Сущность и виды безработицы в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сущности и видов безработицы в современной рыночной экономике.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность и причины безработицы;
- исследовать виды безработицы;
- проанализировать способы измерения безработицы и обосновать критерии выбора оптимального метода измерения;
- показать особенности состояния рынка труда в России;
- выявить последствия безработицы и приоритетные направления их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к исследованию безработицы……………6
1. 1.Экономическая сущность и причины безработицы ……………………….6
1. 2. Виды безработицы………. ………………………………………………... 13
ГЛАВА 2. Анализ уровня занятости в РФ и направления его повышения…..19
2.1. Уровень безработицы: понятие и способы измерения……...……………19
2.2. Особенности рынка труда в РФ и современная ситуация …………….. ..25
2.3. Последствия безработицы и способы регулирования рынка труда………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………… …………39
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

курсовая лапина.doc

— 673.50 Кб (Скачать)

Государство при  осуществлении политики занятости  никогда не имеет цели полностью избавится от безработицы, так как небольшая безработица существует всегда и представляет собой естественное явление для экономики.

Согласно Российскому  закону «О занятости населения в  РФ», государственная политика занятости  заключается в «содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда».39

Если говорить о распределении целей данной политики, то по периодам достижения они  могут быть представлены следующим  образом.40

1. На период текущего управления (3–5 лет) — модернизация институтов рынка труда, смягчение возможных последствий вступления в ВТО, снижение безработицы по сравнению с нынешним уровнем, решение сопряженных с главной целью, в том числе структурных, проблем рынка труда.

2. На период 5–7 лет и более — снижение общей безработицы (по критериям МОТ) до 2–3%, обеспечение устойчивого функционирования институтов рынка труда.

3. На период 20 лет и более — смягчение возможного влияния на занятость и безработицу новых вызовов, которых можно ожидать со стороны циклических процессов в  экономике, исчерпания природных ресурсов и природно-климатических изменений, изменений в сферах демографии, миграции, международной, внутренней политической и социальной ситуации,

обеспечение перехода к новым видам экономической активности человека, от-

личным от современных.

Государственное регулирование занятости включает разработку целевых и комплексных  программ содействия занятости. В настоящее  время можно выделить три уровня программ обеспечения занятости  населения: федеральный, региональный и местный.

Государственное регулирование предполагает ряд следующих мероприятий.41

1. Административное  регулирование  занятости:  законодательное сокращение установленной продолжительности рабочего времени, проведения  на  предприятиях «разделение  рабочих  мест»  между  работниками,  организация досрочного  увольнения  на пенсию  работников  государственного сектора экономики (до пенсии 2-3  года),  создание  дополнительных  рабочих мест и организация общественных работ, сокращение предложения рабочей силы   на  рынке  труда (ограничение иммиграции иностранной рабочей силы).

2. Организация  бирж  труда, которые  выполняют  роль  посредника  между  работниками  и  предпринимателями  при  совершении купли-продажи рабочей силы. 

3. Организация  бирж  труда, которые  выполняют  роль  посредника  между  работниками  и  предпринимателями  при  совершении купли-продажи рабочей силы. 

Так, реализация активных мероприятий по содействию в трудоустройстве на рынке труда  в период мирового финансового кризиса 2008-2009 годов и после позволила существенно сократить как общую, так и регистрируемую безработицу. «Численность общей безработицы, которая достигла в феврале 2009г. своего максимума – 7,1 млн человек, к концу 2010 удалось уменьшить почти на 1 млн».42

Таким образом, государство, осуществляя активную политику в области занятости, может значительно влиять на состояние рынка труда, уровни занятости и безработицы, однако в виду существующих на данный момент проблем в России в этой области, можно сделать вывод, что имеющиеся методы не могут полностью решить проблемы современного рынка труда в нашей стране. Следовательно, необходимо разработать новые подходы и модели регулирования занятости, обеспечить работой лиц пожилого возраста и молодежь, стимулировать подготовку и переподготовку рабочей силы, организовать новые программы по страхованию безработицы и материальной помощи длительно безработным, субсидирование заработной платы и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования были раскрыты и решены основные задачи, сформированные во введении.

В содержании работы раскрыта сущность и причины безработицы и сделан вывод о том, что безработица является естественным элементом рынка труда, вызванным прежде всего особенностями рыночной экономики, а именно ее неустойчивостью и цикличностью развития. Безработица характеризует неравновесие между наличием одного из главных ресурсов (трудом) и его использованием, превышение совокупного предложения над совокупным спросом рабочей силы. Циклический характер развития производства неизбежно предполагает наличие безработных - резервной рабочей силы.

Исследуя виды безработицы, проанализировали существующие критерии классификации видов безработицы. Выявили, что наиболее существенные отличия  отражает  типологизация в зависимости от причин возникновения, так как именно она способствует выявлению необходимых мер по снижению такого показателя, как «уровень безработицы». Так же был сделан вывод о том, что все многообразие классификаций не полностью раскрывает состав рассматриваемого экономического явления и необходимо принимать во внимание так же нестандартные формы занятости, существенно отражающие состояние рынка труда.

Анализируя  способы измерения безработицы, первоначально классифицировали населения  по степени трудовой активности и  исходя из этого представили ряд формул для расчета такого показателя, как «уровень безработицы». Раскрыли существующие подходы к измерению масштабов безработицы, а так же выявили два основных метода расчета ее уровня в России. Проанализировав их эффективность, выявили, что наиболее оптимальным является показатель «общей безработицы», так как именно он наиболее объективно отражает ситуацию на рынке труда и может являтся индикатором истинных масштабов безработицы.

Далее рассмотрели  характерные особенности и современное  состояние рынка труда России в посткризисный период. Можно сделать вывод о том, что современный этап развития России характеризуется достаточно серьезными проблемами в сфере труда, среди которых – региональная дифференциация рынка труда, «очаговая» безработица, увеличение продолжительности безработицы и  её высокий уровень среди молодежи. Так же  имеют место проблемы, связанные с неточностью в регистрации данных об уровнях безработицы, а именно – отсутствие учета нестандартных видов безработицы. Однако, стоит отметить тенденцию  к понижению уровня безработицы в период с 2010 по 2012 годы, что говорит о  постепенной стабилизации рынка труда, и соответственно всей экономики в целом.

В завершении выявили  основные последствия безработицы, а так же меры их предотвращения. Обозначили приоритетные направления политики государственного регулирования занятости, составляющие ее мероприятия. Проанализировав действенность проводимой в России политики занятости, сделали вывод о том, что меры, предпринимаемые государством, хоть и не решают все проблемы рынка труда в полном объеме, однако значительно улучшают функционирование системы занятости. Целью при формирование дальнейшей политики государства в этой области должна являться разработка новых подходов и моделей регулирования занятости, способствующих созданию новых рабочих мест, обеспечению работой лиц пожилого возраста и молодежь, стимулированию подготовки и переподготовки рабочей силы, созданию новых программ по страхованию безработицы и материальной помощи длительно безработным и т.д.

Безработица –  сложное, многоаспектное, естественное и неизбежное социально-экономическое явление, требующее примения определенных мер для  обеспечения экономической стабильности как всего государства, так и отдельных индивидов.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1-ФЗ // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис».
  2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 6-е изд., стереотип. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2004. – с.448.
  3. Бакалавр экономики: Хрестоматия в 3-х томах. Т. 2. / Под общ. ред. В.И. Видяпина; Рос. экон. академия им. Г.В. Плеханова; Центр кадрового развития. - М. : Триада, 1999. - 1050 с.
  4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория : Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.
  5. Величко А. С. Макроэкономика: Учебное пособие / А. С. Величко. – Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2004. – 92 с.
  6. Вишнякова В. Динамика занятости населения в условиях кризиса / В. Вишнякова // Государственная служба, 2011. - № 1, с. 109-112.
  7. Воробьев Е. М. Экономическая теория : Учеб. пособие/ Е. М. Воробьев,  А. А. Гриценко, М. Н. Ким. – Харьков:пресс-Фортуна, 1997. – 406 с.
  8. Гуртов В. Цикличность в динамике численности безработных граждан / В. Гуртов, Н. Парикова// Человек и труд, 2010. – № 6, с. 34-38.
  9. Дорофеева З. Е. Незанятые в современной России / З. Е. Дорофеева // Социологические исследования,  2008. - № 2, с. 132.
  10. Заяц О.В. Занятость населения и ее регулирование: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 153 с.
  11. Исаева, Л. А.  Экономическая  теория :  учеб.  пособие  для вузов / Л. А. Исаева, Г. Г. Романова, Л. Р. Шурипа, И. В. Родионова, С. В. Гук. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 138 с.
  12. Капелюшников Р.И.Нестандартные формы занятости и безработицы в России/ Р. И. Капелюшников. -  Препринт WP3/2004/06. — М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 52 с.
  13. Капелюшников Р.И. Общая и регистрируемая безработица: в чем причины разрыва?/ Р. И. Капелюшников. -  Препринт WP3/2002/03. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 48 с
  14. Кашепов А. В.Рынок труда: проблемы и решения. Монография / А. В. Кашепов, С. С. Сулакшин., А. С. Малчинов . — М.: Научный эксперт, 2008. — 232 с.
  15. Маркс К.  Капитал: критика политической экономии / К. Маркс; пер. И. И. Скворцова-Степанова. - М.: Политиздат, 1978. - Т. 1. Кн. 1: Процесс производства капитала: научное издание. - 907 с.
  16. Минздравсоцразвития России. [Электронный ресурс] , 2012. - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/labour/employment/271
  17. Обследование населения по проблемам занятости, март 2012 г. [Электронный ресурс]. - М.: Госкомстат России, 2012. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/85.htm
  18. Общественное мнение – 2011. М.: Левада-Центр, 2012. – 284 с.
  19. Поликарпова Т. И. Экономическая теория: Учеб.пособие/ Т. И. Поликарпова; ГОУ ВПО «ВАГС». – 2-е изд., перераб. и доп.  – Волгоград: Изд-во ГОУ ВПО «ВАГС», 2005. – 320 с.
  20. Ромашов О.В. Социология труда : Учебное пособие/ О. В. Ромашов. – М.:Гардарики, 2001. – 320 с.
  21. Семикова Н.В. Экономические и социально-психологические последствия безработицы /Н. В. Семикова// Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Январь, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/01/310
  22. Худокормов А. Г. История экономических учений (современный этап): Учеб. для студентов эконом. спец /А.Г. Худокормов, П.А. Отмахов, В.С. Афанасьев и др.; Под общ. ред. А.Г. Худокормова. — М.: ИНФРА-М, 2002. – 732 с. 
  23. Чукреев, П.А.  Занятость населения и ее регулирование:   учеб. пос. / П.А. Чукреев, Е.В. Корытова.-Улан-Удэ: изд-во ВСГТУ,2010. – 212 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет 
(в среднем за I квартал 2012г.)

 

Экономи- 
чески  
активное  
население,  
тыс. 
человек

В том  числе

Уровень экономи- 
ческой  
активности населения,  
в %

Уровень занятости, 
в %

Уровень безрабо- 
тицы, 
в %

занятые

безра- 
ботные

Российская  Федерация

74765,0

69895,1

4870,0

67,4

63,0

6,5

Центральный  
федеральный округ

20207,8

19427,0

780,8

69,0

66,4

3,9

Белгородская  область

786,0

754,3

31,7

65,5

62,8

4,0

Брянская область

659,4

626,8

32,6

66,1

62,8

4,9

Владимирская  область

774,9

731,6

43,4

69,3

65,5

5,6

Воронежская область

1134,5

1062,6

71,9

64,3

60,2

6,3

Ивановская область

557,4

514,2

43,3

66,8

61,6

7,8

Калужская область

542,3

507,6

34,8

69,1

64,6

6,4

Костромская область

356,8

337,0

19,9

66,9

63,2

5,6

Курская область

565,4

528,5

36,9

63,5

59,4

6,5

Липецкая область

622,9

595,1

27,8

69,0

65,9

4,5

Московская область

3798,7

3670,1

128,6

70,9

68,5

3,4

Орловская область

408,7

381,2

27,5

64,6

60,2

6,7

Рязанская область

558,0

525,8

32,2

62,3

58,7

5,8

Смоленская область

527,0

488,0

39,0

69,4

64,3

7,4

Тамбовская область

534,8

502,1

32,7

63,2

59,3

6,1

Тверская область

719,4

679,8

39,7

68,6

64,8

5,5

Тульская область

789,8

741,4

48,4

65,6

61,6

6,1

Ярославская область

701,4

671,1

30,4

68,5

65,5

4,3

г.Москва

6170,2

6110,0

60,2

72,8

72,1

1,0

Северо-Западный  
федеральный округ

7515,9

7142,7

373,2

70,6

67,1

5,0

Республика Карелия

356,8

329,8

27,0

66,2

61,2

7,6

Республика Коми

527,8

489,6

38,2

69,7

64,7

7,2

Apxaнгельская  область

657,6

611,9

45,7

66,9

62,2

7,0

в том числе 
Ненецкий авт.округ

21,9

20,4

1,5

68,2

63,5

6,9

Вологодская область

641,0

594,0

47,0

68,3

63,3

7,3

Калининградская область

520,7

468,1

52,6

69,7

62,7

10,1

Ленинградская область

895,7

860,3

35,4

68,9

66,2

3,9

Мурманская область

504,7

458,5

46,3

73,8

67,1

9,2

Новгородская  область

341,1

319,6

21,5

69,0

64,6

6,3

Псковская область

370,9

346,7

24,2

69,7

65,1

6,5

г.Санкт-Петербург

2699,6

2664,1

35,5

73,7

72,7

1,3

Южный  
федеральный округ

6873,0

6380,7

492,3

64,3

59,7

7,2

Республика Адыгея

208,3

190,8

17,6

61,1

55,9

8,4

Республика Калмыкия

133,3

115,6

17,7

62,0

53,8

13,3

Краснодарский край

2541,3

2374,8

166,5

63,4

59,2

6,6

Астраханская  область

503,8

451,4

52,4

64,8

58,1

10,4

Волгоградская область

1324,6

1230,7

93,9

65,5

60,8

7,1

Ростовская область

2161,6

2017,4

144,2

65,0

60,6

6,7

Северо-Кавказский  
федеральный округ

4322,4

3667,9

654,5

63,2

53,7

15,1

Республика Дагестан

1225,8

1069,6

156,2

61,9

54,0

12,7

Республика Ингушетия

252,0

128,8

123,1

68,4

35,0

48,9

Кабардино-Балкарская  
Республика

415,2

361,4

53,8

60,0

52,2

13,0

Карачаево-Черкесская  
Республика

222,1

200,2

21,9

69,0

62,2

9,9

Республика Северная  
Осетия - Алания

340,1

306,2

33,9

64,5

58,0

10,0

Чеченская Республика

514,9

333,1

181,8

61,7

39,9

35,3

Ставропольский  край

1352,2

1268,5

83,7

64,1

60,1

6,2

Приволжский  
федеральный округ

15790,8

14743,7

1047,1

67,2

62,8

6,6

Республика Башкортостан

2040,4

1876,8

163,5

65,7

60,4

8,0

Республика Марий  Эл

376,5

341,9

34,6

68,8

62,5

9,2

Республика Мордовия

456,9

430,9

26,0

70,0

66,0

5,7

Республика Татарстан

2003,3

1904,2

99,1

68,4

65,0

4,9

Удмуртская Республика

825,6

772,3

53,3

69,8

65,3

6,5

Чувашская Республика

668,6

622,9

45,6

67,4

62,8

6,8

Пермский край

1395,6

1277,3

118,4

66,7

61,0

8,5

Кировская область

737,1

679,0

58,0

67,9

62,6

7,9

Нижегородская область

1831,6

1711,9

119,6

70,6

66,0

6,5

Оренбургская  область

1078,7

1009,8

68,9

65,6

61,4

6,4

Пензенская область

670,8

635,9

34,9

61,8

58,6

5,2

Самарская область

1712,9

1611,3

101,6

68,0

64,0

5,9

Саратовская область

1312,1

1234,0

78,0

64,6

60,8

5,9

Ульяновская область

680,8

635,2

45,5

66,0

61,6

6,7

Уральский  
федеральный округ

6620,7

6159,2

461,5

68,9

64,1

7,0

Курганская область

438,4

386,3

52,1

60,0

52,9

11,9

Свердловская  область

2326,3

2160,8

165,5

67,6

62,8

7,1

Тюменская область

1936,4

1820,2

116,2

71,4

67,1

6,0

в том числе: 
Ханты-Мансийский  
авт.округ - Югра

903,3

846,8

56,5

73,5

68,9

6,3

Ямало-Ненецкий  
авт.округ

331,1

318,6

12,5

76,1

73,3

3,8

Челябинская область

1919,6

1791,9

127,7

70,2

65,6

6,7

Сибирский  
федеральный округ

9914,8

9136,9

777,9

65,2

60,1

7,8

Республика Алтай

98,7

81,7

17,0

64,5

53,4

17,2

Республика Бурятия

444,5

404,7

39,8

61,1

55,6

8,9

Республика Тыва

126,8

99,3

27,5

56,6

44,3

21,7

Республика Хакасия

257,8

235,5

22,3

61,8

56,4

8,7

Алтайский край

1234,2

1146,7

87,5

63,5

59,0

7,1

Забайкальский край

540,3

479,9

60,4

63,7

56,6

11,2

Красноярский край

1556,3

1460,2

96,0

68,2

64,0

6,2

Иркутская область

1288,4

1192,5

95,9

66,7

61,7

7,4

Кемеровская область

1419,1

1306,1

113,0

64,6

59,5

8,0

Новосибирская область

1396,6

1303,4

93,2

67,2

62,7

6,7

Омская область

1046,1

966,1

80,1

66,4

61,3

7,7

область

506,0

460,8

45,2

61,1

55,6

8,9

Дальневосточный  
федеральный округ

3519,7

3237,0

282,7

68,7

63,2

8,0

Республика Саха (Якутия)

505,8

456,9

48,9

70,4

63,6

9,7

Камчатский край

198,4

185,2

13,2

70,9

66,2

6,6

Приморский край

1070,3

981,6

88,7

67,1

61,6

8,3

Хабаровский край

784,9

719,0

65,9

69,8

64,0

8,4

Амурская область

443,9

417,6

26,3

65,5

61,6

5,9

Магаданская область

102,5

98,4

4,1

77,8

74,7

<p class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439" style=" margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt


Информация о работе Сущность и виды безработицы в современной рыночной экономике