Сущность и анализ показателей эффективности развития промышленности Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение развития промышленности Украины на разных ее этапах, выявление слабых мест и нахождения путей преодоления кризисных последствий, а так же рассмотрение государственной промышленной политики.
В данной работе я рассмотрю различные версии государственной политики в промышленной сфере на дальнейшую перспективу развития данной ветви, а также пути формирования и применения механизмов ее реализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Особенности этапов формирования и реализации ГПП
2.Конкурентные преимущества промышленности Украины, ограничения и угрозы для ее развития
3.Экономическое позиционирование отечественной промышленности
4. Стратегическая цель и задачи, приоритеты ГПП
5. Субъекты и объекты ГПП
6. Направления, механизмы и инструменты реализации ГПП
7. Законодательно-нормативное обеспечение развития промышленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ

Работа содержит 1 файл

сущность и анализ показателей эффективности развития промышленности у..docx

— 64.28 Кб (Скачать)

     Инновационный кризис порожден также незавершенностью институционализации инновационной политики, то есть несформированностью соответствующих бизнесовых структур и эффективных механизмов государственного регулирования инновационной деятельности, а главным образом - незрелостью институтов рыночной конкуренции.

     Следовательно, на нынешнем этапе главными задачами ГПП по стимулированию инноваций должны стать:

     — стимулирование совокупного инновационного спроса отечественных потребителей и предоставление выгодных условий производителям соответствующей продукции для его удовлетворения на внешних рынках;

     — эффективная государственная поддержка  производителей и экспортеров высоких технологий и произведенных с их использованием продуктов;

     — расширение платежеспособного спроса сектора конечного потребления как более динамичного и чувствительного к новейшим образцам продукции и услуг;

     — содействие эффективному взаимодействию промышленности со всеми структурами  формирующейся национальной инновационной  системы.

     Экологический приоритет ГПП обусловлен требованием  экологизации промышленного производства в комплексном понимании — с точки зрения улучшения экологических характеристик, как технологических процессов, так и произведенной продукции.

     Экологичность производства - чрезвычайно строгий императив для промышленной политики промышленно развитых стран, благодаря чему стимулируются масштабные технологические и продуктовые инновации, меняются приоритеты бизнеса. Причем экономические механизмы работают так, чтобы в первую очередь стимулировать использование экологических технологий, а не компенсировать вредные последствия отсталых. Несоблюдение современных экологических характеристик технологий и продукции является значительным препятствием на пути обеспечения стратегической конкурентоспособности отечественной промышленности в целом и отдельных производств. Дальнейшее ухудшение экологических параметров технологий и продукции обусловит сужение присутствия отечественных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешних рынках.

     Основными причинами повышения техногенной  нагрузки на территорию Украины остаются: неэффективная, чрезмерная ресурсо- и энергоемкость производства; устаревшая отраслевая структура; физический и моральный износ основных производственных фондов (в том числе природоохранного назначения); несовершенство нормативно-правового обеспечения и отсутствие эффективного механизма практической реализации основополагающих природоохранных принципов.

     Основными направлениями обеспечения экологической  модернизации отечественного промышленного  комплекса как залога устойчивого развития национальной экономики должны стать:

     — активизация и повышение эффективности  внедрения ресурсосберегающих и природоохранных технологий;

     — освоение новейших технологий альтернативной энергетики и распространение использования возобновляемых источников энергии;

     — совершенствование экономического механизма обеспечения экологического равновесия в регионах и стране в целом.

     Социальный  приоритет ГПП связан с такой  глобальной закономерностью общественного  развития, как социализация экономической сферы. Одним из ее требований является общественное восприятие экономических (в том числе промышленных) стратегий и проектов через активный политический, бизнесовый и общественный диалог.

     В соответствии с этим, существенные изменения должны претерпеть все  процессы и технологии, связанные  как с формированием ГПП (в  отношении выбора концепций, механизмов и инструментов), так и с ее осуществлением (в сфере контроля за выполнением целей и задач, текущих корректировок, и т. п.). При этом роль и функции правительства заключаются в том, чтобы обозначить приоритеты, дать соответствующий сигнал бизнесу, обеспечив его открытую информированность о стратегических намерениях государства.

     Отраслевые  приоритеты ГПП определяются с учетом целевых стратегических приоритетов промышленного развития, реальных технологических, финансово-экономических и организационных параметров конкретных производств, а также имеющихся научно-технологических заделов по ведущим современным технологиям - информационно-коммуникационным, био- и нанотехнологиям.

     Кроме того, в силу существующих ограничений  и угроз внутреннего и внешнего происхождения (ресурсных, структурных, динамических, конъюнктурных) при выборе структурно-отраслевых приоритетов Украине нецелесообразно повторять путь, пройденный развитыми странами, которые вынесли и продолжают выносить производство промышленных товаров за свои пределы.

     Оптимальный путь развития промышленности Украины  заключается в сохранении и эффективном  наращивании отечественного промышленного  потенциала преимущественно на собственной  территории и на собственной ресурсной  базе с учетом современных экологических  требований, с достаточным уровнем диверсификации (по продуктовой и технологической структурам) и с ориентацией на определяющее влияние внутреннего рынка как фактора роста.

     Это позволит уменьшить риски от влияния  неконтролируемых внешних факторов на динамические и структурные параметры промышленного развития страны. Поэтому традиционные базовые отрасли материально-сырьевого сектора отечественной промышленности должны развиваться и в дальнейшем, но только на принципиально новом технико-технологическом фундаменте, а также в экономически целесообразных и экологически допустимых пределах.

     Таким образом, отраслевыми приоритетами ГПП в среднесрочной перспективе должны стать:

     — наукоемкие машиностроительные производства (авиационная и ракетно-космическая  отрасли, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое и транспортное машиностроение, высокотехнологичное оборудование для добывающей и металлургической промышленности);

     — приборостроение (высокотехнологичные  приборы, а также системы широкого функционального и отраслевого  назначения, в частности - для развития жилищно-коммунальной и социальной (здравоохранение, образование) сфер);

     — оборонно-промышленный комплекс (производство современных видов вооружения и военной техники);

     — производство экологически и биологически чистых пищевых продуктов;

     — добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, а также новейшие виды производств по их комплексному использованию  и переработке;

     — производство электроэнергии (в том  числе на основе возобновляемых и нетрадиционных ресурсных источников);

     — базовые перерабатывающие производства (металлургия, химия и нефтехимия). 

     5. Субъекты и объекты ГПП 

     Главным субъектом ГПП, по самому ее определению, выступает государство через полномочные органы государственной власти и управления.

     Определение функций и компетенций государства  как субъекта ГПП, а также конкретных форм и инструментов реализации выбранной  стратегии непосредственно связано  с концептуальным видением роли и функций государства в экономике. Выбор между разными типами государственного регулирования (государственный "минимализм", государственный "дирижизм" или некоторый баланс рынка и государства) определяет общую архитектуру механизмов влияния на промышленное развитие, возможности и направления применения тех или иных методов и инструментов.

     Концептуальная  позиция в этом вопросе предполагает некоторую конкретизацию идеологических основ промышленной политики, которые, в свою очередь, связаны с ориентирами для общественно-политического устройства и государственного развития. При этом заметим, что сегодня достаточно активно артикулируемым является политический тезис об отделении бизнеса от власти. Его сущность и значение заключаются в реализации демократической идеи равенства всех участников бизнеса через их равноудаленность от наиболее могущественного носителя институционального ресурса - государства. Это, безусловно, может стать серьезным шагом в направлении к европейской демократической модели отношений государства с корпорациями, в основе которой лежит обеспечение "правил игры", общих для всех.

     Вероятно, подобный тип взаимоотношений мог  бы быть эффективным для процессов  формирования и реализации промышленной политики в Украине. Однако он предполагает высокую степень зрелости всех институций и социально-политическую однородность общества. Между тем украинские реалии этим не отличаются. Наше государство пока не может "подняться" на уровень политической незаангажированности и, как результат, обеспечить олицетворение интересов действительно всего общества в их сбалансированном по определенным критериям виде. На ситуацию влияют также слабость, неразвитость гражданского общества, которое объективно заинтересовано в "государстве-организаторе" демократического типа. В свою очередь, для бизнеса желательнее "государство-либерал", а для профсоюзов — государство авторитарного типа с широкими возможностями реализации социальных гарантий и развитыми механизмами контроля.

     На  современном этапе общественного  развития Украины полный "развод" государства и бизнеса не реален. Но хотя бы частичное выведение законодательного и исполнительного (административного) механизмов из-под бизнесового давления имело бы положительное влияние на развитие именно демократической модели государственного регулирования в промышленности. Благодаря этому могут быть обеспечены реальные сдвиги в направлении ориентации ГПП на долгосрочные интересы общества в целом - в противовес "рефлексии" на конъюнктурные интересы бизнесовых субъектов.

     Впрочем, целесообразным является систематическое привлечение бизнеса в процессы формирования общепромышленной и отраслевых стратегий, а также механизмов их реализации на этапах согласования интересов, анализа и прогнозов в отношении рыночной ситуации и реальных перспектив развития промышленного производства. Основными выразителями бизнесовых интересов должны стать ассоциации (союзы) по видам промышленной деятельности.

     Социально-экономические  интересы наемных работников в отношении  целей и стратегий развития отечественной  промышленности призваны представлять профессиональные организации.

     Роль  региональных органов власти как субъектов, участвующих в выработке и осуществлении ГПП, тоже должна быть приведена в соответствие с требованиями трансформации системы государственного управления.

     Таким образом структура субъектов ГПП становится максимально приближенной ко всем участникам промышленной деятельности, что, в свою очередь, должно обеспечить более высокое качество самой этой политики и ее результатов.

     Выбор объектов ГПП и соответствующих инструментов ее реализации осуществляется с учетом структурно-институциональных особенностей двух основных групп промышленных предприятий:

     (А) - промышленные предприятия государственной (государственной корпоративной) и коммунальной (коммунальной корпоративной) форм собственности, к которым государство и органы местного самоуправления могут применять методы административного (плановые задания, кадровая политика) и прямого экономического (субсидии, инвестиции) действия;

     (Б)  — промышленные предприятия частной формы собственности, к которым государство и органы местного самоуправления могут применять в большинстве случаев опосредованные методы управления (через финансово-экономические и институциональные механизмы).

     Предприятия группы (А) составляют теперь меньшую  долю в промышленности.

     В свою очередь, группа (Б), которая является доминирующей в отечественной промышленности, может быть условно подразделена на два сектора:

     1) - олигополистический сектор крупного бизнеса (неформальные и формальные ФПГ);

     2) - конкурентный сектор малого и среднего бизнеса.

     Особенности организационно-экономических и  институциональных условий, в которых  функционируют обозначенные группы промышленных предприятий, определяют специфику применяемых форм и  методов осуществления промышленной политики.

     Развитие  интеграционных процессов (и в частности - вступление в ВТО) влечет за собой  необходимость оптимизации выбора определенных функциональных сфер как объектов ГПП.

Информация о работе Сущность и анализ показателей эффективности развития промышленности Украины