Стратегия развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ разработки стратегии развития предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Доркомсервис».

Актуальность выбора темы также выразилась в том, что в настоящее время на предприятии возникла необходимость в выборе стратегии развития, которая была выражена в виде мероприятий по модернизации производственного оборудования.

Работа содержит 1 файл

стратегия.docx

— 61.99 Кб (Скачать)

         Введение. 

         Долгосрочная эффективная  работа любого предприятия, его экономический  рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом  реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.

         Актуальность выбора темы курсовой  работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в  управлении предприятием, который должна обеспечивать устойчивый экономический  рост и развитие предприятия, повышение  конкурентоспособности производимой ими продукции и оказываемых  услуг.

         В условиях жесткой  конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию  поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими  в их окружении.

         В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные  с повышением эффективности использования  ресурсов в текущей деятельности.

         Сейчас же, хотя и  не снимается задача рационального  использования потенциала в текущей  деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию  фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.

         Ускорение изменений  в окружающей среде, появление новых  запросов и изменение позиции  потребителя, возрастание конкуренции  за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных  возможностей для бизнеса, открываемых  достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность  современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

         Не существует стратегии  единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления.

         Каждая фирма уникальна  в своем роде, поэтому и процесс  выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит  от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения  конкурентов, характеристик производимого  товара или оказываемых услуг, состояния  экономики, культурной среды и еще  многих факторов.

         В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о  некоторых обобщенных принципах  выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического  управления.

         Целью курсовой  работы является анализ разработки стратегии  развития предприятия.

         Объектом исследования является ОАО «Доркомсервис».

         Актуальность выбора темы также выразилась в том, что  в настоящее время на предприятии  возникла необходимость в выборе стратегии развития, которая была выражена в виде мероприятий по модернизации производственного оборудования.

         Цель позволила  сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

         * Определить понятие  стратегии развития предприятия;

         * Краткая характеристика  предприятия как объекта управления;

         * Анализ внешней  и внутренней среды предприятия;

         * Анализ стратегических  альтернатив и т.др.

         Содержание работы нашло свое отражение в 3-х частях:

         1. Предпринимательская  среда как исходный процесс  управления стратегией;

         2. Методология разработки  стратегий на примере предприятия  ОАО «Доркомсервис»;

         3. Анализ стратегических  альтернатив. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Предпринимательская  среда как исходный процесс управления стратегией. 

         
    1. Понятие стратегии развития предприятия.
 

          Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегией организации.

         Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых  должны быть учтены научно-технический  потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды. Стратегический плен должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно  заниматься сбором и анализом огромного  количества информации об отраслях народного  хозяйства, рынке, конкуренции и  т.п. кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги.

         Стратегические планы  должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течении длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий  стратегический план следует  рассматривать  как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно  меняющейся деловой и социальной обстановкой.

         Выбор стратегии  и ее реализация составляют основное содержание стратегического управления. Существует 2 противоположных взгляда  на понимание стратегии

         1.стратегия базируется  на процессе: достаточно точно  определяется конечное состояние,  которое соответствующее быть  достигнуто через длительный  промежуток времени. Далее фиксируется,  что необходимо сделать для  того, чтобы достичь этого конечного  состояния. При таком понимании  стратегия- это конкретный  долгосрочный  план достижения конкретной цели, а выработка стратегии - это нахождении цели и составление долгосрочного плана.

         2.стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

         Примером стратегии  первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксировано. Сколько  и чего производить в каждом конкретном временном промежутке и сколько  и чего будет производиться в  конечном периоде.

         Примером стратегий  второго типа, т.е. тех, с которыми имеет дело стратегическое  управление, могут служить следующие стратегии:

         -увеличить долю  объема продаж на рынке до  определенного процента, не понижая  при этом цены;

         -начать производство  определенного продукта при одновременном  сокращении производства другого  продукта;

         -проникнуть в  сети распределения, контролируемые  конкурентом;

         -осуществить переход  на групповую форму организации  труда.

         Определение стратегий  для фирмы принципиально зависит  от конкретной ситуации, в которой  она находится. Классификация стратегий  предприятия согласно уровню принятия решений имеет следующий вид:

         - корпоративная; 

         - деловая;

         - функциональная;

         - оперативная (последняя может быть включена в функциональную).

         Усложняющим фактором  при классификации стратегий  является то, что большинство стратегий  не могут быть однозначно определены по одному из признаков. Так, классифицируются стратегии по трем признакам:

         1.принадлежность  к пяти основополагающим стратегиям  достижения конкурентных преимуществ(глобальные  стратегии);

         2.принадлежность  к стратегиям управления портфелем  сфер бизнеса (портфельные стратегии);

         3.принадлежность  к стратегиям, применяемым в зависимости  от внешних и внутренних условий(функциональные).Выбор  стратегии предполагает изучение  альтернативных направлений развития  организации, их оценку и выбор  лучшей стратегической альтернативы  для реализации. При этом используется  специальный инструментарий, включающий  количественные методы прогнозирования,  разработку сценариев будущего  развития, портфельный анализ.

         При определении  стратегии фирмы руководство  сталкивается с тремя основными  вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

         - какой бизнес  прекратить;

         - какой бизнес  продолжить;

         -  в какой бизнес  перейти.

         Разработка стратегии  предприятия начинается с определения  основных ориентиров предпринимательской  деятельности, так называемой его  философии, которая в сочетании  с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия  и устанавливает цели фирмы.

         Важным источником информации для формирования стратегических целей является информация о внутренней  внешней среде, анализ которой позволяет  оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения  и выбирать наиболее эффективную  стратегию предприятия. Смысл стратегического  анализа в том, что если понять конкретную динамику отрасли, то можно  думать о том, какие шаги предпринимать, что необходимо поменять, как использовать те или иные возможности, преимущества, компетенции. Фирма может либо  приспособиться к изменяющимся условиям, либо противодействовать им, пытаясь изменить конкретную среду. Если компания чаще, чем конкуренты пытается прогнозировать будущее, то велика вероятность того. Что она скорее будет держать под контролем будущую ситуацию, а конкуренты смогут лишь реагировать на нее. Задачей стратегического анализа является так же выявление, развитие и защита от конкурентов факторов стратегического успеха. 

         1.2.Основные  виды стратегии  развития предприятия. 

           

         На  практике выделяют три основных вида стратегии:

  1. Основная стратегия. Это стратегия формирования и управления портфелем. После формирования портфеля возникает проблема претворения в жизнь каждой ее составлящей с учетом конкурентной борьбы. Возникает потребность в выработке стратегии ведения дел, то есть стратегии борьбы с конкурентами.
  2. Стратегия конкуренции. Это стратегия конкурентной борьбы по каждой составляющей портфеля в различных видах деятельности. Выбранную стратегию ведения дел необходимо реализовать при помощи различных средств. Возникает потребность в создании функциональной стратегии.
  3. Функциональная стратегия. Это стратегия функционирования, в том числе выбора средств, с целью реализации стратегии конкуренции.

         Основная  стратегия.

         Рассмотрим  виды основной стратегии:

         1) Стратегия роста. Она может  быть реализована при помощи:

         *расширения  объема продаж продукции с  целью более полного использования  потенциала рынка;

         *выхода  с новыми продуктами на уже  освоенные рынки, с уже производимыми  продуктами на новые неосвоенные  рынки;

         *диверсификации.

           Надо отметить, что наименее рискованным  является расширение объема продаж  уже производимых товаров. Затем  идет выход с новыми продуктами  на старые рынки и выход  со старыми продуктами на новые  рынки. Наиболее рискованным является  выход с новой продукцией на  новый рынок.

         2) Стратегия поддержания. Она направлена  на сохранение стабильности. Данная  стратегия достигается за счет  улучшения качества, сервиса и  цены товара в той мере, в  которой необходимо для сохранения  объема продаж или доли рынка.  Эта стратегия не уступает  своих позиций, но и не улучшает.

         3) Стратегия ухода. Данная стратегия  ориентирована на постепенное  сокращение объема производства. Во время реализации этой стратегии  прекращается рост производства, объема продаж, доли рынка, канала  продвижения продукции на рынок,  числа заводов, оборудования и  т.д.

Информация о работе Стратегия развития предприятия