисткой составляющей российско – белорусской экономической интеграции являлся комплекс преференций, льгот и дотаций, включая допуск на российский рынок и поставка российских энергоносителей по сознательно заниженным ценам.

Российско – белорусская экономическая интеграция оказалась подвержена ряду взаимоисключающих тенденций. С одной стороны, объективно страны – участники проекта заинтересованы в рынках друг друга (прежде всего, Белоруссия заинтересована в рынке РФ) по причине невысокой конкурентоспособности своих экспортных товаров. Одновременно, страны испытывают мощное воздействие объективных факторов, отталкивающих их друг от друга, являющихся традиционными для угасания интеграционных процессов на постсоветском пространстве - экономическое неравенство участников, различия их политических систем, стремление избавиться от «гегемонизма» крупных и сильных стран, переориентироваться на более перспективный мировой рынок.

Однако только по мере развития экономического союза в странах  могут сложиться предпосылки  для высшей ступени региональной интеграции – политического союза. Стимулирование административными  и политическими методами экономической  интеграции подготовило процесс  стагнации всего российско – белорусского интеграционного процесса.

Политический союз должен быть завершающим этапом превращения  единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому должен был возникнуть новый многонациональный  субъект мирохозяйственных и  международных политических отношений, который выступает с позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этого союза, в  данном случае Союзного Государства  России и Белоруссии. Фактически должно было произойти формирование нового крупного федеративного государства. Говорить о том, что СГ подошло  к данной высокой ступени своего развития не приходится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе курсовой работы я  раскрыла сущность понятия международной  экономической интеграции, определила объективные предпосылки, уровни, цели, задачи и преимущества интеграции. В работе была отражена эволюция типов интеграционных объединений, была дана подробная характеристика каждому из них: преференциальным торговым соглашениям, зонам свободной торговли, таможенным союзам, общему рынку, экономическим и политическим союзам.

Международная экономическая  интеграция это процесс срастания  экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Классические формы международной  экономической интеграции: зоны свободной  торговли, когда отменяются торговые ограничения между странами участницами  интеграционного объединения и  прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ для товаров, услуг, капитала и людей; экономический союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.

Белорусская модель социально-экономического развития - это, прежде всего, высокоэффективная  экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным  государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и  совершенствовании производства, а  наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует, во-первых, высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда. Во-вторых, это здоровая экологическая среда, характеризующаяся рациональным использованием природных ресурсов и сохранением природы не только для нынешних, но и будущих поколений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Таможенный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 17 декабря 1997 г. Одобрен Советом Республики 20 декабря 1997 г. Мн.: Амалфея, 2002.
  2. Мировая экономика. Учебник / М., Изд-во БЕК, 2000.
  3. Экономика: Учебник / под ред. А. С. Булатова. – М.: Экономика, 2006. – 831с.
  4. Таможенное сотрудничество в рамках Союза Беларуси и России, Евразийского союза, СНГ // Игнатюк А. З. Таможенное право Республики Беларусь. Гл. 17. 17.2. С. 376—381.
  5. Камаев, В.Д. Экономическая теория / В.Д. Камаев. – М.: «Владос», 2002. – 640с.
  6. Кухаренко В. Б., Пыжик А. В. Совершенствование деятельности таможен Союзного государства на пути содействия торговле // Безопасность Евразии. 2002. № 2 (8). С. 407—415.
  7. Мясникович, М.В. Республика Беларусь на пути к новой экономике/ М.В. Мясникович_Минск: Беларус. Навука, 2009 – 292с.
  8. Насута С., Юрик В. Союз Беларуси и России: от таможенного союза к зоне свободной торговли, а далее куда? // Белорусский банковский бюллетень. 2001. № 1 (108). С. 39—46.
  9. Сиротский А. Н. Комментарий к Таможенному кодексу Республики Беларусь / Под ред. В. А. Гошина. 2-е изд., испр. и доп. Мн.: Амалфея,
  10. Шевченко И.В., Нарский В.А., Заболоцкая В.В. Проблемы валютно-финансовой интеграции стран СНГ // Финансы и кредит. 2002. № 14 (104).
  11. Шимов В. Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы: Моногр./В.Н. Шимов. – Мн.: БГЭУ, 2003 – 229с.
  12. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов (и др.); под ред. В. Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751с. 2002.
  13. Интернет ресурс http://www.krugosvet.ru/enc/ekonomika_i_pravo/ Онлайн Энциклопедия Кругосвет, Экономическая интеграция

Информация о работе Сущность экономической интеграции, причины и формы развития, признаки