Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:54, курсовая работа
Главной целью написания курсовой работы является изучить основные формы безналичных расчётов, применяемые в банках, в частности, на примере ОАО «БПС-Банк» и понять, какую роль безналичные расчёты играют в экономике Республики Беларусь.
Для выполнения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1)дать понятие безналичных расчётов, выявить их значение, изучить принципы;
2) исследовать каждую форму безналичного расчёта в банке в отдельности;
3) выявить преимущества и недостатки каждой из форм безналичных расчётов в сравнении друг с другом;
ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Понятие безналичных расчетов, их роль, значение, принци-пы………….……..5
2. Основные формы безналичных расчетов. Их преимущества и недостатки.
2.1 Безналичные расчеты платежными требования-ми………………………..7
2.2 Безналичные расчеты платежными поручениями…………………………9
2.3 Безналичные расчеты платежными требованиями-поручениями…….... 10
2.4 Безналичные расчеты аккредитива-ми……………………………………..13
2.5 Безналичные расчеты чека-ми………………………………………………15
2.6 Безналичные расчеты посредством векселей и применение их в ОАО «БПС-Банк». Инкассовое распоряжение………………………………………….17
2.7 Безналичные расчеты банковскими пластиковыми карточками, осу-ществляемые в ОАО «БПС -Банк»……………………………………………………...21
3. ОАО «БПС-Банк» и основные услуги, оказываемые клиентам. Подсистема «Банк-Клиент»……………………………………………………………………...24
4. Анализ состояние безналичных расчетов, проводимых через ЦБУ № 405 ОАО «БПС-Банк»………………………………………………………………… 30
5. Направление и перспективы развития безналичных расчетов в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………………..37
Список использованных источников…………………………………………… 39
- получение наличных денежных средств в кассах банка и банкоматах объединенной сети ОАО "БПС-Банк" и АСБ «Беларусбанк» без уплаты комиссии; - оформление дополнительных карточек к карт-счету (например, для членов семьи) и контроль за расходованием средств по ним путем установления лимитов;
- овердрафтное кредитование (кредитная линия с лимитом до 400% от среднемесячной заработной платы);
- осуществление платежей в пользу поставщиков услуг без уплаты комисии (жилищно - коммунальные услуги, мобильная связь, кабельное телевидение, доступ в интернет и др.) в устройствах самообслуживания (банкоматах, инфокиосках, терминалах самообслуживания) и с помощью мобильного телефона;
- приобретение товара и оплата услуг в предприятиях торговли (сервиса) с использованием пластиковой карточки без уплаты комиссии;
- мгновенные переводы денежных средств между держателями карточек ОАО "БПС-Банк";
- пополнение в устройствах самообслуживания вкладных и текущих счетов, открытых в ОАО "БПС-Банк";
- получение процентов по вкладам непосредственно на карт-счет;
- погашение в устройствах самообслуживания задолженности по кредитам, выданным ОАО "БПС-Банк".
Корпоративная карточка - это карточка, при использовании которой производятся операции по карт-счету юридического лица или индивидуального предпринимателя. Эти карточки позволяют сотрудникам предприятий оплачивать различные услуги, начиная от командировочных расходов и заканчивая закупками канцтоваров. Банк предлагает корпоративные карты в качестве платежного инструмента для клиентов любого уровня: от индивидуальных предпринимателей до крупных предприятий и государственных учреждений.
ОАО "БПС-Банк" предлагает следующие виды корпоративных карточек:
- VISA Electron или Maestro - корпоративные карточки начального уровня;
- MasterCard Business - карточки с расширенными возможностями для более требовательных клиентов.
Преимущества для предприятия:
- сведение к минимуму кассовых операций бухгалтерии;
- контроль за целевым использованием денежных средств;
- возможность установить лимит расходования средств по каждой корпоративной карточке;
- отсутствие комиссии при безналичной оплате товаров и услуг в предприятиях торговли и сервиса;
- ежемесячное начисление процентов на остаток средств на карт-счете.
Преимущества для сотрудников:
- круглосуточный доступ к денежным средствам на карт-счете предприятия в пределах индивидуально установленных лимитов;
- возможность оперативного пополнения карт-счета в случае непредвиденных расходов или продления срока командировки сотрудников;
- снижение риска, связанного с хранением и использованием наличных денежных средств, особенно в зарубежных командировках;
- отсутствие необходимости декларировать денежные средства в иностранной валюте при пересечении государственной границы.
3. ОАО «БПС-Банк» и основные услуги, оказываемые клиентам.
Подсистема «Банк- Клиент».
ОАО «БПС-Банк» предлагает своим клиентам услуги по комплексному банковскому обслуживанию. Основным принципом при разработке банковских услуг можно назвать гибкий подход к каждому клиенту, тщательное изучение его потребностей в банковском обслуживании и адаптацию стандартного сервиса к запросам конкретного клиента, а в ряде случаев и разработку индивидуальных финансовых схем, отвечающих его нуждам. Важным элементом, который обеспечивает качественное обслуживание клиентов банка, является система дистанционного банковского обслуживания «BS-Client», позволяющая клиенту получать широкий спектр банковских услуг за пределами офиса банка.
ОАО «БПС-Банк» оказывает полный перечень услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям:
* расчетно-кассовое обслуживание счетов клиентов в белорусских рублях и иностранной валюте, в том числе проведение платежей с использованием системы дистанционного банковского обслуживания «BS-Client»;
* валютно-обменные операции (покупка, продажа, конверсия);
* работа по международным гарантиям;
* документарные операции в белорусских рублях и иностранной валюте с использованием аккредитивов и инкассо;
* привлечение свободных денежных средств клиентов;
кредитование;
* финансовые операции на фондовом рынке;
* депозитарные операции;
* операции на рынке ценных бумаг, покупка и продажа ценных бумаг по поручению клиента;
* операции с векселями;
* предоставление в аренду депозитарных ячеек и сейфов
* операции с дорожными чеками и пластиковыми карточками;
* оказание консультационных услуг;
* заключение договоров страхования от имени ЗАСО «ТАСК»;
* инкассация и доставка денежной наличности и других ценностей:
- инкассация наличных денежных средств и других ценностей на специально оборудованном транспорте в банк по удобному для клиента графику;
- доставка денежной наличности и других ценностей из банка по указанному клиентом адресу.
ОАО «БПС-Банк» оказывает следующие виды услуг электронного банковского обслуживания:
-совершение банковских операций с использованием подсистем «Банк-клиент» и «Интернет-клиент» системы дистанционного банковского обслуживания «BS-Client»;
-представление в режиме реального времени информации по счетам клиентов (выписок из лицевых счетов) с использованием подсистемы «Выписка «Он-Лайн» системы дистанционного банковского обслуживания «BS-Client»;
-представление информации по счетам клиентов с использованием каналов мобильной связи в виде SMS-выписки.
Подсистема «Банк-клиент» предназначена для оперативного взаимодействия клиента и банка посредством электронных документов и позволяет клиентам на своем рабочем месте без непосредственного обращения в банк выполнять следующие операции:
- импортировать документы из различных бухгалтерских программных комплексов;
- создавать, редактировать, готовить, хранить, распечатывать введенные документы;
- осуществлять подписание документов одной или двумя электронными цифровыми подписями;
- контролировать результаты обработки документов, переданных на исполнение в банк, а также состояние текущих (расчетных) и других счетов в белорусских рублях и иностранной валюте (получать выписки из лицевых счетов);
- формировать ведомости документов, находящихся в картотеке;
- получать из банка и передавать в банк произвольные документы;
- экспортировать документы в бухгалтерские программные комплексы;
- получать обновления программного обеспечения, корпоративных справочников, информацию о курсах валют.
Основными преимуществами подсистемы «Банк-клиент» являются:
* поддержка универсального формата импорта/экспорта документов;
* минимизация ошибок персонала при подготовке документов за счет программного контроля заполнения их обязательных реквизитов;
* минимальное время обработки документов клиента с использованием сертифицированных средств их формирования и обработки;
* реальная экономия рабочего времени персонала;
* вознаграждение банку за установку и сопровождение подсистемы «Банк-клиент» составляет лишь малую часть от сэкономленных денежных средств;
* безопасность расчетов, обеспеченная применением современных технологий защиты информации, в том числе сертифицированных средств электронной цифровой подписи;
* возможность оперативного принятия решений при управлении финансовыми потоками.
Наряду с этим банк дополнительно оказывает клиентам услуги по централизованному предоставлению выписок из лицевых счетов обособленных подразделений юридического лица. Воспользовавшись данной услугой, предприятие с территориально и организационно распределенной структурой любой сложности получает возможность оперативно контролировать внешние и внутренние финансовые потоки своих подразделений.
Для того чтобы начать работать в подсистеме «Банк-клиент» необходимо:
- обратиться в подразделение банка и заключить договор на обслуживание;
- оплатить услуги по регистрации и подключению к подсистеме «Банк-клиент»;
- получить в банке средства криптозащиты и дистрибутив подсистемы «Банк-клиент»;
- установить и настроить клиентское рабочее место подсистемы «Банк-клиент».
В банке продолжается работа по расширению услуг электронного банковского обслуживания для создания максимального удобства работы клиентов. В настоящее время проводятся мероприятия по внедрению подсистемы "Выписка "Он-Лайн", которая в рамках централизованной системы дистанционного банковского обслуживания «BS-Client» реализует канал предоставления информационных банковских услуг исключительно с помощью интернет - технологий.
4. Анализ состояния безналичных расчетов, проводимых через
ЦБУ № 405 ОАО «БПС-БАНК» г.Ошмяны
Согласно Постановления НБ РБ № 307 от 27.11.2001 г. в целях дальнейшего совершенствования организации безналичных расчетов, углубления анализа объема и структуры безналичного платежного оборота, в части определения изменений в соотношении различных форм безналичных расчетов.
При формировании для передачи электронных платежных документов используются условные цифровые обозначения вида операций, приведенные в табл.1. Данные условные цифровые обозначения видов операций по безналичным расчетам указываются:
-при формировании электронного платежного документа для осуществления платежа через систему BISS.
-при формировании электронного платежного документа для осуществления платежа через клиринговую систему.
Республиканское унитарное предприятие « Белорусский межбанковский расчетный центр» обеспечивает контроль направляемых в систему BISS электронных платежных документов на предмет наличия в них условных цифровых обозначений вида операции.
Таблица 1.
Код вида операции безналичных расчетов
Код | Виды операций |
01 | Платежные поручения |
02 | Платежное требование ( акцептная форма инкассо) |
03 | Платежное требование ( безакцептная форма инкассо) |
04 | Платежные требования- поручения |
06 | Заявления на аккредитив |
07 | Поручение-реестр чеков |
08 | Банковские пластиковые карточки |
09 | Мемориальные ордера по оплате поручений |
10 | Мемориальные ордера по оплате требований ( с акцептом) |
12 | Мемориальные ордера по оплате требований (без акцепта) |
36 | Мемориальные ордера по внутрибанковским операциям |