Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа
Актуальность темы предлагаемого исследования заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.
Объектом исследования данной работы является определение сущности понятия международной экономической интеграции и выделение ее этапов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 5
1.1 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 6
1.2 ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 8
1.3 ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 10
1.4 ПРИЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 14
1.5 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ 16
2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ, КЛАСТЕРЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ. 20
3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЕЧСКИЕ СВЯЗИ БЕЛАРУСИ СО СТРАНАМИ НЕ ВХОДЯЩИМИ В СНГ 27
4. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ СНГ 31
4.1 ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СНГ 31
4.2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН СНГ 32
4.3 ЭТАПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН СНГ 33
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ БЕЛАРУСИ СО СТРАНАМИ СНГ 34
5.1 ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СО СТРАНАМИ СНГ 35
5.2 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ С РОССИЕЙ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В 51
Кластерный подход во многом снимает проблему приватизации: в кластерных структурах успешно взаимодействуют субъекты самых различных форм собственности. В этих структурах возможно на основе общей экономической заинтересованности возродить систему отраслевых НИИ и маркетинговых центров, разрабатывающих соответствующие инновационные стратегии. Наконец, это снимет с государственных органов значительный объем работы и ответственности, освободив «управленческие мощности» для решения задач макроэкономического регулирования.
Например, в мае 2008 г. дал первую продукцию уникальный комплекс - завод по производству бумаги в Шклове. Поскольку там пять различных предприятий, то будет правильно говорить о нем, как о мощном комбинате, или кластере.
Ориентация на эффективность и меры по модернизации потребуют новых подходов к решению социальных вопросов (содержание социальной сферы предприятий, переобучение безработных и т. п.). В их основу можно положить радикальное повышение эффективности государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса. Малые предприятия должны быть интегрированы в структуры вало- и градообразующих предприятий, работая как в рамках производственной кооперации и бизнес-услуг - маркетинг, консалтинг, инжиниринг, так и по обслуживанию социальной сферы - отдых, здравоохранение, повышение квалификации и т. п. Так, в развитых странах на 1000 жителей приходится в 15-20 раз больше малых предприятий, чем в Беларуси, и производят они более половины ВВП, в Беларуси - только 7-8% [7, c.280].
Кластеры (научно-производственные, торговые, инжиниринговые) при правильной их организации обеспечивают устойчивые конкурентные позиции на мировых рынках и по своей сути являются элементом глобальной экономики. Поэтому данная форма функционирования хозяйствующих групп весьма актуальна для белорусской экономики. Следует учитывать, что у кластеров есть и будет немало противников: от конкурентов и контролеров до отдельных госорганов, предпочитающих «ручное» управление и демонстрацию властных полномочий. Особенно характерна такая позиция для управленцев среднего звена, которые извлекают из административно-рыночной системы свои дивиденды, что-то разрешая, что-то согласовывая и не неся при этом практически никакой ответственности, поскольку она возлагается на руководителя предприятия и министра.
Идея
кластерной интеграции может потерпеть
неудачу, если не будут законодательно
урегулированы экономико-
Республика Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества. В 2005 г. Беларусь осуществляла внешнеторговое сотрудничество со 174 странами мира, товары поставлялись на рынки 137 государств, импортировалась продукция 158 стран.
Важнейшей тенденцией динамики географической структуры внешней торговли Беларуси является все большая ориентация торговых потоков на страны вне СНГ. Товарооборот республики с этими странами увеличился в 2004 г. по сравнению с 1995 г. в 3 раза, в том числе экспорт товаров — в 3,6, импорт — в 2,4 раза. Доля стран вне СНГ в общем объеме товарооборота Республики Беларусь возросла за этот период с 35,3 до 36,6 %, в том числе экспорта — с 37,0 до 46,9 %, а импорта товаров уменьшилась с 33,9 до 27,9 % (табл. 3.1) [12, c.715]
Таблица 3.1
Внешняя торговля Республики Беларусь со странами вне СНГ и Европейского союза, млн дол. США
Показатель |
Внешнеторговый оборот |
Экспорт товаров |
Импорт товаров |
Сальдо |
||||||||
1995г. |
2000г. |
2004 г. |
1995г. |
2000г. |
2004г. |
1996г. |
2000г. |
2004г. |
1996 г. |
2000г. |
2004г. | |
Страны вне СНГ: |
3663,2 |
5503,0 |
11063,9 |
1776,4 |
2927,2 |
6455,9 |
1886,8 |
2575,8 |
4608,0 |
-110,4 |
351,4 |
1847,9 |
ЕС по кругу стран на начало 2005 г. |
2821,1 |
3884,2 |
8210,4 |
1309,2 |
2051,1 |
4970,0 |
1511,9 |
1833,1 |
3240,4 |
-202,7 |
218,0 |
1729,6 |
ЕС по кругу стран до 1 мая 2004 г. |
1506,2
|
1980,0
|
5555,7
|
575,8
|
689,6
|
3312,0
|
930,4
|
1290,4
|
2243,7
|
-354,6 |
-600,8 |
1068,3 |
% к общему объему: страны вне СНГ |
100,0 35,3 |
100,0 34,5 |
100,0 36,5 |
100,0 37,0 |
100,0 40,0 |
100,0 46,9 |
100,0 33,9 |
100,0 29,8 |
100,0 27,8 |
|||
ЕС по кругу стран на начало 2005 г. |
27,2 |
24,3 |
27,1 |
27,3 |
28,0 |
36,1 |
27,2 |
21,2 |
19,6 |
|||
ЕС по кругу стран до 1 мая 2004 г. |
14,5 |
12,4 |
18,4 |
12,0 |
9,4 |
24,0 |
16,7 |
14,9 |
13,6 |
|||
% к объему по странам вне СНГ: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|||
Показатель |
Внешнеторговый оборот |
Экспорт товаров |
Импорт товаров |
Сальдо | ||||||||
1995г. |
2000г. |
2004 г. |
1995г. |
2000г. |
2004г. |
1996г. |
2000г. |
2004г. |
1996 г. |
2000г. |
2004г. | |
ЕС по кругу стран на начало 2005 г. |
77,0 |
70,6 |
74,2 |
73,7 |
70,1 |
77,0 |
80,1 |
71,2 |
70,3 |
|||
ЕС по кругу стран до 1 мая 2004 г. |
41,1 |
36,0 |
50,2 |
32,4 |
23,6 |
51,3 |
49,3 |
50,1 |
48,7 |
Национальная экономика
На страны вне СНГ приходится 66,3 % всего экспорта услуг Беларуси и 56,2 % их импорта. К основным торговым партнерам Беларуси вне СНГ относятся государства, имеющие товарооборот с нашей страной более 100 млн дол. США в год. Таких государств в 2004 г. было 18, в том числе 4 (Германия, Великобритания, Польша и Нидерланды) с товарооборотом более 1 млрд дол. США, и их удельный вес в товарообороте Беларуси со странами вне СНГ составил соответственно 81,7 и 46,2 % (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Удельный вес основных партнеров Республики Беларусь во внешней торговле товарами со странами,
не входящими в СНГ, %
Страна |
Товарооборот |
Экспорт |
Импорт | ||||||
1995 г. |
2000 г. |
2004 г. |
1995 г. |
2000 г. |
2004 г. |
1995 г. |
2000 г. |
2004 г. | |
Страны вне СНГ- всего В том числе: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Германия |
18,9 |
14,9 |
14,5 |
15,1 |
7,9 |
8,0 |
22,5 |
22,8 |
23,8 |
Великобритания |
2,6 |
3,7 |
11,6 |
2,2 |
3,3 |
17,8 |
3,0 |
4,1 |
2,8 |
Польша |
12,8 |
9,1 |
10,9 |
15,3 |
9,5 |
11,3 |
10,5 |
8,7 |
10,5 |
Нидерланды |
4,4 |
3,8 |
9,5 |
4,3 |
4,5 |
14,3 |
4,6 |
3,1 |
2,6 |
Литва |
7,2 |
7,6 |
4,2 |
8,2 |
11,9 |
4,4 |
6,2 |
2,7 |
3,9 |
Италия |
3,9 |
4,3 |
4,0 |
3,4 |
2,6 |
2,2 |
4,4 |
6,3 |
6,6 |
Латвия |
6,9 |
9,0 |
3,6 |
11,0 |
16,0 |
4,8 |
3,1 |
1,2 |
1,9 |
США |
4,2 |
4,3 |
3,7 |
3,2 |
3,3 |
3,2 |
5,2 |
5,4 |
4,3 |
Китай |
1,4 |
3,3 |
4,0 |
1,8 |
4,7 |
4,4 |
1,1 |
1,8 |
3,5 |
Бразилия |
0,2 |
2,0 |
2,3 |
0,1 |
2,3 |
2,4 |
0,3 |
1,6 |
2,1 |
Франция |
2,3 |
2,1 |
2,5 |
1,3 |
1,2 |
1,6 |
3,3 |
3,1 |
3,6 |
Швеция |
1,2 |
0,9 |
2,1 |
0,2 |
0,4 |
2,1 |
2,2 |
1,4 |
2,2 |
Дания |
0,8 |
1,4 |
1,7 |
0,3 |
0,7 |
2,0 |
1,3 |
2,2 |
1,2 |
Венгрия |
3,4 |
1,9 |
1,8 |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
4,7 |
1,7 |
1,2 |
Бельгия |
2,7 |
1,5 |
1,7 |
3,0 |
1Д |
1,5 |
2,3 |
1,8 |
2,0 |
Чехия |
1,9 |
3,0 |
1,5 |
0,9 |
1,1 |
0,9 |
2,8 |
5,1 |
2,4 |
Эстония |
1,0 |
2,8 |
0,9 |
1,1 |
5,0 |
1,4 |
0,8 |
0,2 |
0,3 |
Индия |
0,4 |
1,0 |
1,1 |
0,2 |
1Д |
1,3 |
0,6 |
0,9 |
0,8 |
Всего по основным партнерам |
77,2 |
76,6 |
81,7 |
73,7 |
78,7 |
85,7 |
78,9 |
75,1 |
76,0 |
Другие страны |
22,8 |
23,4 |
18,3 |
26,3 |
21,3 |
14,3 |
21,1 |
24,9 |
24,0 |
Еще 10 стран вне СНГ (Австрия, Словакия, Финляндия, Испания, Румыния, Турция, Швейцария, Республика Корея, Норвегия, Тайвань (в составе Китая)) имели в 2004 г. объем товарооборота с Республикой Беларусь от 50 до 100 млн дол. США.
Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики Республики Беларусь является Европейский союз, что обусловлено совокупностью экономических, исторических, политических и культурных факторов. Из 18 основных торговых партнеров Беларуси из стран вне СНГ 14 государств входят в ЕС, на долю которого в целом в 2004 г. приходилось 70,1 % общего объема внешнеторгового оборота со странами вне СНГ, в том числе 74,4 % экспорта и 64,2 % импорта [12, c.717].
Торговля со странами ЕС не только служит для Беларуси надежным источником поступления твердой валюты, но и позволяет привлечь новейшие инновации и технологии, инвестиционные ресурсы, необходимые для модернизации и переоснащения белорусских предприятий.
Следует отметить, что в последние годы, несмотря на значительные политические затруднения, торговля с Евросоюзом развивается достаточно устойчиво. Увеличивается положительное сальдо торгового баланса за счет роста экспорта белорусских товаров в страны ЕС. Беларуси удалось добиться некоторого смягчения антидемпинговых санкций ЕС в отношении ряда своих товаров.
Во взаимной торговле между Республикой Беларусь и Евросоюзом применяется режим наибольшего благоприятствования. Еще с начала 1993 г. Беларусь включена в список стран, пользующихся преимуществами общей системы преференций ЕС. Благодаря этому около 80 % белорусских товаров экспортируется на рынки ЕС по заниженным ставкам таможенных пошлин или беспошлинно.
Вместе с тем расширению интеграционных связей нашей страны с ЕС препятствуют применяемые им импортные квоты и антидемпинговые меры в отношении текстильной, химической и металлургической промышленности. Санитарные и фитосанитарные защитные меры ЕС также серьезно затрудняют поступление на европейский рынок белорусской сельскохозяйственной продукции.
Важными торговыми партнерами республики являются страны Азии, прежде всего Китай и Индия, на долю которых в 2004 г. приходилось соответственно 4,0 и 1,1 % общего товарооборота Беларуси со странами, не входящими в СНГ. Из других азиатских стран следует назвать Турцию, Японию, Республику Корея, Сирию, Вьетнам, Малайзию, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Пакистан, Индонезию. С большинством этих государств Беларусь имеет положительное сальдо в торговле товарами, отрицательное сальдо — с Японией, Кореей и Турцией.
Особый интерес для расширения внешнеэкономических связей Беларуси представляют страны Африки, которые расположены гораздо ближе, чем Австралия и Океания, Южная и Северная Америка. Из африканских стран наибольший товарооборот приходится на Египет и Марокко.
На американском континенте основными торговыми партнерами Беларуси являются США и Бразилия, на долю которых в 2004 г. приходилось соответственно 4,2 и 2,3 % общего товарооборота республики со странами, не входящими в СНГ. Значительные внешнеэкономические связи налажены также с Кубой и Канадой. Внешнеторговый товарооборот Австралии и Беларуси в 2004 г. составил лишь 2,6 млн дол. США [12, c.719].
Совершенствование внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами, не входящими в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции с низкой материало- и энергоемкостью, а также на расширение сферы услуг. В связи с этим важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранных инвестиций, прежде всего прямых, в перспективные высокотехнологичные экспортоориентированные и импортозамещающие производства. Важную роль призваны сыграть свободные экономические зоны, созданные в Минске и других областных центрах, а также еврорегионы «Буг», «Неман», «Озерный край» и «Беловежская Пуща», позволяющие осуществлять приграничное сотрудничество соседних стран в различных сферах.
Интеграция Беларуси в систему мирохозяйственных связей будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию, но не любой ценой, а с учетом интересов национальной экономики. Это позволит развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.
8 декабря 1991 года в Вискулях – резиденции Белорусского правительства в Беловежской пуще – руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
21 декабря 1991 года в
Алма-Ате главы одиннадцати
Информация о работе Сущность экономической интеграции, причины и формы развития, признаки