Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа
Актуальность темы предлагаемого исследования заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.
Объектом исследования данной работы является определение сущности понятия международной экономической интеграции и выделение ее этапов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 5
1.1 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 6
1.2 ПРЕДПОСЫЛКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 8
1.3 ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 10
1.4 ПРИЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 14
1.5 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ 16
2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ, КЛАСТЕРЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ. 20
3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЕЧСКИЕ СВЯЗИ БЕЛАРУСИ СО СТРАНАМИ НЕ ВХОДЯЩИМИ В СНГ 27
4. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ СНГ 31
4.1 ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СНГ 31
4.2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН СНГ 32
4.3 ЭТАПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН СНГ 33
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ БЕЛАРУСИ СО СТРАНАМИ СНГ 34
5.1 ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СО СТРАНАМИ СНГ 35
5.2 ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ С РОССИЕЙ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В 51
Переход на новый уровень разнообразия, скорости и сложности экономических связей требует перехода к эффективным формам интеграции. Это, в свою очередь, требует более высокого уровня обработки знаний и координации, без которых не может быть дальнейшего развития экономики. Вновь созданная стоимость сегодня становится в зависимость от чего-то большего, чем сумма земли, труда и капитала, которые не найдут потребителя, если не смогут интегрироваться на значительно более высоком уровне, чем раньше.
Экономическая система индустриализма поощряла лишь тех, кто смог разделить производственный процесс на все более и более мелкие составные части. Этот дезинтеграционный или аналитический подход заставлял думать о производстве как о серии не связанных между собой операций. Накопление капитала, приобретение сырья, найм рабочих, разработка технологий, реклама и продажа рассматривались и как взаимосвязанные процессы, и как процессы, не зависимые друг от друга.
Новая экономика основана на системном или интеграционном подходе, она рассматривает производство как одновременное и синтезированное, где части процесса не могут быть обособлены друг от друга. Информация, добытая при маркетинге, передается инженерам, чьи инновации должны быть поняты финансистами, чья способность привлечь капитал зависит от того, насколько удовлетворены потребители, что, в свою очередь, зависит от того, насколько хорошо организована логистика, от эффективности системы стимулирования работников, что зависит от оплаты их труда и от их душевного равновесия, что, в свою очередь, зависит от качества работы здравоохранения, детских учреждений и т. д., и т. п.
«Производство» в современных условиях никогда не начинается и никогда не заканчивается на отдельном предприятии. Оно все более распространяется «вперед» - к обслуживанию продукта после его продажи, вплоть до экологически чистой утилизации продукта после его использования, и «назад», включая такие функции, как обучение персонала, предоставление дневного отдыха и др. Возникает новая концепция производства как гораздо более широкого, чем могли вообразить экономисты и идеологи индустриальной экономики, процесса. С каждым шагом вперед добавленная стоимость возникает во все большей степени из знаний, а не из дешевого труда и сырья [7, c.270].
Полагаем, что настал момент для использования еще одного ресурса, предоставляемого глобальной экономикой и активно применяемого странами с развивающимися рынками. Речь идет о современных формах вхождения белорусских предприятий в интеграционные связи с мировыми компаниями. Торговое сотрудничество не дает большой и долгосрочной выгоды, кроме того, оно очень подвержено конъюнктурным колебаниям рынка.
Производственная кооперация также не является выходом из положения, а вот создание стратегических альянсов, финансово-промышленных групп, холдингов с участием белорусских хозяйствующих субъектов во всех стадиях портеровской «цепочки создания ценности» - это то, что обеспечит устойчивый и долгосрочный экономический рост и развитие. Промедление может привести к тому, что ТНК обеспечат хорошие позиции, в том числе на белорусском рынке, но без нашего участия.
Стадия выживания, закрытости и защиты собственных рынков позади. Настало время для наступления, а для него, как в любой конкурентной войне, неплохо бы иметь хороших союзников. Экономические и политические интересы Беларуси формируются многопланово, исходя из принципов добрососедства и взаимной выгоды, на партнерских отношениях, когда ни один из участников не стремится доминировать над другим.
В современной мировой экономике промышленная интеграция является необходимым условием приобретения новых технологий, организации новых отраслей, освоения зарубежных рынков. Наиболее продвинутыми формами организации в этом плане являются такие интегрированные структуры, как финансово-промышленные группы (ФПГ), стратегические альянсы и кластеры.
Стратегические преимущества этих структур в инновационной сфере предлагается сформулировать следующим образом [7, c.271].
Современный деловой мир признал, что наиболее успешными являются проекты по созданию совместных производств на паритетных (50x50) началах, формирование стратегических альянсов совместных производств, концессий, договоров о разделе продукции и т. п.
Процессы глобализации мировой экономики требуют научиться на равных и с выгодой для себя взаимодействовать с мировым сообществом, не боясь сформировавшихся условий, а предлагая свои, уникальные и необходимые партнерам умения и навыки. И они есть во многих отраслях - в металлургии, химии и нефтехимии, автотракторостроении и др.
Но создавать новые предприятия в рамках программы инновационного развития, не интегрируясь с мировыми лидерами, - не лучший вариант развития событий. Необходимо плодотворное сотрудничество: технологическое, интеллектуальное, стратегическое. Его могут обеспечить и 25%+1 акция (пакет, блокирующий квалифицированное большинство на собрании акционеров), и даже 10% (так называемый «крупный пакет», который дает право на созыв собрания), и др. Это общепринятая мировая практика контроля.
Вхождение
в международные
Те преимущества, которыми сегодня располагает отечественная экономика, в ближайшие годы могут исчезнуть из-за недостатка инвестиций. А возможность привлекать заемные средства резко сократилась в связи с финансовым кризисом.
Проблемы транснациональных
В мире последние 10-15 лет активно идут процессы глобализации, укрупнения производств, и наша страна обязана в них участвовать. В этом случае будет сокращаться и дистанция в уровне экономического развития между Республикой Беларусь и ведущими развитыми государствами, что позитивно скажется на конкурентоспособности экономики и сократит миграцию трудовых ресурсов.
Целесообразно активизировать создание интегрированных производственных структур и внутри страны. В пользу интеграции говорит опыт работы крупных промышленных объединений. Этот подход следует распространить и на аграрный сектор. Важно создавать многоотраслевые и (или) узкоспециализированные агрокомпании, включающие производство экологически чистой продукции и ее промышленную переработку (доходный и быстрорастущий рынок), освободить такие компании от налогообложения внутренних оборотов, чтобы налоги уплачивались только на конечной стадии - при реализации продукции.
Дочерними компаниями интегрированных структур должны стать внедренческие и опытные производства, крупные центры фирменной науки, которые следует формировать по опыту научно-практических центров НАН Беларуси.
Следует различать интересы финансовых и стратегических инвесторов. Первые, как правило, инвестируют в развитие предприятий, модернизируют их и выставляют на продажу по более высокой цене. Но в условиях кризиса такие крупные финансовые операции под силу осуществлять только правительствам, которые и скупают компании, попавшие в критическое положение. Продать же новые, модернизированные предприятия просто некому [7, c.276].
Стратегических инвесторов интересует, в основном, завоевание рынков. Они нацелены на то, чтобы дешевле производить в Беларуси и затем реализовывать товары в Россию или страны Европы. Эта категория инвесторов имеет долгосрочные планы, выходящие за временные рамки кризиса, который рано или поздно закончится, и именно они представляют собой тот «целевой рынок капиталов», с которым необходимо работать.
Какие аргументы может предложить Беларусь потенциальным стратегическим партнерам?
Республика Беларусь, и это должны оценить инвесторы, всегда придерживалась осторожного макроэкономического курса, в том числе и валютно-финансового, последовательно на государственном уровне поддерживая производственный бизнес. В результате экономика страны оказалась более защищена от мировых финансовых потрясений. Беларусь, Россия, страны ЕврАзЭС имеют единое таможенное пространство и являются надежным рынком сырья, сравнительно недорогой энергии и очень емким рынком сбыта продукции, даже в условиях замедления роста мировой экономики. Экономическая и политическая стабильность в стране является мощным фактором, делающим бизнес в Беларуси комфортным и гарантированным Властью.
Правительство
и Национальное собрание Республики
Беларусь постоянно работают над дальнейшим
улучшением
инвестиционного климата, предложения
стратегических
инвесторов рассматриваются и получают
поддержку на самом высоком политическом
уровне. Беларусь вошла в первую «десятку»
государств-реформаторов условий ведения
бизнеса, идет целенаправленная, системная работа над улучшением бизнес-среды.
Ставка на человеческий капитал, развитие наукоемких секторов экономики - основа современного экономического курса Республики Беларусь, которая наряду с географической и культурной близостью с европейскими странами и Россией создает уникальную возможность для реализации «эффекта соседства» в привлечении прямых иностранных инвестиций. Проблемы, на которых концентрируют свое внимание белорусские ученые, в принципе не отличаются от тех, которые обсуждаются и решаются их коллегами в других европейских странах: биотехнологии, водородная и солнечная энергетика, лазерно-оптическая техника, нанотехнологии, микро- и оптоэлектроника, ИТ-технологии.
В Беларуси имеется научная и кадровая основа для создания и развития самых современных производств, требующих высочайшей квалификации персонала. Немало разработок в области коммерциализации и продвижения на рынок наукоемких технологий могут предложить и белорусские ученые - специалисты в области информатики, систем проектирования, биотехнологий, космического зондирования и навигации, радиочастотного маркирования и др.
Что мешает привлечению стратегических партнеров?
Высокая налоговая нагрузка на экономику. На протяжении последних лет ежегодно планировалось снижение налоговой нагрузки, однако фактические данные свидетельствуют о ее росте: в 2006 г. налоговая нагрузка составила 33,9% к ВВП без учета ФСЗН и 45.6% с учетом ФСЗН, в 2007 г. - 35,6 и 47,35% соответственно, в 2008 г. - 36,5 и 47,23%. Ученые поддерживают снижение налоговой нагрузки в 2009 г. на 1,2 процентных пункта к ВВП и в 2010 г. - еще на такую же величину. Наряду с уменьшением налоговой нагрузки, следует принимать меры по снижению ставки по кредитам, иначе эффективными могут быть только отдельные производители [7, c.277].
Инвестиционная привлекательность страны зависит не только от абсолютной величины налоговых изъятий, но и от механизма уплаты налогов. Поэтому надо совершенствовать систему расчетов по НДС и другим платежам.
Повышению инновационной активности предприятий способствует также кластерный подход. Применение кластеров позволяет систематизировать и стабилизировать производство за счет усиления специализации и повышения инновационной восприимчивости входящих в кластерную сеть предприятий.
Иногда инициативы по формированию кластерных структур тормозятся из-за настороженного восприятия этих терминов, а не по сути, а также законодательной неурегулированности данных процессов.
Кластерная политика ориентирована на преимущественное развитие тех производств и отраслей экономики, которые уже доказали свою конкурентоспособность и жизнестойкость. При этом основной акцент делается в ней на интенсивное использование знаний, дифференциацию и специализацию производства, а не на имитацию инноваций и снижение затрат.
Кластер представляет собой комплексную систему, состоящую из экономически и технологически взаимозависимых предприятий и институтов, в которой территориальная производственная система, техническая культура и главные хозяйствующие субъекты объединены общей целью - выпуском конкурентоспособной продукции, и общим интересом – взаимной поддержкой в создании и использовании конкурентных преимуществ.
Важно, что переход к кластерной форме организации производства снимет многие вопросы во взаимоотношениях между центром (министерством) и регионами в ходе реализации Программы развития малых и средних городов. Регионам будет предоставлен новый уровень самостоятельности и ответственности.
Информация о работе Сущность экономической интеграции, причины и формы развития, признаки