Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:54, курсовая работа
Главной целью написания курсовой работы является изучить основные формы безналичных расчётов, применяемые в банках, в частности, на примере ОАО «БПС-Банк» и понять, какую роль безналичные расчёты играют в экономике Республики Беларусь.
Для выполнения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1)дать понятие безналичных расчётов, выявить их значение, изучить принципы;
2) исследовать каждую форму безналичного расчёта в банке в отдельности;
3) выявить преимущества и недостатки каждой из форм безналичных расчётов в сравнении друг с другом;
ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Понятие безналичных расчетов, их роль, значение, принци-пы………….……..5
2. Основные формы безналичных расчетов. Их преимущества и недостатки.
2.1 Безналичные расчеты платежными требования-ми………………………..7
2.2 Безналичные расчеты платежными поручениями…………………………9
2.3 Безналичные расчеты платежными требованиями-поручениями…….... 10
2.4 Безналичные расчеты аккредитива-ми……………………………………..13
2.5 Безналичные расчеты чека-ми………………………………………………15
2.6 Безналичные расчеты посредством векселей и применение их в ОАО «БПС-Банк». Инкассовое распоряжение………………………………………….17
2.7 Безналичные расчеты банковскими пластиковыми карточками, осу-ществляемые в ОАО «БПС -Банк»……………………………………………………...21
3. ОАО «БПС-Банк» и основные услуги, оказываемые клиентам. Подсистема «Банк-Клиент»……………………………………………………………………...24
4. Анализ состояние безналичных расчетов, проводимых через ЦБУ № 405 ОАО «БПС-Банк»………………………………………………………………… 30
5. Направление и перспективы развития безналичных расчетов в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ……………………………………………………………………..37
Список использованных источников…………………………………………… 39
2. Может осуществляться отгрузка без предварительной оплаты.
Недостатки:
1. Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.
2.2. Безналичные расчеты платежными поручениями.
Платежное поручение – платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару). Платежными поручениями производятся расчеты за полученные товары и оказанные услуги, по нетоварным операциям, по предварительной оплате товаров (услуг) и по авансовым платежам, если это предусмотрено договором.
Платежное поручение и сокращенное платежное поручение составляется на бланках установленной формы (Приложение В,Г).
Платежное поручение представляется в банк-отправитель в количестве экземпляров, определяемом банком-отправителем, но не менее двух экземпляров. В случае осуществления внутреннего банковского перевода в белорусских рублях через систему расчетов, которая не позволяет передавать все обязательные реквизиты, клиент представляет в банк три экземпляра платежного поручения. Третий экземпляр платежного поручения после исполнения банком-отправителем направляется в банк-получатель для выдачи бенефициару.
Схема документооборота при расчете платежными поручениями проста, и ее можно представить следующим образом (рисунок 2):
|
Рисунок 2. Документооборот при расчетах платежными поручениями (в порядке предварительного платежа).
При расчетах платежными поручениями (в порядке предварительной оплаты) совершаются следующие операции:
1 – предоставление плательщиком в обслуживающий его банк платежного поручения;
2 – проверка и оплата платежного поручения;
3 – перечисление денег на счет получателя;
4 – зачисление денег на счет поставщика;
5 – извещение поставщика о поступлении на его счет денежных средств;
6 – документы на отгрузку продукции (оказание услуг, выполнение работ).
Банк-отправитель вправе отказаться от приема к исполнению платежного поручения плательщика в случае отсутствия или недостаточности средств на счете плательщика для исполнения этого платежного поручения, если иное не предусмотрено договором между банком и плательщиком. Не принятые к исполнению по указанным причинам платежные поручения возвращаются банком-отправителем плательщику с указанием на оборотной стороне первых экземпляров причин их возврата.
Преимущества данной формы расчетов:
- универсальность.
- можно сблизить дату отгрузки с датой оплаты.
- простота оформления и прохождения через банк.
Недостатки:
-нет должной гарантии платежа.
-возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.
2.3. Безналичные расчеты платежными
требованиями-поручениями.
Платежное требование – поручение является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, провести платежи по другим операциям на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором. Платежное требование- поручение вместе с отгрузочными и другими документами направляется непосредственно покупателю. При согласии оплатить (полностью или частично) платежное требование-поручение плательщик оформляет его на бланках установленной формы (Приложение Д), заверяет подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати (на первом и втором экземплярах) и сдает в банк -отправитель в количестве экземпляров, определяемым данным банком, но не менее двух экземпляров. В случае осуществления банковского перевода в белорусских рублях через систему расчетов, которая не позволяет передавать все обязательные реквизиты, клиент представляет в банк три экземпляра платежного требования-поручения. Третий экземпляр платежного требования-поручения после исполнения банком-отправителем направляется в банк-получатель.
Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет непосредственно бенефициара в порядке и в сроки, определяемые договором, заключенным между ними.
Порядок движения документов при расчетах платежными требованиями-поручениями представлен на рисунке 3:
Рисунок3. Документооборот при расчетах платежными требованиями –поручениями.
При расчетах платежными требованиями-поручениями совершаются следующие операции:
-пересылка платежных требований-поручений и документов на отгрузку продукции (оказание услуг, выполнение работ) покупателю;
-предъявление акцептованных покупателем платежных требований-поручений в обслуживающий банк для платежа;
-оплата платежного требования-поручения путем списания денежных средств со счета плательщика;
-перечисление платежа в банк поставщика;
-зачисление денежных средств на счет поставщика;
-извещение поставщика о поступлении на его счет денежных средств.
Преимущества данной формы расчета:
1. упрощение документооборота и сокращение издержек;
2. повышение ответственности за расчеты поставщика и плательщика.
Недостатки:
1. нет должной гарантии платежа и возникновение взаимной задолженности.
2.4. Безналичные расчеты аккредитивами.
Аккредитив представляет собой обязательство банка-эмитента осуществить по поручению клиента-приказодателя платеж бенефициару (либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром), если соблюдены все условия аккредитива. Расчеты аккредитивами применяются в случаях систематической задержки платежей и если это предусмотрено договором.
Денежный аккредитив – именной денежный документ, содержащий поручение банку-корреспонденту выплатить его держателю указанную в нем сумму полностью или частями в пределах определенного срока.
Товарный аккредитив применяется для расчетов между поставщиком и покупателем в оптовом обороте или по внешнеторговым операциям. Покупатель открывает аккредитив в банке продавца и дает поручение оплачивать счета после отгрузки товара при предъявлении в банк документов, указанных в поручении. (Рисунок 4)
Рисунок 4.Виды аккредитивов.
Существуют покрытые и депонированные, непокрытые или гарантированные, отзывные и безотзывные аккредитивы. При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет собственные или заемные (кредит банка) средства плательщика в распоряжение исполняющего банка на отдельный балансовый счет «аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. Непокрытый аккредитив представляет исполняющему банку списывать всю сумму аккредитива с ведущего у него счета банка-эмитента. отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласия с поставщиком. Безотзывной аккредитив представляет собой твердое обязательство банка-эмитента, подтвержденное исполняющим банком в дополнение к обязательству банка-эмитента, производить выплаты по аккредитиву при выполнении всех его условий. Безотзывной аккредитив не может быть отменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Схема документооборота при расчетах покрытыми (депонированными) аккредитивами представлена на рисунке 5.
Рисунок 5 Документооборот при расчетах покрытыми (депонированными) аккредитивами.
При расчетах покрытыми (депонированными) аккредитивами совершаются следующие операции:
1 – предоставление заявления на выставление аккредитива (Приложение Е);
2 – списание суммы аккредитива со счета покупателя (выдача кредита на выставление аккредитива; учет выставленного аккредитива);
3 – перевод суммы аккредитива в исполняющий банк;
4 – депонирование суммы аккредитива на отдельном счете и проверка условий исполнения аккредитива;
5 – сообщение поставщику об открытии аккредитива;
6 – отгрузка продукции (оказание услуг, выполнение работ);
7 – предоставление документов, подтверждающих факт отгрузки продукции (оказание услуг, выполнения работ) и проверка выполнения условий аккредитивного заявления;
8 – зачисление денежных средств на счет поставщика;
9 –сообщение банка поставщика банку покупателю об использовании поставщиком аккредитива;
10 – учет использованного аккредитива (см. операцию 2);
11 – извещение покупателя о выплатах по аккредитиву.
Аккредитив также может быть подтвержденным и возобновляемым (револьверный). Подтвержденный аккредитив содержит ответственность за платеж банка, в котором аккредитив открыт. Возобновляемый аккредитив применяется при регулярных поставках товаров.
Документарный аккредитив – обязательство банка-эмитента, действующего по поручению клиента (приказодателя), произвести платеж получателю средств (бенефициару) или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести платеж при своевременном представлении бенефициаром документов, соответствующих условиям аккредитива.
Использование документарных аккредитивов в расчетах за импортируемые товары, оказываемые услуги является менее рискованной формой расчетов по сравнению с предоплатой. Импортный документарный аккредитив может быть открыт ОАО "БПС-Банк" без перечисления покрытия клиентом. Данная операция позволяет клиентам осуществлять закупку необходимого оборудования и материалов без отвлечения из оборота денежных средств, наличия у предприятия необходимых денежных средств (собственных либо средств бюджетов различного уровня, государственных целевых бюджетных фондов и т.д.) могут также открываться аккредитивы с переводом покрытия. При этом существует возможность получения дополнительного дохода в виде процентов по счету покрытия.
Использование в расчетах непокрытых аккредитивов позволяет привлекать денежные средства иностранных банков для последующего кредитования клиента. При этом ставка по кредиту может быть на 1-2 % годовых ниже обычной ставки.
Положительная репутация ОАО "БПС-Банк" за пределами Республики Беларусь, наличие рейтинга международного рейтингового агентства Fitch Ratings, ежегодный международный аудит и, как следствие, постоянно возрастающий размер лимитов, устанавливаемых на ОАО "БПС-Банк" иностранными банками, позволяет нам организовывать подтверждение аккредитивов в пользу поставщиков, практически, из любой страны мира.
Своевременное исполнение банком своих обязательств перед иностранными компаниями и финансовыми учреждениями привело к тому, что сегодня неподтвержденные аккредитивы ОАО "БПС-Банк" принимаются рядом компаний стран Западной и Восточной Европы, СНГ и Балтии, Китая, Тайваня, США и др.
Экспортный аккредитив является для Продавца гарантией оплаты поставляемых товаров (услуг). При получении аккредитива Экспортер имеет перед собой обязательство банка-эмитента (подтверждающего банка) заплатить по аккредитиву при представлении соответствующих документов.
ОАО "БПС-Банк" оказывает полный комплекс услуг по аккредитивам, открываемым в пользу клиентов банка для расчетов по экспорту:
- авизование экспортного аккредитива;
- оказание содействия в подготовке документов по экспортному аккредитиву, оперативная пересылка документов в иностранный банк;
- услуги исполняющего банка, в том числе проверка документов по аккредитиву, осуществление платежа по экспортному аккредитиву при представлении соответствующего пакета документов;
- подтверждение экспортных аккредитивов.
2.5. Безналичные расчеты чеками.
Чек (расчетный, из чековой книжки) – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодатель – это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары, работы, услуги посредством чека из чековой книжки; либо физическое лицо осуществляющее расчеты посредством расчетного чека или получающее по расчетному чеку наличные денежные средства в банке чекодателя, его филиалах (отделениях) или в других банках, их филиалах (отделениях), при условии заключения соответствующих договоров между банком чекодателя и другими банками. Чекодержатель - это юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, являющиеся получателем платежа по чеку из чековой книжки или расчетному чеку.