Сущность и анализ показателей эффективности развития промышленности Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение развития промышленности Украины на разных ее этапах, выявление слабых мест и нахождения путей преодоления кризисных последствий, а так же рассмотрение государственной промышленной политики.
В данной работе я рассмотрю различные версии государственной политики в промышленной сфере на дальнейшую перспективу развития данной ветви, а также пути формирования и применения механизмов ее реализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Особенности этапов формирования и реализации ГПП
2.Конкурентные преимущества промышленности Украины, ограничения и угрозы для ее развития
3.Экономическое позиционирование отечественной промышленности
4. Стратегическая цель и задачи, приоритеты ГПП
5. Субъекты и объекты ГПП
6. Направления, механизмы и инструменты реализации ГПП
7. Законодательно-нормативное обеспечение развития промышленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ

Работа содержит 1 файл

сущность и анализ показателей эффективности развития промышленности у..docx

— 64.28 Кб (Скачать)

     Для обеспечения реального перехода на инновационную модель промышленного развития, ускоренного формирования высокотехнологичного сектора и совершенствования организационно-структурных характеристик отечественной промышленности как главных предпосылок для существенного повышения ее конкурентоспособности целесообразно считать приоритетами ГПП следующие сферы:

     — научно-инновационная деятельность в промышленности, с дифференциацией форм и методов поддержки и регулирования НИОКР и инновационных процессов по приоритетным целевым направлениям (обеспечение национальной безопасности, ресурсосбережение, экологичность производства и продукции, комплексное развитие наукоемких и высокотехнологичных производств);

     — отдельные системообразующие инновационные проекты отраслевого, межотраслевого, регионального и общеэкономического значения (продуктово-технологические или инфраструктурные);

     — комплексные проекты организационно-структурного развития промышленного сектора (для формирования и эффективного функционирования отечественных производственно-хозяйственных структур современного уровня, способных реализовывать промышленные стратегии еврорегионального и глобального масштабов);

     — проекты, направленные на углубление интеграции отечественных промышленных производств в мировые экономические процессы и структуры. 

     6. Направления, механизмы и инструменты реализации ГПП 

     В силу институциональных, рыночных и  функциональных особенностей объектов ГПП эффективное государственное регулирование в промышленной сфере может быть реально обеспечено по следующим направлениям.

     Первое - формирование благоприятных условий  для развития всей промышленности путем:

     — реализации системных мер по государственной  поддержке сфер науки и образования (прежде всего, прикладных и фундаментальных  научных исследований, НИОКР, инженерной и рабочей профессионально-технической подготовки);

     — улучшения институциональной структуры  экономики и ее инфраструктурного обеспечения (в том числе на основе обеспечения защиты прав собственности; совершенствования регулирования деятельности естественных монополий и общей конкурентной среды; формирования современной национальной инновационной системы с полноценными составляющими отраслевого, регионального и корпоративного уровней; развития информационно-коммуникационных систем и транспортных сетей; и т. п.);

     — системного совершенствования законодательно-нормативной  базы регулирования коммерческой деятельности.

     Второе  — формирование специальных механизмов реализации ГПП на основе учета современных особенностей ее промышленных объектов (см. табл. 2). 

     Таблица 2

     Основные  инструменты государственного регулирования  по группам промышленных объектов

     Группы промышленных объектов      Приоритетные  инструменты ГПП
     (А): государственные  и коммунальные промышленные предприятия      Реструктуризация; государственные заказы; субсидии; инвестиции.
     1): частные промышленные предприятия олигополистического сектора (крупный бизнес)      Курсовая  политика; таможенная политика; нетарифное регулирование ВЭД.
     2): частные промышленные предприятия конкурентного сектора (малый и средний бизнес)      Налоговые льготы; ускоренная амортизация; государственная  поддержка кредитов; регулирование  общей конкурентной среды.
 

     Для государственных предприятий, регулируемых по принципу государственного "дирижизма", эффективной стратегией промышленного развития должно стать формирование высокотехнологичных НПК корпоративного типа при прямом организационном участии и финансовой поддержке государства (в авиационном машиностроении, производстве ракетно-космической техники и вооружения, угольной промышленности). Для этого может быть использован опыт бывшего СССР в отношении участия государства в создании, функционировании и развитии промышленных НПК, в рамках которых обеспечивалось организационное и функциональное взаимодействие НИОКР и производства передовой высокотехнологичной продукции. И сегодня в Украине аналогичные комплексы могут стать генераторами разработки и дальнейшего развития производств сектора "high-tech".

     Для крупного бизнеса, контролируемого ФПГ, целесообразны его регулирование по принципу баланса государства и рынка, а также государственная поддержка в конкурентной борьбе с иностранными производителями на внешних и внутреннем рынках средствами курсовой и таможенной политики, нетарифного регулирования. ГПП в отношении этой группы промышленных объектов должна способствовать их выходу на мировые фондовые рынки через реальное (а не номинальное, как теперь) "открытие" корпораций, обеспечение мотивации их собственников к эффективному использованию активов (а не к поиску ренты) на основе инноваций, внедрение природоохранных и ресурсосберегающих технологий.

     Для малого и среднего бизнеса, регулируемого по принципу государственного "минимализма", приоритетное значение имеет налаживание эффективного действия традиционных рыночных стимулов к развитию в форме налоговых льгот, ускоренной амортизации, государственных гарантий и субсидирования кредитов. Эта группа промышленных объектов ГПП должна обеспечить распространение инноваций, удовлетворение спроса на потребительские промышленные товары и услуги на внутреннем рынке.

     В контексте проблемы применения эффективных  механизмов и инструментов ГПП особый вес имеет вопрос оптимизации общей конкурентной среды — определения рамок эффективного конкурентного давления, которые допустимы и целесообразны для достижения стратегических целей промышленного развития в конкретные периоды, в конкретных видах деятельности, с учетом их состояния, внутренних проблем и перспектив. Решение этого вопроса, в свою очередь, является основой для решений о необходимых масштабах, функциональных сферах и формах государственного вмешательства.

     При формировании национальной конкурентной среды в условиях интеграции наиболее актуальной становится проблема обеспечения конкурентной транспарентности экономик-партнеров. В случае нарушения принципа максимального сходства параметров общей конкурентной среды и синхронности их изменений на рынках стран - экономических агентов возможны серьезные риски и отрицательные социально-экономические последствия для отдельных производств и экономики Украины в целом.

     Активизация интеграционных процессов (в частности  — присоединение к ВТО) приведет к ощутимым изменениям в сфере формирования общей конкурентной среды в промышленности — преимущественно в сторону усиления давления на отечественных производителей как на внутреннем, так и на внешних рынках. Поэтому последовательное соблюдение принципа конкурентной симметрии должно стать обязательным условием при выборе механизмов и инструментов государственной защиты, а также поддержки промышленных производств и производителей на основании признанных международно-правовых норм и принципов.

     В то же время в рамках ГПП целесообразно  обеспечить сбалансированность интересов  разных отраслей промышленности (видов  промышленной деятельности) и стимулировать эффективную внутриотраслевую конкуренцию как рычаг повышения их ценовой конкурентоспособности.

     Для достижения стратегических целей ГПП  должны быть выбраны адекватные механизмы и инструменты, среди которых потенциально эффективны, по нашему мнению, следующие:

     финансово-экономический  блок:

     — расширение объемов государственного заказа на проведение НИОКР и промышленное освоение технологий и продукции, которые являются стратегическими приоритетами в контексте обеспечения инновационного развития и конкурентоспособности;

     — бюджетное финансирование формирования и развития высокотехнологичных производств в государственном секторе, современной промышленной инфраструктуры и НИОКР общепромышленного значения (в том числе на основе программно-целевого распределения бюджетных средств всех уровней);

     — системное совершенствование налогового регулирования в направлении оптимизации его влияния на параметры промышленной динамики, инвестиционно-инновационные процессы и характеристики эколого-экономического баланса экономического развития;

     — усиление тактической гибкости тарифного  регулирования экспорта-импорта  промышленной продукции с учетом требований ВТО и соответствующей практики государственного вмешательства;

     — эффективное использование потенциала методов нетарифного регулирования экспорта-импорта для защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей в признанных международной практикой правовых формах;

     — всестороннее стимулирование процессов  капитализации промышленных активов (предприятий) и реструктуризация существующего акционерного капитала как основы для активизации инвестиций, деконцентрации экономической власти и эффективной интеграции в мирохозяйственное пространство;

     денежно-кредитный  блок:

     — приведение валютного регулирования (прежде всего, курсовой стратегии и тактики) в соответствие с целями повышения конкурентоспособности стратегически значимых производств, а также обеспечение "прозрачности" и предсказуемости валютной политики при соблюдении баланса интересов всех основных сторон валютных отношений и сохранении стратегической ориентации на стабильность национальной валюты;

     — расширение объемов и повышение  эффективности долгосрочного кредитования промышленности коммерческими банками  Украины на основе его экономического и налогового стимулирования, законодательного обеспечения решения проблем асимметрической информации, гарантирования защиты прав кредиторов, совершенствования механизмов обязательного резервирования по пассивным и активным операциям;

     — увеличение объемов финансирования через фондовый рынок путем повышения "прозрачности" и "раскрытия" украинских корпораций, создания экономических  и организационных стимулов к  их инвестиционно-инновационному развитию на основе эффективного использования имеющихся активов и привлеченных денежных средств, дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы функционирования фондового рынка;

     — осуществление политики стимулирования и поддержки "инновационно связанных" инвестиций и кредитов;

     организационно-институциональный  блок:

     — содействие формированию и обеспечению  конкурентоспособности современных  промышленных структур интегрированно-сетевого типа с высоким научно-технологическим и финансово-экономическим потенциалом инновационного развития, прежде всего, в отраслях, ориентированных на V—VI технологические уклады;

     — усиление государственной целевой  поддержки формирования эффективных  научно-технологических и промышленных кластеров внутрирегионального, национального и трансграничного форматов как благоприятной организационно-экономической среды для развития высококонкурентных производств;

     — повышение качества государственного управления процессами формирования и  функционирования национальной инновационной  системы на всех уровнях (государственном, региональном, отраслевом, предпринимательском), прежде всего, путем совершенствования правовой защиты интеллектуальной собственности, субъектов научно-технической и инновационной деятельности, современного информационного обеспечения и усиления экономической мотивации;

     — расширение в экономически целесообразных пределах регуляторных функций государства в отношении деятельности естественных монополий; развитие нормативно-правовой базы и инструментария поддержания эффективного уровня конкурентного давления на стратегически важных промышленных рынках;

     — улучшение экономической и институциональной  поддержки малого и среднего бизнеса  в промышленности как стабилизирующего и инновационно гибкого элемента современных производственно-хозяйственных систем;

     — обеспечение эффективного взаимодействия инфраструктурных участников рынка финансовых услуг - финансовых посредников, бирж, торгово-информационных систем, депозитарно-клиринговых учреждений, оценочных, аудиторских и других структур, а также формирование благоприятной институциональной среды для их функционирования и дальнейшего развития;

Информация о работе Сущность и анализ показателей эффективности развития промышленности Украины