Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа
Актуальность темы предлагаемого исследования заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.
Объектом исследования данной работы является определение сущности понятия международной экономической интеграции и выделение ее этапов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 5
1.1 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 6
1.2 ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 8
1.3 ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 10
1.4 ПРИЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 14
1.5 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ 16
2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ, КЛАСТЕРЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ. 20
3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЕЧСКИЕ СВЯЗИ БЕЛАРУСИ СО СТРАНАМИ НЕ ВХОДЯЩИМИ В СНГ 27
4. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ СНГ 31
4.1 ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СНГ 31
4.2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН СНГ 32
4.3 ЭТАПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН СНГ 33
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ БЕЛАРУСИ СО СТРАНАМИ СНГ 34
5.1 ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СО СТРАНАМИ СНГ 35
5.2 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ С РОССИЕЙ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В 51
данный этап успешно прошел только ЕС.
Несоответствие форм собственности
в белорусской экономике
Второй фактор (масштаб
производства) в современных условиях
белорусской экономики наиболее
важен, так как белорусское
Высокотехнологичное производство
требует высоких начальных
Инвестиции в рамках союзного
интеграционного проекта в
В наибольшей степени проблемы
интернационализации
Объективно, даже в условиях существования в РБ и РФ разных типов экономик, определенная интернационализация экономик двух стран возможна. Простейшая ситуация – это когда между разными странами устанавливаются устойчивые экономические связи по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает свой особый набор отраслей, чтобы продавать их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку приобретать товары тех отраслей, которые лучше развиты в других странах (например, Россия специализируется на добыче и экспорте энергоресурсов, импортируя потребительские промтовары). Страны получают при этом обоюдные выгоды, но их экономика развивается несколько односторонне и сильно зависит от мирового рынка.
В теории интернационализация производства одновременно и на общемировом уровне, и на уровне отдельных регионов. Для стимулирования этого объективного процесса создаются специальные наднациональные экономические организации, регулирующие мировую экономику и перехватывающие часть экономического суверенитета у национальных государств. В рамках Союзного государства существует союзный Совмин, который регулярно собирается (раз в квартал), но решает в основном вопросы распределения ресурсов для РБ и допуска белорусской продукции к рынку РФ.
В рамках Союзного Совмина, с одной стороны белорусская сторона выступала в роли единого собственника валютно - финансовых ресурсов страны и ее производственных активов, опиралась на государственный бюджет и имело возможность производить быстрые мобилизации ресурсов для решения тех или иных государственных задач. С другой стороны, российская сторона могла использовать только российский бюджет и свое влияние в ряде энергетических монополиях, что в итоге приводило к принятию дотационных мер, введению преференций и льгот для белорусской экономики, включая в поставках российских энергоносителей на белорусские нефтеперерабатывающие предприятия.
Естественной целью
- несопоставимые размеры экономик двух стран;
- российско – белорусская интеграция совпали с выбором у стран – парнеров собственных и принципиально отличных друг от друга систем социально- экономического развития;
- различные принципы
Искажение и политическое
ускорение процесса экономической
интеграции между Россией и Белоруссией
нарушило логику строительства экономического
союза, привело к его стагнации.
Стремление российской стороны ускорить
интеграционный проект привело к
решению о необходимости
План скорейшего ввода единого платежного средства готовился Цетробанком РФ и Национальным Банком РБ в течение ряда лет. Согласно конкретных расчетов российских и белорусских специалистов и Белоруссия и Россия должны во много выиграть от введения российского рубля в качестве платежного средства на территории Союзного государства. Однако трижды планы по вводу единой валюты СГ срывались.
Стоит отметить, что белорусский политический класс, причем, как власть, так и оппозиция фактически отвергли ввод российского рубля в денежное обращение РБ в качестве единой валюты СГ.
В частности, по мнению А. Лукашенко, «создание монетарного союза с Россией до принятия Конституционного акта «союзного государства» приведет к утрате суверенитета Беларуси». Глава белорусского государства считает, что "Если вводить российский рубль мы должны понимать - что из этого будет. А это прописано в Конституции, которую мы планируем принять на референдуме. Давайте принимать Конституционный акт, где есть раздел - финансовая система государства и все остальное в комплексе… Зачем телегу впереди лошади ставить? Почему из контекста вырывают один вопрос - введение денежной единицы и говорят нам: берите российский рубль себе».
По мнению белорусского руководства, переход на единую валюту в значительной степени есть результирующий шаг по единству таможенно - тарифной, налоговой, бюджетной политики России и Белоруссии. В данном случае, белорусская сторона настаивает на «беспрепятственном» допуске к российским энергоносителям (по внутренним российским ценам) и компенсации в 2 млрд. долларов США. Однако,процессы унификации таможенной, налоговой и бюджетной политики двух стран неоправданно затянулись.
Российско – белорусская экономическая интеграция изначально была перегружена задачами пропагандистского и политического характера. Экономическая основа Союзного Государства должна была носить образцовый характер для интеграционных проектов на постсоветском пространстве и демонстрации конкурентоспособный вариант интеграции на фоне европейского интеграционного процесса. Составной частью пропагандисткой составляющей российско – белорусской экономической интеграции являлся комплекс преференций, льгот и дотаций, включая допуск на российский рынок и поставка российских энергоносителей по сознательно заниженным ценам.
Российско – белорусская экономическая интеграция оказалась подвержена ряду взаимоисключающих тенденций. С одной стороны, объективно страны – участники проекта заинтересованы в рынках друг друга (прежде всего, Белоруссия заинтересована в рынке РФ) по причине невысокой конкурентоспособности своих экспортных товаров. Одновременно, страны испытывают мощное воздействие объективных факторов, отталкивающих их друг от друга, являющихся традиционными для угасания интеграционных процессов на постсоветском пространстве - экономическое неравенство участников, различия их политических систем, стремление избавиться от «гегемонизма» крупных и сильных стран, переориентироваться на более перспективный мировой рынок.
Однако только по мере развития экономического союза в странах могут сложиться предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – политического союза. Стимулирование административными и политическими методами экономической интеграции подготовило процесс стагнации всего российско – белорусского интеграционного процесса.
Политический союз должен
быть завершающим этапом превращения
единого рыночного пространства
в целостный хозяйственно-
В ходе курсовой работы я раскрыла сущность понятия международной экономической интеграции, определила объективные предпосылки, уровни, цели, задачи и преимущества интеграции. В работе была отражена эволюция типов интеграционных объединений, была дана подробная характеристика каждому из них: преференциальным торговым соглашениям, зонам свободной торговли, таможенным союзам, общему рынку, экономическим и политическим союзам.
Международная экономическая интеграция это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Классические формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения между странами участницами интеграционного объединения и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ для товаров, услуг, капитала и людей; экономический союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.
Белорусская модель социально-экономического
развития - это, прежде всего, высокоэффективная
экономика с развитым предпринимательством
и рыночной инфраструктурой, действенным
государственным
Информация о работе Сущность экономической интеграции, причины и формы развития, признаки