Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:08, курсовая работа
Целью работы является исследование сущности и видов безработицы в современной рыночной экономике.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность и причины безработицы;
- исследовать виды безработицы;
- проанализировать способы измерения безработицы и обосновать критерии выбора оптимального метода измерения;
- показать особенности состояния рынка труда в России;
- выявить последствия безработицы и приоритетные направления их преодоления.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к исследованию безработицы……………6
1. 1.Экономическая сущность и причины безработицы ……………………….6
1. 2. Виды безработицы………. ………………………………………………... 13
ГЛАВА 2. Анализ уровня занятости в РФ и направления его повышения…..19
2.1. Уровень безработицы: понятие и способы измерения……...……………19
2.2. Особенности рынка труда в РФ и современная ситуация …………….. ..25
2.3. Последствия безработицы и способы регулирования рынка труда………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………… …………39
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………41
Государство при осуществлении политики занятости никогда не имеет цели полностью избавится от безработицы, так как небольшая безработица существует всегда и представляет собой естественное явление для экономики.
Согласно Российскому закону «О занятости населения в РФ», государственная политика занятости заключается в «содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда».39
Если говорить о распределении целей данной политики, то по периодам достижения они могут быть представлены следующим образом.40
1. На период текущего управления (3–5 лет) — модернизация институтов рынка труда, смягчение возможных последствий вступления в ВТО, снижение безработицы по сравнению с нынешним уровнем, решение сопряженных с главной целью, в том числе структурных, проблем рынка труда.
2. На период 5–7 лет и более — снижение общей безработицы (по критериям МОТ) до 2–3%, обеспечение устойчивого функционирования институтов рынка труда.
3. На период 20 лет и более — смягчение возможного влияния на занятость и безработицу новых вызовов, которых можно ожидать со стороны циклических процессов в экономике, исчерпания природных ресурсов и природно-климатических изменений, изменений в сферах демографии, миграции, международной, внутренней политической и социальной ситуации,
обеспечение перехода к новым видам экономической активности человека, от-
личным от современных.
Государственное
регулирование занятости
Государственное регулирование предполагает ряд следующих мероприятий.41
1. Административное регулирование занятости: законодательное сокращение установленной продолжительности рабочего времени, проведения на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками, организация досрочного увольнения на пенсию работников государственного сектора экономики (до пенсии 2-3 года), создание дополнительных рабочих мест и организация общественных работ, сокращение предложения рабочей силы на рынке труда (ограничение иммиграции иностранной рабочей силы).
2. Организация бирж труда, которые выполняют роль посредника между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы.
3. Организация бирж труда, которые выполняют роль посредника между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы.
Так, реализация активных мероприятий по содействию в трудоустройстве на рынке труда в период мирового финансового кризиса 2008-2009 годов и после позволила существенно сократить как общую, так и регистрируемую безработицу. «Численность общей безработицы, которая достигла в феврале 2009г. своего максимума – 7,1 млн человек, к концу 2010 удалось уменьшить почти на 1 млн».42
Таким образом, государство, осуществляя активную политику в области занятости, может значительно влиять на состояние рынка труда, уровни занятости и безработицы, однако в виду существующих на данный момент проблем в России в этой области, можно сделать вывод, что имеющиеся методы не могут полностью решить проблемы современного рынка труда в нашей стране. Следовательно, необходимо разработать новые подходы и модели регулирования занятости, обеспечить работой лиц пожилого возраста и молодежь, стимулировать подготовку и переподготовку рабочей силы, организовать новые программы по страхованию безработицы и материальной помощи длительно безработным, субсидирование заработной платы и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования были раскрыты и решены основные задачи, сформированные во введении.
В содержании работы раскрыта сущность и причины безработицы и сделан вывод о том, что безработица является естественным элементом рынка труда, вызванным прежде всего особенностями рыночной экономики, а именно ее неустойчивостью и цикличностью развития. Безработица характеризует неравновесие между наличием одного из главных ресурсов (трудом) и его использованием, превышение совокупного предложения над совокупным спросом рабочей силы. Циклический характер развития производства неизбежно предполагает наличие безработных - резервной рабочей силы.
Исследуя виды безработицы, проанализировали существующие критерии классификации видов безработицы. Выявили, что наиболее существенные отличия отражает типологизация в зависимости от причин возникновения, так как именно она способствует выявлению необходимых мер по снижению такого показателя, как «уровень безработицы». Так же был сделан вывод о том, что все многообразие классификаций не полностью раскрывает состав рассматриваемого экономического явления и необходимо принимать во внимание так же нестандартные формы занятости, существенно отражающие состояние рынка труда.
Анализируя способы измерения безработицы, первоначально классифицировали населения по степени трудовой активности и исходя из этого представили ряд формул для расчета такого показателя, как «уровень безработицы». Раскрыли существующие подходы к измерению масштабов безработицы, а так же выявили два основных метода расчета ее уровня в России. Проанализировав их эффективность, выявили, что наиболее оптимальным является показатель «общей безработицы», так как именно он наиболее объективно отражает ситуацию на рынке труда и может являтся индикатором истинных масштабов безработицы.
Далее рассмотрели
характерные особенности и
В завершении выявили основные последствия безработицы, а так же меры их предотвращения. Обозначили приоритетные направления политики государственного регулирования занятости, составляющие ее мероприятия. Проанализировав действенность проводимой в России политики занятости, сделали вывод о том, что меры, предпринимаемые государством, хоть и не решают все проблемы рынка труда в полном объеме, однако значительно улучшают функционирование системы занятости. Целью при формирование дальнейшей политики государства в этой области должна являться разработка новых подходов и моделей регулирования занятости, способствующих созданию новых рабочих мест, обеспечению работой лиц пожилого возраста и молодежь, стимулированию подготовки и переподготовки рабочей силы, созданию новых программ по страхованию безработицы и материальной помощи длительно безработным и т.д.
Безработица – сложное, многоаспектное, естественное и неизбежное социально-экономическое явление, требующее примения определенных мер для обеспечения экономической стабильности как всего государства, так и отдельных индивидов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Экономическая активность
населения в возрасте 15-72 лет
(в среднем за I квартал 2012г.)
Экономи- |
В том числе |
Уровень
экономи- |
Уровень
занятости, |
Уровень
безрабо- | ||
занятые |
безра- | |||||
Российская Федерация |
74765,0 |
69895,1 |
4870,0 |
67,4 |
63,0 |
6,5 |
Центральный |
20207,8 |
19427,0 |
780,8 |
69,0 |
66,4 |
3,9 |
Белгородская область |
786,0 |
754,3 |
31,7 |
65,5 |
62,8 |
4,0 |
Брянская область |
659,4 |
626,8 |
32,6 |
66,1 |
62,8 |
4,9 |
Владимирская область |
774,9 |
731,6 |
43,4 |
69,3 |
65,5 |
5,6 |
Воронежская область |
1134,5 |
1062,6 |
71,9 |
64,3 |
60,2 |
6,3 |
Ивановская область |
557,4 |
514,2 |
43,3 |
66,8 |
61,6 |
7,8 |
Калужская область |
542,3 |
507,6 |
34,8 |
69,1 |
64,6 |
6,4 |
Костромская область |
356,8 |
337,0 |
19,9 |
66,9 |
63,2 |
5,6 |
Курская область |
565,4 |
528,5 |
36,9 |
63,5 |
59,4 |
6,5 |
Липецкая область |
622,9 |
595,1 |
27,8 |
69,0 |
65,9 |
4,5 |
Московская область |
3798,7 |
3670,1 |
128,6 |
70,9 |
68,5 |
3,4 |
Орловская область |
408,7 |
381,2 |
27,5 |
64,6 |
60,2 |
6,7 |
Рязанская область |
558,0 |
525,8 |
32,2 |
62,3 |
58,7 |
5,8 |
Смоленская область |
527,0 |
488,0 |
39,0 |
69,4 |
64,3 |
7,4 |
Тамбовская область |
534,8 |
502,1 |
32,7 |
63,2 |
59,3 |
6,1 |
Тверская область |
719,4 |
679,8 |
39,7 |
68,6 |
64,8 |
5,5 |
Тульская область |
789,8 |
741,4 |
48,4 |
65,6 |
61,6 |
6,1 |
Ярославская область |
701,4 |
671,1 |
30,4 |
68,5 |
65,5 |
4,3 |
г.Москва |
6170,2 |
6110,0 |
60,2 |
72,8 |
72,1 |
1,0 |
Северо-Западный |
7515,9 |
7142,7 |
373,2 |
70,6 |
67,1 |
5,0 |
Республика Карелия |
356,8 |
329,8 |
27,0 |
66,2 |
61,2 |
7,6 |
Республика Коми |
527,8 |
489,6 |
38,2 |
69,7 |
64,7 |
7,2 |
Apxaнгельская область |
657,6 |
611,9 |
45,7 |
66,9 |
62,2 |
7,0 |
в том числе |
21,9 |
20,4 |
1,5 |
68,2 |
63,5 |
6,9 |
Вологодская область |
641,0 |
594,0 |
47,0 |
68,3 |
63,3 |
7,3 |
Калининградская область |
520,7 |
468,1 |
52,6 |
69,7 |
62,7 |
10,1 |
Ленинградская область |
895,7 |
860,3 |
35,4 |
68,9 |
66,2 |
3,9 |
Мурманская область |
504,7 |
458,5 |
46,3 |
73,8 |
67,1 |
9,2 |
Новгородская область |
341,1 |
319,6 |
21,5 |
69,0 |
64,6 |
6,3 |
Псковская область |
370,9 |
346,7 |
24,2 |
69,7 |
65,1 |
6,5 |
г.Санкт-Петербург |
2699,6 |
2664,1 |
35,5 |
73,7 |
72,7 |
1,3 |
Южный |
6873,0 |
6380,7 |
492,3 |
64,3 |
59,7 |
7,2 |
Республика Адыгея |
208,3 |
190,8 |
17,6 |
61,1 |
55,9 |
8,4 |
Республика Калмыкия |
133,3 |
115,6 |
17,7 |
62,0 |
53,8 |
13,3 |
Краснодарский край |
2541,3 |
2374,8 |
166,5 |
63,4 |
59,2 |
6,6 |
Астраханская область |
503,8 |
451,4 |
52,4 |
64,8 |
58,1 |
10,4 |
Волгоградская область |
1324,6 |
1230,7 |
93,9 |
65,5 |
60,8 |
7,1 |
Ростовская область |
2161,6 |
2017,4 |
144,2 |
65,0 |
60,6 |
6,7 |
Северо-Кавказский |
4322,4 |
3667,9 |
654,5 |
63,2 |
53,7 |
15,1 |
Республика Дагестан |
1225,8 |
1069,6 |
156,2 |
61,9 |
54,0 |
12,7 |
Республика Ингушетия |
252,0 |
128,8 |
123,1 |
68,4 |
35,0 |
48,9 |
Кабардино-Балкарская |
415,2 |
361,4 |
53,8 |
60,0 |
52,2 |
13,0 |
Карачаево-Черкесская |
222,1 |
200,2 |
21,9 |
69,0 |
62,2 |
9,9 |
Республика Северная |
340,1 |
306,2 |
33,9 |
64,5 |
58,0 |
10,0 |
Чеченская Республика |
514,9 |
333,1 |
181,8 |
61,7 |
39,9 |
35,3 |
Ставропольский край |
1352,2 |
1268,5 |
83,7 |
64,1 |
60,1 |
6,2 |
Приволжский |
15790,8 |
14743,7 |
1047,1 |
67,2 |
62,8 |
6,6 |
Республика Башкортостан |
2040,4 |
1876,8 |
163,5 |
65,7 |
60,4 |
8,0 |
Республика Марий Эл |
376,5 |
341,9 |
34,6 |
68,8 |
62,5 |
9,2 |
Республика Мордовия |
456,9 |
430,9 |
26,0 |
70,0 |
66,0 |
5,7 |
Республика Татарстан |
2003,3 |
1904,2 |
99,1 |
68,4 |
65,0 |
4,9 |
Удмуртская Республика |
825,6 |
772,3 |
53,3 |
69,8 |
65,3 |
6,5 |
Чувашская Республика |
668,6 |
622,9 |
45,6 |
67,4 |
62,8 |
6,8 |
Пермский край |
1395,6 |
1277,3 |
118,4 |
66,7 |
61,0 |
8,5 |
Кировская область |
737,1 |
679,0 |
58,0 |
67,9 |
62,6 |
7,9 |
Нижегородская область |
1831,6 |
1711,9 |
119,6 |
70,6 |
66,0 |
6,5 |
Оренбургская область |
1078,7 |
1009,8 |
68,9 |
65,6 |
61,4 |
6,4 |
Пензенская область |
670,8 |
635,9 |
34,9 |
61,8 |
58,6 |
5,2 |
Самарская область |
1712,9 |
1611,3 |
101,6 |
68,0 |
64,0 |
5,9 |
Саратовская область |
1312,1 |
1234,0 |
78,0 |
64,6 |
60,8 |
5,9 |
Ульяновская область |
680,8 |
635,2 |
45,5 |
66,0 |
61,6 |
6,7 |
Уральский |
6620,7 |
6159,2 |
461,5 |
68,9 |
64,1 |
7,0 |
Курганская область |
438,4 |
386,3 |
52,1 |
60,0 |
52,9 |
11,9 |
Свердловская область |
2326,3 |
2160,8 |
165,5 |
67,6 |
62,8 |
7,1 |
Тюменская область |
1936,4 |
1820,2 |
116,2 |
71,4 |
67,1 |
6,0 |
в том числе: |
903,3 |
846,8 |
56,5 |
73,5 |
68,9 |
6,3 |
Ямало-Ненецкий |
331,1 |
318,6 |
12,5 |
76,1 |
73,3 |
3,8 |
Челябинская область |
1919,6 |
1791,9 |
127,7 |
70,2 |
65,6 |
6,7 |
Сибирский |
9914,8 |
9136,9 |
777,9 |
65,2 |
60,1 |
7,8 |
Республика Алтай |
98,7 |
81,7 |
17,0 |
64,5 |
53,4 |
17,2 |
Республика Бурятия |
444,5 |
404,7 |
39,8 |
61,1 |
55,6 |
8,9 |
Республика Тыва |
126,8 |
99,3 |
27,5 |
56,6 |
44,3 |
21,7 |
Республика Хакасия |
257,8 |
235,5 |
22,3 |
61,8 |
56,4 |
8,7 |
Алтайский край |
1234,2 |
1146,7 |
87,5 |
63,5 |
59,0 |
7,1 |
Забайкальский край |
540,3 |
479,9 |
60,4 |
63,7 |
56,6 |
11,2 |
Красноярский край |
1556,3 |
1460,2 |
96,0 |
68,2 |
64,0 |
6,2 |
Иркутская область |
1288,4 |
1192,5 |
95,9 |
66,7 |
61,7 |
7,4 |
Кемеровская область |
1419,1 |
1306,1 |
113,0 |
64,6 |
59,5 |
8,0 |
Новосибирская область |
1396,6 |
1303,4 |
93,2 |
67,2 |
62,7 |
6,7 |
Омская область |
1046,1 |
966,1 |
80,1 |
66,4 |
61,3 |
7,7 |
область |
506,0 |
460,8 |
45,2 |
61,1 |
55,6 |
8,9 |
Дальневосточный |
3519,7 |
3237,0 |
282,7 |
68,7 |
63,2 |
8,0 |
Республика Саха (Якутия) |
505,8 |
456,9 |
48,9 |
70,4 |
63,6 |
9,7 |
Камчатский край |
198,4 |
185,2 |
13,2 |
70,9 |
66,2 |
6,6 |
Приморский край |
1070,3 |
981,6 |
88,7 |
67,1 |
61,6 |
8,3 |
Хабаровский край |
784,9 |
719,0 |
65,9 |
69,8 |
64,0 |
8,4 |
Амурская область |
443,9 |
417,6 |
26,3 |
65,5 |
61,6 |
5,9 |
Магаданская область |
102,5 |
98,4 |
4,1 |
77,8 |
74,7 |
<p class="dash041e_0431_044b_ |
Информация о работе Сущность и виды безработицы в современной рыночной экономике