Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:37, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение развития промышленности Украины на разных ее этапах, выявление слабых мест и нахождения путей преодоления кризисных последствий, а так же рассмотрение государственной промышленной политики.
В данной работе я рассмотрю различные версии государственной политики в промышленной сфере на дальнейшую перспективу развития данной ветви, а также пути формирования и применения механизмов ее реализации.
ВВЕДЕНИЕ
1.Особенности этапов формирования и реализации ГПП
2.Конкурентные преимущества промышленности Украины, ограничения и угрозы для ее развития
3.Экономическое позиционирование отечественной промышленности
4. Стратегическая цель и задачи, приоритеты ГПП
5. Субъекты и объекты ГПП
6. Направления, механизмы и инструменты реализации ГПП
7. Законодательно-нормативное обеспечение развития промышленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ
Для обеспечения реального перехода на инновационную модель промышленного развития, ускоренного формирования высокотехнологичного сектора и совершенствования организационно-структурных характеристик отечественной промышленности как главных предпосылок для существенного повышения ее конкурентоспособности целесообразно считать приоритетами ГПП следующие сферы:
—
научно-инновационная
— отдельные системообразующие инновационные проекты отраслевого, межотраслевого, регионального и общеэкономического значения (продуктово-технологические или инфраструктурные);
—
комплексные проекты
—
проекты, направленные на углубление интеграции
отечественных промышленных производств
в мировые экономические процессы и структуры.
6.
Направления, механизмы
и инструменты реализации
ГПП
В силу институциональных, рыночных и функциональных особенностей объектов ГПП эффективное государственное регулирование в промышленной сфере может быть реально обеспечено по следующим направлениям.
Первое - формирование благоприятных условий для развития всей промышленности путем:
— реализации системных мер по государственной поддержке сфер науки и образования (прежде всего, прикладных и фундаментальных научных исследований, НИОКР, инженерной и рабочей профессионально-технической подготовки);
—
улучшения институциональной
—
системного совершенствования
Второе
— формирование специальных механизмов
реализации ГПП на основе учета современных
особенностей ее промышленных объектов
(см. табл. 2).
Таблица 2
Основные инструменты государственного регулирования по группам промышленных объектов
Группы промышленных объектов | Приоритетные инструменты ГПП |
(А): государственные и коммунальные промышленные предприятия | Реструктуризация; государственные заказы; субсидии; инвестиции. |
(Б1): частные промышленные предприятия олигополистического сектора (крупный бизнес) | Курсовая политика; таможенная политика; нетарифное регулирование ВЭД. |
(Б2): частные промышленные предприятия конкурентного сектора (малый и средний бизнес) | Налоговые льготы; ускоренная амортизация; государственная поддержка кредитов; регулирование общей конкурентной среды. |
Для государственных предприятий, регулируемых по принципу государственного "дирижизма", эффективной стратегией промышленного развития должно стать формирование высокотехнологичных НПК корпоративного типа при прямом организационном участии и финансовой поддержке государства (в авиационном машиностроении, производстве ракетно-космической техники и вооружения, угольной промышленности). Для этого может быть использован опыт бывшего СССР в отношении участия государства в создании, функционировании и развитии промышленных НПК, в рамках которых обеспечивалось организационное и функциональное взаимодействие НИОКР и производства передовой высокотехнологичной продукции. И сегодня в Украине аналогичные комплексы могут стать генераторами разработки и дальнейшего развития производств сектора "high-tech".
Для крупного бизнеса, контролируемого ФПГ, целесообразны его регулирование по принципу баланса государства и рынка, а также государственная поддержка в конкурентной борьбе с иностранными производителями на внешних и внутреннем рынках средствами курсовой и таможенной политики, нетарифного регулирования. ГПП в отношении этой группы промышленных объектов должна способствовать их выходу на мировые фондовые рынки через реальное (а не номинальное, как теперь) "открытие" корпораций, обеспечение мотивации их собственников к эффективному использованию активов (а не к поиску ренты) на основе инноваций, внедрение природоохранных и ресурсосберегающих технологий.
Для малого и среднего бизнеса, регулируемого по принципу государственного "минимализма", приоритетное значение имеет налаживание эффективного действия традиционных рыночных стимулов к развитию в форме налоговых льгот, ускоренной амортизации, государственных гарантий и субсидирования кредитов. Эта группа промышленных объектов ГПП должна обеспечить распространение инноваций, удовлетворение спроса на потребительские промышленные товары и услуги на внутреннем рынке.
В контексте проблемы применения эффективных механизмов и инструментов ГПП особый вес имеет вопрос оптимизации общей конкурентной среды — определения рамок эффективного конкурентного давления, которые допустимы и целесообразны для достижения стратегических целей промышленного развития в конкретные периоды, в конкретных видах деятельности, с учетом их состояния, внутренних проблем и перспектив. Решение этого вопроса, в свою очередь, является основой для решений о необходимых масштабах, функциональных сферах и формах государственного вмешательства.
При формировании национальной конкурентной среды в условиях интеграции наиболее актуальной становится проблема обеспечения конкурентной транспарентности экономик-партнеров. В случае нарушения принципа максимального сходства параметров общей конкурентной среды и синхронности их изменений на рынках стран - экономических агентов возможны серьезные риски и отрицательные социально-экономические последствия для отдельных производств и экономики Украины в целом.
Активизация интеграционных процессов (в частности — присоединение к ВТО) приведет к ощутимым изменениям в сфере формирования общей конкурентной среды в промышленности — преимущественно в сторону усиления давления на отечественных производителей как на внутреннем, так и на внешних рынках. Поэтому последовательное соблюдение принципа конкурентной симметрии должно стать обязательным условием при выборе механизмов и инструментов государственной защиты, а также поддержки промышленных производств и производителей на основании признанных международно-правовых норм и принципов.
В то же время в рамках ГПП целесообразно обеспечить сбалансированность интересов разных отраслей промышленности (видов промышленной деятельности) и стимулировать эффективную внутриотраслевую конкуренцию как рычаг повышения их ценовой конкурентоспособности.
Для достижения стратегических целей ГПП должны быть выбраны адекватные механизмы и инструменты, среди которых потенциально эффективны, по нашему мнению, следующие:
финансово-экономический блок:
— расширение объемов государственного заказа на проведение НИОКР и промышленное освоение технологий и продукции, которые являются стратегическими приоритетами в контексте обеспечения инновационного развития и конкурентоспособности;
— бюджетное финансирование формирования и развития высокотехнологичных производств в государственном секторе, современной промышленной инфраструктуры и НИОКР общепромышленного значения (в том числе на основе программно-целевого распределения бюджетных средств всех уровней);
—
системное совершенствование
—
усиление тактической гибкости тарифного
регулирования экспорта-
—
эффективное использование
— всестороннее стимулирование процессов капитализации промышленных активов (предприятий) и реструктуризация существующего акционерного капитала как основы для активизации инвестиций, деконцентрации экономической власти и эффективной интеграции в мирохозяйственное пространство;
денежно-кредитный блок:
— приведение валютного регулирования (прежде всего, курсовой стратегии и тактики) в соответствие с целями повышения конкурентоспособности стратегически значимых производств, а также обеспечение "прозрачности" и предсказуемости валютной политики при соблюдении баланса интересов всех основных сторон валютных отношений и сохранении стратегической ориентации на стабильность национальной валюты;
—
расширение объемов и повышение
эффективности долгосрочного
— увеличение объемов финансирования через фондовый рынок путем повышения "прозрачности" и "раскрытия" украинских корпораций, создания экономических и организационных стимулов к их инвестиционно-инновационному развитию на основе эффективного использования имеющихся активов и привлеченных денежных средств, дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы функционирования фондового рынка;
— осуществление политики стимулирования и поддержки "инновационно связанных" инвестиций и кредитов;
организационно-
—
содействие формированию и обеспечению
конкурентоспособности
—
усиление государственной целевой
поддержки формирования эффективных
научно-технологических и
— повышение качества государственного управления процессами формирования и функционирования национальной инновационной системы на всех уровнях (государственном, региональном, отраслевом, предпринимательском), прежде всего, путем совершенствования правовой защиты интеллектуальной собственности, субъектов научно-технической и инновационной деятельности, современного информационного обеспечения и усиления экономической мотивации;
— расширение в экономически целесообразных пределах регуляторных функций государства в отношении деятельности естественных монополий; развитие нормативно-правовой базы и инструментария поддержания эффективного уровня конкурентного давления на стратегически важных промышленных рынках;
—
улучшение экономической и
— обеспечение эффективного взаимодействия инфраструктурных участников рынка финансовых услуг - финансовых посредников, бирж, торгово-информационных систем, депозитарно-клиринговых учреждений, оценочных, аудиторских и других структур, а также формирование благоприятной институциональной среды для их функционирования и дальнейшего развития;
Информация о работе Сущность и анализ показателей эффективности развития промышленности Украины