Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:37, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение развития промышленности Украины на разных ее этапах, выявление слабых мест и нахождения путей преодоления кризисных последствий, а так же рассмотрение государственной промышленной политики.
В данной работе я рассмотрю различные версии государственной политики в промышленной сфере на дальнейшую перспективу развития данной ветви, а также пути формирования и применения механизмов ее реализации.
ВВЕДЕНИЕ
1.Особенности этапов формирования и реализации ГПП
2.Конкурентные преимущества промышленности Украины, ограничения и угрозы для ее развития
3.Экономическое позиционирование отечественной промышленности
4. Стратегическая цель и задачи, приоритеты ГПП
5. Субъекты и объекты ГПП
6. Направления, механизмы и инструменты реализации ГПП
7. Законодательно-нормативное обеспечение развития промышленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ
Инновационный кризис порожден также незавершенностью институционализации инновационной политики, то есть несформированностью соответствующих бизнесовых структур и эффективных механизмов государственного регулирования инновационной деятельности, а главным образом - незрелостью институтов рыночной конкуренции.
Следовательно, на нынешнем этапе главными задачами ГПП по стимулированию инноваций должны стать:
— стимулирование совокупного инновационного спроса отечественных потребителей и предоставление выгодных условий производителям соответствующей продукции для его удовлетворения на внешних рынках;
—
эффективная государственная
— расширение платежеспособного спроса сектора конечного потребления как более динамичного и чувствительного к новейшим образцам продукции и услуг;
— содействие эффективному взаимодействию промышленности со всеми структурами формирующейся национальной инновационной системы.
Экологический приоритет ГПП обусловлен требованием экологизации промышленного производства в комплексном понимании — с точки зрения улучшения экологических характеристик, как технологических процессов, так и произведенной продукции.
Экологичность производства - чрезвычайно строгий императив для промышленной политики промышленно развитых стран, благодаря чему стимулируются масштабные технологические и продуктовые инновации, меняются приоритеты бизнеса. Причем экономические механизмы работают так, чтобы в первую очередь стимулировать использование экологических технологий, а не компенсировать вредные последствия отсталых. Несоблюдение современных экологических характеристик технологий и продукции является значительным препятствием на пути обеспечения стратегической конкурентоспособности отечественной промышленности в целом и отдельных производств. Дальнейшее ухудшение экологических параметров технологий и продукции обусловит сужение присутствия отечественных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Основными
причинами повышения
Основными
направлениями обеспечения
—
активизация и повышение
— освоение новейших технологий альтернативной энергетики и распространение использования возобновляемых источников энергии;
—
совершенствование
Социальный приоритет ГПП связан с такой глобальной закономерностью общественного развития, как социализация экономической сферы. Одним из ее требований является общественное восприятие экономических (в том числе промышленных) стратегий и проектов через активный политический, бизнесовый и общественный диалог.
В соответствии с этим, существенные изменения должны претерпеть все процессы и технологии, связанные как с формированием ГПП (в отношении выбора концепций, механизмов и инструментов), так и с ее осуществлением (в сфере контроля за выполнением целей и задач, текущих корректировок, и т. п.). При этом роль и функции правительства заключаются в том, чтобы обозначить приоритеты, дать соответствующий сигнал бизнесу, обеспечив его открытую информированность о стратегических намерениях государства.
Отраслевые
приоритеты ГПП определяются с учетом
целевых стратегических приоритетов промышленного
развития, реальных технологических, финансово-экономических
и организационных параметров конкретных
производств, а также имеющихся научно-технологических
заделов по ведущим современным технологиям
- информационно-
Кроме того, в силу существующих ограничений и угроз внутреннего и внешнего происхождения (ресурсных, структурных, динамических, конъюнктурных) при выборе структурно-отраслевых приоритетов Украине нецелесообразно повторять путь, пройденный развитыми странами, которые вынесли и продолжают выносить производство промышленных товаров за свои пределы.
Оптимальный путь развития промышленности Украины заключается в сохранении и эффективном наращивании отечественного промышленного потенциала преимущественно на собственной территории и на собственной ресурсной базе с учетом современных экологических требований, с достаточным уровнем диверсификации (по продуктовой и технологической структурам) и с ориентацией на определяющее влияние внутреннего рынка как фактора роста.
Это позволит уменьшить риски от влияния неконтролируемых внешних факторов на динамические и структурные параметры промышленного развития страны. Поэтому традиционные базовые отрасли материально-сырьевого сектора отечественной промышленности должны развиваться и в дальнейшем, но только на принципиально новом технико-технологическом фундаменте, а также в экономически целесообразных и экологически допустимых пределах.
Таким образом, отраслевыми приоритетами ГПП в среднесрочной перспективе должны стать:
—
наукоемкие машиностроительные производства
(авиационная и ракетно-
— приборостроение (высокотехнологичные приборы, а также системы широкого функционального и отраслевого назначения, в частности - для развития жилищно-коммунальной и социальной (здравоохранение, образование) сфер);
— оборонно-промышленный комплекс (производство современных видов вооружения и военной техники);
— производство экологически и биологически чистых пищевых продуктов;
— добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, а также новейшие виды производств по их комплексному использованию и переработке;
— производство электроэнергии (в том числе на основе возобновляемых и нетрадиционных ресурсных источников);
—
базовые перерабатывающие производства
(металлургия, химия и нефтехимия).
5.
Субъекты и объекты
ГПП
Главным субъектом ГПП, по самому ее определению, выступает государство через полномочные органы государственной власти и управления.
Определение
функций и компетенций
Концептуальная позиция в этом вопросе предполагает некоторую конкретизацию идеологических основ промышленной политики, которые, в свою очередь, связаны с ориентирами для общественно-политического устройства и государственного развития. При этом заметим, что сегодня достаточно активно артикулируемым является политический тезис об отделении бизнеса от власти. Его сущность и значение заключаются в реализации демократической идеи равенства всех участников бизнеса через их равноудаленность от наиболее могущественного носителя институционального ресурса - государства. Это, безусловно, может стать серьезным шагом в направлении к европейской демократической модели отношений государства с корпорациями, в основе которой лежит обеспечение "правил игры", общих для всех.
Вероятно, подобный тип взаимоотношений мог бы быть эффективным для процессов формирования и реализации промышленной политики в Украине. Однако он предполагает высокую степень зрелости всех институций и социально-политическую однородность общества. Между тем украинские реалии этим не отличаются. Наше государство пока не может "подняться" на уровень политической незаангажированности и, как результат, обеспечить олицетворение интересов действительно всего общества в их сбалансированном по определенным критериям виде. На ситуацию влияют также слабость, неразвитость гражданского общества, которое объективно заинтересовано в "государстве-организаторе" демократического типа. В свою очередь, для бизнеса желательнее "государство-либерал", а для профсоюзов — государство авторитарного типа с широкими возможностями реализации социальных гарантий и развитыми механизмами контроля.
На
современном этапе
Впрочем, целесообразным является систематическое привлечение бизнеса в процессы формирования общепромышленной и отраслевых стратегий, а также механизмов их реализации на этапах согласования интересов, анализа и прогнозов в отношении рыночной ситуации и реальных перспектив развития промышленного производства. Основными выразителями бизнесовых интересов должны стать ассоциации (союзы) по видам промышленной деятельности.
Социально-экономические интересы наемных работников в отношении целей и стратегий развития отечественной промышленности призваны представлять профессиональные организации.
Роль региональных органов власти как субъектов, участвующих в выработке и осуществлении ГПП, тоже должна быть приведена в соответствие с требованиями трансформации системы государственного управления.
Таким образом структура субъектов ГПП становится максимально приближенной ко всем участникам промышленной деятельности, что, в свою очередь, должно обеспечить более высокое качество самой этой политики и ее результатов.
Выбор объектов ГПП и соответствующих инструментов ее реализации осуществляется с учетом структурно-институциональных особенностей двух основных групп промышленных предприятий:
(А) - промышленные предприятия государственной (государственной корпоративной) и коммунальной (коммунальной корпоративной) форм собственности, к которым государство и органы местного самоуправления могут применять методы административного (плановые задания, кадровая политика) и прямого экономического (субсидии, инвестиции) действия;
(Б) — промышленные предприятия частной формы собственности, к которым государство и органы местного самоуправления могут применять в большинстве случаев опосредованные методы управления (через финансово-экономические и институциональные механизмы).
Предприятия группы (А) составляют теперь меньшую долю в промышленности.
В свою очередь, группа (Б), которая является доминирующей в отечественной промышленности, может быть условно подразделена на два сектора:
(Б1) - олигополистический сектор крупного бизнеса (неформальные и формальные ФПГ);
(Б2) - конкурентный сектор малого и среднего бизнеса.
Особенности
организационно-экономических
Развитие интеграционных процессов (и в частности - вступление в ВТО) влечет за собой необходимость оптимизации выбора определенных функциональных сфер как объектов ГПП.
Информация о работе Сущность и анализ показателей эффективности развития промышленности Украины