Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 15:04, реферат
Справочник представляет собой руководство по стратегическому планированию и принятию стратегических решений в российском бизнесе. В справочнике приведены описание состояния и особенностей бизнеса в России, характеристика базовых процессов создания, преобразования и ликвидации предприятий, их взаимоотношений между собой, с органами муниципального и государственного управления. Систематизированы варианты стратегических решений и даны рекомендации по формированию и реализации комплексной стратегии бизнеса, организации системы стратегического планирования на предприятии, включая разработку стратегии экономической безопасности его функционирования.
- управление бизнесом ( финансы, маркетинг, налоги и др.);
- мотивация труда;
- приватизация.
III этап –
зрелый период реорганизации
предприятия.
Обучение директоров МП показало, что этого недостаточно для эффективной работы в новых условиях. Поэтому обучение прошли менеджеры всех уровней материнской фирмы, активные органы самоуправления (арендные Советы цехов, перешедших на аренду), менеджеры дочерних фирм. Предмет обучения:
- управление бизнесом ( финансы, маркетинг и др.);
- стратегия развития фирм;
- управление акционерным обществом;
- функционирование центров прибыли и центров финансовой ответственности;
- экономика рыночного
хозяйствования.
Третий этап
можно разделить на подэтапы.
Первый период – декабрь 1992 г. Группа в количестве 32 человек выехала в пансионат «Росинка», где в течение недели шел интенсивный курс обучения. Первый семинар охватил начальников цехов, отделов и МП. 1992 г. считается переломным на фирме. Более четко были определены основные принципы организации процесса:
· обучение персонала по двум основным направлениям: обеспечение соответствия квалификации потребностям бизнеса и снижение психологической напряженности в условиях постоянных изменений;
· непрерывность и опережающий характер обучения в целях превращения знаний в инструмент практической работы;
· групповое обучение в команде для обеспечения полного проявления способностей каждого в равных условиях и равного получения знаний;
· активные методы обучения, позволяющие решать конкретные проблемы бизнеса современными методами и с полным осознанием каждым своей роли в общем деле;
· обучение
в процессе работы, что позволяет
менять микроклимат в коллективе
и осознать единство работы и повышения
уровня своих знаний.
С 1992 г. бесповоротно
был выбран путь постоянного обучения
группами, управленческими командами.
В зависимости
от поставленных задач команды формируются
из разных специалистов. Но работают они
всегда в режиме активного обучения,
проекты из аудитории без перерывов выходили
в рабочий режим. Таким образом, стирается
грань между работой и обучением. Процесс
становится непрерывным. Включение в одну
команду сотрудников разных возрастов,
должностей, а также подготовленности
способствовало ускоренному стиранию
естественных барьеров между сотрудниками
и подразделениями.
Второй период
– март 1993 г.– очередные курсы,
но уже для менеджеров среднего звена.
Третий период
– работа с зарубежными консультантами
в ноябре 1994 г. Семинар с голландскими
консультантами на тему «Ориентация фирмы
на клиента», где говорилось о внутреннем
и внешнем маркетинге.
После этого
семинара была выработана программа
по продвижению идей семинара, проводилось
анкетирование, постоянно контролировался
ход работы.
В мае 1995 г. состоялся
второй семинар с голландским консультантом
Яном Хендриксом, где были подведены итоги
по проведенной работе после первой встречи
и сформирован новый пакет изменений на
фирме.
Конец июня 1995 г.
– семинар на тему «Клиентоориентированные
изменения в АО «ЗЭиМ». На семинаре основное
время было уделено обсуждению проектов
в группах, намечены первые шаги по реализации
проектов.
Сегодня обучаются
менеджеры всех подразделений, маркетологи,
дилеры из дочерних фирм и работающие
по контракту.
В процессе обучения
персонала используются следующие
основные методы.
Групповое обучение:
- решение конкретных
проблем методом «мозгового
- «круглый стол»,
работа в группе «Деловая игра»
- семинары, беседы;
- психотренинг;
- компьютерные
методики.
Индивидуальное обучение:
- самостоятельная работа с литературой;
- индивидуальная
работа по освоению новой
Все чаще на обучение
приглашаются специалисты предприятий-
Функция повышения
квалификации сотрудников завода не сразу
сложилась в систему внутрифирменного
обучения персонала. Разрозненные элементы,
хотя иногда и нетривиальные, такие как
тренинги венгерских психологов под руководством
Нандора Зеттиша, постепенно выстраивались
в систему.
Спецификой требований
к обучению сегодня является переход от
индивидуального обучения к «обучающейся
фирме». При такой постановке вопроса,
требуется постоянная оценка капиталоотдачи
– как затраты на обучение повлияют в
будущем на повышение эффективности фирмы
?
Одним из способов
достижения этой цели является набор и
отбор наиболее квалифицированных и способных
новых работников. Однако этого недостаточно.
Необходимо проводить непрерывное постоянное
обучение, необходимое для обеспечения
соответствия знаний (квалификации) новым
задачам бизнеса, превращения знаний в
практический инструмент работы. Конечная
цель обучения заключается в обеспечении
организации достаточным количеством
людей с навыками и способностями, необходимыми
для достижения целей фирмы.
Процесс обучения
способствовал изменениям в психологическом
климате фирмы, о чем свидетельствуют
следующие данные.
1. Результаты
проведенного в 1996 г. анализа
свидетельствуют о наличии
2. В качестве
положительного результата
Результатом работы
«круглых столов», семинаров становятся
«рожденные» проекты по решению конкретных
проблем. Например, после проведенных
семинаров на ОАО появились следующие
инновационные проекты: «Создание внутризаводского
банка», «Создание единой базы данных
о потребителях предприятия», «Развитие
агентско-дилерской сети», «Обучение менеджеров
нижнего звена» и др.
3. Процесс обучения
способствовал воспитанию в
4. В процессе
обучения формируются навыки
эффективного общения,
Перспективная
задача – через групповые формы
обучения развить в сотрудниках
навыки решения проблем в творческой
группе, сформировать неформальные информационные
каналы обсуждения и выработки решения
творческой задачи.
5. Обучение, проходящее
в демократическом по своему характеру
стиле, ведет к положительным изменениям
в состоянии морально-психологического
климата в подразделениях, преодолению
негативных черт: самоуверенности, популизма,
авторитарных методов управления, конъюнктурности.
Все семинары, направленные на решение
практических задач, проходят в неформальной
обстановке.
6. Работа в
группах оказывает
7. Процесс обучения
повысил профессиональный
Важнейшим направлением
работы службы персонала являлось доведение
до сотрудников миссии (философии) фирмы,
ее стратегических задач и формирование
корпоративной культуры.
В условиях быстро
изменяющейся внешней среды невозможно
выжить, руководствуясь старыми стереотипами
поведения и мышления. Необходимо
было отказаться от традиционных норм
в экономике, производстве, управлении.
Появляется новая мудрость – философия
предпринимателя, которая нацеливает
на познание и осмысление проблем. Носитель
новой философии исследует внешнюю среду,
систематически оценивает технологическое
развитие, ставит и корректирует кратко-
и среднесрочные цели, в зависимости от
ситуации изменяет перспективную стратегию.
Философия ОАО «ЗЭиМ», разработанная на предприятии еще в 1995 г., включает принципы:
- стратегическое мышление,
- ориентация на клиента,
- постоянные
изменения.
Стратегическое
мышление нашего менеджера заключается
в постоянном переходе к широкой кооперации,
постановке высоких целей, более быстром
техническом развитии, агрессивной рыночной
политике, в опоре на развивающие функциональные
системы.
Ориентация на
клиента для носителей
Постоянные изменения
– необходимость принципа диктуется
целью выжить, более того, занять
достойное место в бизнесе.
Для того чтобы
философия могла сыграть свою положительную
роль, она должна быть прежде всего ясно
осознана управленческим персоналом.
Ее необходимо довести до сведения всех
работников фирмы. И повторять эти принципы
надо так часто и так долго, сколько это
требуется, для того чтобы каждый проникся
их важностью.
Какими методами
внедрялась философия?
Прежде всего
делами фирмы, делами и поступками высших
руководителей, линейных менеджеров, которым
следует демонстрировать эти
принципы на практике. Философию фирмы
доводят до сотрудников, используя
собрания, совещания, внутренние публикации,
встречи рабочих с руководителями, частные
беседы.
Создание благоприятного
климата в подразделении как
важный фактор поощрения работника
и формирования условий для раскрытия
его потенциальных возможностей стало
одним из аспектов работы по формированию
культуры фирмы. Человек в производственном
коллективе не должен чувствовать себя
«маленьким» потерянным человеком. Недопустимо
жесткое администрирование, следует культивировать
в своем коллективе добропорядочность,
проницательность, взаимопонимание. Специалисты
фирмы считают, что «преуспевающая» организация
завтрашнего дня должна добиваться гармоничного
состояния личности. Большое значение
уделялось личному общению с рабочими
и служащими, что помогало поддерживать
у всех работников заинтересованность
в труде, придавать им уверенность в значимости
занимаемого места – перед нами личность,
а не рабочая сила.
Итог работы
за прошедшие годы реформ – выстоявшая
и продолжающая идти по пути реорганизации
фирма. Немалую роль в этом сыграла разработанная
и реализуемая стратегия развития персонала.
Среди ее результатов хочется отметить
следующее.
Самым важным результатом
является стремление большинства сотрудников
к учебе и преобразовыванию себя
и фирмы. Очень многие с рядовых должностей
сегодня стали руководителями бизнесов
в малых предприятиях, в Центрах финансовой
ответственности (ЦФО). У них изменилась
модель поведения. Они перестают быть
винтиками в какой-то сложной машине, где
играют определенную сверху роль. Изменения
на фирме дали большую самостоятельность
предприимчивым людям, заинтересовывали
их в результатах своего труда и сделали
их более ответственными и творческими
в решении проблем. Специалисты ОАО осознают
зависимость своего заработка как от личного
вклада, так и от результатов работы фирмы.