Сущность экономической интеграции, причины и формы развития, признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы предлагаемого исследования заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.
Объектом исследования данной работы является определение сущности понятия международной экономической интеграции и выделение ее этапов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 5
1.1 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 6
1.2 ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 8
1.3 ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 10
1.4 ПРИЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 14
1.5 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ 16
2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ, КЛАСТЕРЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ. 20
3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЕЧСКИЕ СВЯЗИ БЕЛАРУСИ СО СТРАНАМИ НЕ ВХОДЯЩИМИ В СНГ 27
4. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ СНГ 31
4.1 ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СНГ 31
4.2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН СНГ 32
4.3 ЭТАПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН СНГ 33
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ БЕЛАРУСИ СО СТРАНАМИ СНГ 34
5.1 ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СО СТРАНАМИ СНГ 35
5.2 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ С РОССИЕЙ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В 51

Работа содержит 1 файл

курсач по макроэкономике.docx

— 137.60 Кб (Скачать)

Содружество Независимых  Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором  заложена концепция трансформации  хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем  реалий. В основе Договора лежит  понимание его участниками необходимости  формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении  товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической  политики; сближения методов регулирования  хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

 

 

 

4.2  ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ  СТРАН СНГ

 

 

Тенденции развития экономической  интеграции стран СНГ кажутся  очень перспективными. На заседании в Бишкеке в 1998 г. главы правительств утвердили программу первоочередных действий по формированию единого экономического пространства, в которой оговариваются действия по сближению законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие отраслей и предприятий трех республик. А в апреле 2001 года состоялась неделя СНГ, на которой обсуждались самые острые проблемы. Состоялись конференции и заседания на следующие темы:

1) "Транспортное обеспечение  внешнеэкономической деятельности  и транзит в СНГ";

2) Заседание Правления  Лизинговой Конфедерации "СНГ  ЛИЗИНГ";

3) Заседание Межгосударственного  валютного комитета;

4) Совещание с представителями  Министерства промышленности и  науки Российской Федерации по  обсуждению направлений совместной  работы по развитию сотрудничества  в легкой промышленности и  потребительском рынке СНГ;

5) Международный семинар  (конференция) по экономическим  вопросам с повесткой дня: "Проблемы  инвестиций и пути повышения  конкурентоспособности продукции  товаропроизводителей Беларуси, России  и других стран СНГ".

Сегодня страны-участницы  Содружества независимых государств рассматривают возможность создания в отдаленной перспективе валютного  союза и введения единого платежного средства. Об этом стало известно после  состоявшегося в Минске 24-25 февраля  2005 г. года заседания рабочей группы представителей центробанков стран Содружества, на котором дорабатывался проект программы по реализации концепции сотрудничества и координации деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере.

Возможность создания в  перспективе валютного союза  в рамках СНГ уже предусматривается, но это можно рассматривать пока сугубо теоретически и без наличия  каких-либо обязательств. В то же время, стратегические предпосылки возврата единой валюты в рамках СНГ имеются, и это соответствует международной  тенденции создания валютных зон  и валютных союзов.

Отмечая разный уровень  интеграции стран СНГ, специалисты  уверены, что наиболее близок переход  к единой валюте в рамках Союзного государства Беларуси и России. По их прогнозам, следующим этапом валютной интеграции может стать введение единой валюты на территории стран Единого экономического пространства (ЕЭП) Беларуси, России, Украины и Казахстана или же в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Беларуси, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизстана.

В вопросах курсовой и  валютной политики даже сама жизнь  заставляет страны СНГ идти примерно в одинаковом направлении. За годы независимости  созданы различные экономические  системы, но в плане валютной политики есть оптимальное направление, к  которому страны СНГ в той или  иной степени приближаются. В частности, для всех стран СНГ характерен "плавающий" курс национальной валюты и значительное снижение темпов девальвации. Таким образом, присутствует стихийное  сближение механизмов валютной и  курсовой политики, и их введение в  некое единое русло принесет намного больший эффект.

Говоря о конкретных мероприятиях рассмотренной на заседании  программы, необходимо отметить, что  при их разноплановости в целом предусматривается постепенный переход к единой курсовой политике и оптимизации валютных режимов. Планируются также сближение платежных систем, увеличение доли использования национальных валют в расчетах, дедолларизация национальных экономик.

 

4.3 ЭТАПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА  СТРАН СНГ

 

 

Концепция сотрудничества и координации деятельности государств-участников СНГ в валютной сфере утверждена главами правительств стран СНГ 15 сентября 2004 года в Астане. В соответствии с ней на первом этапе (2004-2006 годы) запланировано в основном изучение и сближение механизмов внешнеэкономической деятельности и валютного регулирования. На втором этапе (2006-2010 годы) предполагается оформление согласованной валютной политики в виде межгосударственного документа, обеспечение свободы движения капитала. Третий этап (2010-2017 годы) предусматривает разработку и реализацию механизма координации валютной политики на основе установления оптимальных валютных режимов, переход к коллективному принятию решений в части валютной и финансово-экономической, в том числе ценовой, политики стран-участников СНГ, координацию бюджетной политики, а также достижение договоренности о валюте коллективного пользования, которая в перспективе станет как международным платежным средством, так и резервной валютой.

 

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ БЕЛАРУСИ СО СТРАНАМИ СНГ

 

Одним из примеров проявлений интеграционных процессов, приемлемых для национальной экономики РБ с учетом особенностей белорусской модели рынка, является сегодня создание Организации региональной интеграции с участием Беларуси, Казахстана, России и Украины. Во многом идея ОРИ возникла в связи с тем, что предыдущие образования на пространстве бывшего СССР в настоящее время действуют не совсем эффективно.

На сегодняшний день остается фактом, что более 90 процентов  заключенных в рамках СНГ соглашений не выполняются его участниками. И главное, не работает наиважнейший Договор о создании экономического союза стран СНГ.

Поэтому вполне естественно, что на пространстве СНГ появились  новые объединения, с помощью  которых отдельные государства  пытались решить региональные проблемы и в первую очередь - экономические. Прошло немало времени после распада  Советского Союза, прежде чем составляющие его государства поняли, что потеряли главную ценность - единый емкий  рынок. Договор о создании союза  Беларуси и России в этом смысле может сыграть главную роль и  показать все преимущества на собственном  примере. В то же время Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия подписали  соглашение о сотрудничестве в рамках Таможенного союза (в 1999 г. к ним присоединился Таджикистан), который в 2000 г. был преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова образовали объединение ГУУАМ. Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан - Центральноазиатское экономическое сообщество [10].

Сравнивая ОРИ с Евросоюзом, необходимо помнить, что сам ЕС нуждается в сильных партнерах. Вся Европа от Атлантики до Урала только выиграет, если рядом с уже состоявшимся Евросоюзом появится подобное ему объединение. Участие Беларуси в Организации региональной интеграции позволит ускорить проведение необходимых экономических реформ, привлечь дополнительные инвестиции, улучшить торговый баланс и в конечном счете решить проблему экономического развития на основе использования европейского опыта и учета собственного исторического прошлого.

 

 

5.1 ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ  ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА  СО СТРАНАМИ СНГ

 

Цели создания Единого  экономического пространства, как и  круг основных его участников во многом совпадают с целями создания ЕврАзЭС. Почему объединить экономики решили именно Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия? Ответ очевиден. На долю этих государств приходится около 95% общего экономического потенциала стран СНГ. Эти страны располагают наиболее развитым научно-техническим, промышленным, финансовым и кадровым потенциалом, полная и эффективная реализация которого требует более емкого рынка, в них проживает 215 млн. человек и они располагают огромными природными ресурсами, практически полностью обеспечивающими свои основные потребности.

19 сентября 2003 года  в г. Ялта (Украина) главами четырех государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины, — было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства.

Под Единым экономическим  пространством (ЕЭП) Стороны Соглашения понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории государств, участвующих в формировании ЕЭП, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Кроме того, ЕЭП характеризуется тем, что в его рамках проводится единая внешнеторговая политика, а налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика согласовываются в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности.

Процесс формирования ЕЭП призван служить целям создания условий для стабильного и эффективного развития экономик договаривающихся государств и повышения уровня жизни их населения.

Очевидно, задача формирования ЕЭП — не задача одного дня: обращает на себя внимание факт признания Сторонами необходимости поэтапного решения задачи создания и становления ЕЭП. К первоочередным задачам Стороны относят необходимость обеспечить фактическое формирование зоны свободной торговли, охватывающей территории договаривающихся государств, а также в дальнейшем — проведение единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования. Договаривающиеся государства признают необходимость унификации технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм, проведение гармонизации своих законодательств в той мере, как необходимо для функционирования ЕЭП. И это лишь неполный перечень задач, которые поставили перед собой участники Соглашения.

В мае 2004 г. главы государств ЕЭП подписали документ под названием  Комплекс мер по формированию ЕЭП, который  состоит из 22 разделов и охватывает в общей сложности 116 различных  мероприятий по унификации законодательных  актов. Данный документ определяет, какие  шаги и в какой последовательности нужно принимать для формирования единого экономического пространства [11, c.195].

Однако в своем формирование ЕЭП встречается с рядом проблем. Одной из основных проблем остается особая позиция Украины по ключевым вопросам интеграции в рамках ЕЭП. Новая политическая элита Украины до сих пор сомневается, совместимо ли ЕЭП с "европейским выбором страны". Для Украины преимущества евроинтеграции очевидны. Взятый курс на форсированное вступление в европейские политические и экономические структуры вряд ли может быть принципиально скорректирован в ближайшие годы. Украина сегодня имеет более тесные связи с Европейским союзом, чем со странами СНГ и более активно развивает с ним торгово-экономические связи. Кроме объективных факторов, определяющих европейский выбор Украины, действует и ряд сильных субъективных факторов, этнопсихологического характера.

При разработке документов ЕЭП изначально Украина выступала  за создание только зоны свободной  торговли без изъятий и ограничений, полагая, что достичь этого можно  без унификации правовой базы, в  том числе во внешнеэкономической  сфере, сфере регулирования инвестиций, конкурентной политики и субсидирования, защиты интеллектуальной собственности  и др. Поэтому ряд документов, которые подписывали страны-участницы имели оговорки с украинской стороны. Это касается, прежде всего, Соглашения о формировании единого экономического пространства и подписания двух пакетов документов из 15 и 29 соглашений, утвержденных президентами стран-участниц и направленных на углубление интеграционных процессов по формированию ЕЭП.

Серьезной проблемой остается координация позиций стран ЕЭП  по условиям вступления в ВТО. Переговоры о вступлении являются приоритетными  для всех стран-участниц проекта. Эти  страны испытывают давление в вопросе  расширенного доступа к рынкам, прежде всего энергоресурсов, сельскохозяйственной и промышленной продукции, как условия  одобрения вступления в организацию  со стороны других членов.

Самостоятельное вступление одного из государств ЕЭП будет означать закрепление (связывание) режима внешней  торговли. Другие государства останутся  свободными отданных обязательств.

Наибольшую озабоченность  также вызывает позиция Украины, которая форсирует вступление в  ВТО, за счет уступок, которые могут  иметь непредсказуемые последствия. Правительство Украины планирует  до конца текущего года стать членом ВТО. Ее активно поддерживают США, ЕС и другие страны.

Однако условия, на которых  Украина может стать членом ВТО, вынудят Россию, а возможно и Белоруссию защищать свои рынки путем введения таможенных ограничений, что соответственно ставит под вопрос идею Украины о  создании в рамках ЕЭП зоны свободной  торговли без изъятий и ограничений.

Импульс интеграционным процессам  и активизации торгово-экономического сотрудничества в странах СНГ  может дать реализация идеи создания Единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Чтобы создать такое пространство, надо сблизить хозяйственное, внешнеторговое и таможенное законодательство, механизмы ценообразования и налогообложения. Состыковать принципы приватизации и валютного регулирования. Унифицировать стандарты производства товаров и услуг, взаимно признать сертификаты их качества. Важно также иметь сопоставимые уровни инфляции и дефицита государственных бюджетов, внешних долгов и ставок рефинансирования, а также схожую социальную политику [12, c. 715].

Информация о работе Сущность экономической интеграции, причины и формы развития, признаки