Сущность и анализ показателей эффективности развития промышленности Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение развития промышленности Украины на разных ее этапах, выявление слабых мест и нахождения путей преодоления кризисных последствий, а так же рассмотрение государственной промышленной политики.
В данной работе я рассмотрю различные версии государственной политики в промышленной сфере на дальнейшую перспективу развития данной ветви, а также пути формирования и применения механизмов ее реализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Особенности этапов формирования и реализации ГПП
2.Конкурентные преимущества промышленности Украины, ограничения и угрозы для ее развития
3.Экономическое позиционирование отечественной промышленности
4. Стратегическая цель и задачи, приоритеты ГПП
5. Субъекты и объекты ГПП
6. Направления, механизмы и инструменты реализации ГПП
7. Законодательно-нормативное обеспечение развития промышленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ

Работа содержит 1 файл

сущность и анализ показателей эффективности развития промышленности у..docx

— 64.28 Кб (Скачать)

     — организационно-координационная и  финансовая поддержка формирования современной информационно-коммуникационной базы промышленности (в том числе на основе создания систем автоматизированного управления предприятиями, проектирования, поддержки управленческих решений, вхождения в мировые сети электронных ресурсов и электронного бизнеса);

     — развитие "прозрачной" системы  государственно-частного партнерства на национальном и региональном уровнях для повышения эффективности процессов разработки и реализации ГПП. 

     7. Законодательно-нормативное обеспечение развития промышленности 

     Несовершенство  действующей системы законодательного обеспечения развития промышленности связано с отсутствием единой методологической, методической и организационной  основы для разработки документов, низкой степенью согласованности отраслевых стратегий и нормативных актов, "моральной устарелостью" большинства из них, разным правовым статусом концепций и программ. Это существенно влияет на качество разработки и реализации ГПП.

     Для повышения эффективности регуляторного влияния государства на процессы развития отечественной промышленности целесообразно принять Закон Украины "О государственной политике развития промышленности", который бы регулировал отношения между субъектами промышленной деятельности, а также органами государственной власти и управления общенационального и регионального уровней.

     В этом законе необходимо предусмотреть:

     — обязательства правительства по формированию стратегий развития отдельных  отраслей и промышленности в целом, с обязательным утверждением качественных и количественных показателей (в том числе объемов государственного финансирования);

     — периодическую отчетность правительства  о достигнутых количественных и качественных результатах реализации ГПП;

     — порядок текущей корректировки  заданий и контрольных показателей промышленного роста, а также обновления целей, критериев и механизмов реализации промышленной политики на последующий стратегический период.

     Реализация  ГПП на основе такого закона позволит комплексно подойти к решению  проблем отечественного промышленного  сектора, с учетом финансово-экономического, технологического, институционального и социального направлений его развития, повысить уровень межотраслевой координации целей и мер, усилить взаимную ответственность всех субъектов промышленной деятельности.

     Коллектив НЭП НАН Украины рассматривает  представленные концептуальные разработки как основу для широкой аргументированной дискуссии при участии ученых и производственников-практиков об эффективной стратегии промышленного развития Украины на современном этапе. Интеллектуальный ресурс совместных действий должен быть максимально использован для подготовки и осуществления принципиально обновленной национальной промышленной стратегии.

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Особенно  наглядно это продемонстрировал  натиск мирового финансово-экономического кризиса. Так, поданным Госкомстата Украины, в 2008 г., второе полугодие которого было отмечено острейшими проявлениями кризисных процессов, индекс промышленной продукции снизился до 96,9% (к предыдущему году). В свою очередь, в январе — апреле 2009 г. (по сравнению с соответствующим периодом 2008 г.) производство сократилось на 31,9%. Ход кризисных процессов в промышленности подтвердил пессимистические оценки и прогнозы в отношении ее высокой конъюнктурной уязвимости и недостаточной конкурентоспособности в условиях обострения проблемы сбыта на мировых рынках.

     Все это свидетельствует, что субъекты хозяйствования в промышленности, руководимые лишь "невидимой рукой" рынка, оказались неспособными обеспечить эффективное развитие производства. В то же время государственное регулирование промышленного сектора экономики также не обрело достаточной системности, последовательности, реактивности на быстрые изменения в социально-экономической ситуации внутри страны и за ее пределами. Решающими причинами этого стали существенные временные и финансовые ограничения для масштабных экономических трансформаций, а также политико-институциональная нестабильность.

     Таким образом, мировой финансово-экономический  кризис дал серьезный повод для объективного анализа обоснованности и эффективности предыдущей политики государства в отношении промышленного роста и дополнительный толчок к обновлению ее ориентиров и инструментов регулирования с учетом новых реалий и прогнозных перспектив мировой экономической системы.

     Системное преодоление последствий текущего кризиса, а также достижение новых стратегических целей и задач в промышленном секторе национальной экономики возможны лишь на базе активной, последовательной, научно обоснованной государственной промышленной политики (ГПП), современной по концепции и механизмам формирования и реализации.

     Главная цель системного обновления концептуальных положений ГПП - обеспечить адекватное реагирование государства на важнейшие  вызовы, связанные с мировым финансово-экономическим  кризисом и ведущими тенденциями  мирохозяйственного развития - глобализацией, постиндустриальной и экологической модернизацией, новой социогуманитарной ориентацией. Это будет способствовать развитию конкурентоспособной в стратегически определяющих отраслях (секторах) отечественной промышленности в соответствии с динамичными изменениями во внешней и внутренней средах и с учетом особенностей длинных технологических волн.

     Наличие действующей Концепции промышленной политики (Указ Президента Украины  от 12 февраля 2003 г. № 102) и Государственной  программы развития промышленности на 2003-2011 годы (постановление Кабинета Министров Украины от 28 июля 2003 г. № 1174) не снимает с повестки дня вопрос актуализации ее основ, принципов и целевых ориентиров. Об этом свидетельствуют не только научные дискуссии в отечественных специальных изданиях и публичные выступления специалистов-практиков, но и появление новых программно-стратегических документов - например, Концепции проекта Общегосударственной целевой экономической программы развития промышленности на период до 2017 года (Распоряжение Кабинета Министров Украины от 9 июля 2008 г. № 947-р).

     Тем более открыта проблема разработки эффективных механизмов формирования и реализации промышленной политики, которые бы учитывали новые реалии развития мировой экономики, новые тенденции в международной теории и практике государственного регулирования и управления промышленным развитием, а также были адаптированы к национальным особенностям.

     В работе предложена концептуальная версия государственной политики в промышленной сфере на среднесрочную перспективу, а также пути формирования и применения механизмов ее реализации.

 

     

     ИСПОЛЬЗОВАНЫ  ИСТОЧНИКИ 

     
  1. Промисловий потенціал України: проблеми та перспективи  структурно-інноваційних трансформацій. - К., 2007, 408 с.
  2. Якубовский Н., Новицкий В., Киндзерский Ю. Концептуальные основы стратегии развития промышленности Украины на период до 2017 года. "Экономика Украины" № 11, 2007, с. 4-20
  3. Федулова Л. Перспективы инновационно-технологического развития промышленности Украины. "Экономика Украины" № 7,2008, с. 24-36
  4. ФедуловаЛ. И. Тенденции и перспективы развития промышленности Украины. "Економіка промисловості" № 4,2008, с. 65-82
  5. Кічурчак М. В. Промисловість у системі національної безпеки України. "Економіка промисловості" № 4, 2008, с. 104-113
  6. Одотюк І. В. Структурні дисбаланси та середньострокові сценарії інноваційного інвестування наукомістких трансформацій у промисловості. "Економіка промисловості" № 4, 2008, с. 147-155.
  7. Загальнодержавна комплексна програма розвитку високих наукоємних технологій -Закон України від 09.04.2004 p. № 1676-IV
  8. Державна програма розвитку і реформування гірничо-металургійного комплексу на період до 2011 року (Постанова Кабінету Міністрів України від 28.07.2004 р. № 967)
  9. Загальнодержавна програма розвитку мінерально-сировинної бази України на період до 2010 року (Закон України від 22.02.2006 p. № 3458-IV)
  10. Енергетична стратегія України на період до 2030 року (Розпорядження Кабінету Міністрів України від 15.03.2006 р. № 145-р)
  11. Державна програма розвитку машинобудування на2006-2011 роки
  12. (Постанова Кабінету Міністрів України від 18.04.2006 p. № 516)
  13. Концепція Державної програми розвитку легкої промисловості на період до 2011 року (Розпорядження Кабінету Міністрів України від 27.12.2006 р. № 673-р)
  14. Концепція Державної цільової економічної програми енергоефективності на 2010-2015 роки (Розпорядження Кабінету Міністрів України від 19.11.2008 р. № 1446-р)
  15. Стратегія розвитку вітчизняної авіаційної промисловості на період до 2020 року (Розпорядження Кабінету Міністрів України від 27.12.2008 р. № 1656-р).

Информация о работе Сущность и анализ показателей эффективности развития промышленности Украины