Стратегическое управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 02:44, реферат

Описание работы

Стратегическое управление определяется как технология управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени.

Работа содержит 1 файл

strateg-uprav.doc

— 623.00 Кб (Скачать)

Концепция базовой стратегии

Все многообразие стратегий является различными модификациями  нескольких базовых стратегий.

Выделяют четыре базовые стратегии:

  1. Ограниченный рост – это стратегия стабильных организаций. Цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия. Руководство в основном удовлетворено положением организации.
  2. Рост – эта стратегия применяется в динамично развивающихся организациях с быстро меняющейся технологией, ориентированной на диверсификацию и уход с затухающих рынков.
  3. Сокращение или стратегия последнего средства. Выбор этой стратегии весьма редок. К этой стратегии прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют  этой тенденции.
  4. Комбинированная стратегия. Этой стратегии придерживаются крупные организации, активно функционирующие.

Базовые стратегии  служат вариантами общей стратегии  организации, наполняясь в процессе доводки конкретным содержанием.

Формирование  портфеля стратегий

  1. Интегральный  алгоритм формирования портфеля стратегий
 

СУ:

               
Миссия 1   Цели 

2

  Разработка  стратегии 

3

  Реализация  стратегии 

4

  Коррекция  

5

               
 

Это основные этапы  цикла стратегического управления. Интегральный алгоритм формирования портфеля стратегий предназначен для разработки рабочего набора стратегий на 3-ем этапе цикла СУ.

Алгоритм  формирования портфеля стратегий предполагает использование:

  1. существующих стратегий и их характеристик;
  2. практических инструментов и принципов стратегического управления:
  • алгоритм работы со «слабыми»  и «сильными» сигналами;
  • принципы управления спросом и предложением;
  • матричные аналитические инструменты;
  • принципы финансовой оценки стратегических планов;
  • принципы функционально-стоимостного анализа и т.д.
  1. математических моделей, позволяющих оценивать достоинства и недостатки стратегий по отдельности и в совокупности. 

Различают также  глобальные, корпоративные и функциональные стратегии.

Глобальные  стратегии определяют доминирующий способ формирования статуса организации (или конкурентного статуса, конкурентного преимущества).

Корпоративные портфельные стратегии – стратегии управления портфелем сфер деятельности бизнеса.

Функциональные  стратегии служат для достижения локальных целей и задач и соответствуют внутреннему и внешнему контексту в организации.

Эти стратегии  соответствуют различным уровням стратегий в организации:

 

              Корпоративный

          уровень

                Глобальные  стратегии +

          Корпоративные стратегии

              Сферы бизнеса

          уровень

                 
              Функциональный

          уровень

                Функциональные 

          стратегии

                Линейный        
                         
                         
                         
 
 
 
 

Рассмотрим схему входа – выходы для системы «интегральный алгоритм формирования портфеля стратегий»: 

3 вида стратегий  
 
 
Алгоритм  формирования

портфеля  стратегий

 
 
 
 
Портфель стратегий
4 типа  базовых стратегий
Алгоритм работы с «сильными» и

 «слабыми»  сигналами

Принципы управления спросом и  предложением
Матричные методы анализа
Функционально-стоимостной  анализ
Принципы финансовой оценки стратегических планов и т.д.
 

Интегральный  алгоритм формирования портфеля стратегий  основан на концепции «семи детерминант» портфеля стратегий.

Согласно этой концепции существует по крайней  мере семь факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование портфеля стратегий:

Основной  задачей, решаемой в процессе формирования портфеля стратегий, является задача прогнозирования значений параметров этих определяющих факторов. 

Итак, укрупненный (интегральный) алгоритм формирования портфеля стратегий состоит из следующих трех этапов:

  1. прогнозирование перспективных параметров шести из 7 детерминант (всех, кроме потенциала организации, который оценивается на момент проведения анализа).
  2. Формирование нескольких вероятных портфелей стратегий с учетом миссии и целей организации, ее потенциала осуществленных прогнозов значений параметров шести факторов.
  3. Анализ эффективностей вероятных портфелей стратегий с привлечением математического моделирования, и выбор наиболее близкой к оптимальной в соответствии с критерием оптимальности используемой модели.

 

Рассмотрим следующую  таблицу:

этап Возможные инструменты
1 Прогнозирование шести из семи детерминант
  1. прогнозирование на основе «слабых» сигналов
  2. экстраполяционные методы
  3. причинно-следственные методы (регрессионные и нейросетевые модели)
  4. неформальные методы (дельфи, сценарии, ММС, экспертные суждения)
  5. экспертные методы
  6. дискретно-непрерывные модели анализа данных
2 Формирование  нескольких вариантов портфелей  стратегий
  1. Классификация и картографирование стратегий
  2. Анализ внешней и внутренней среды организации (сегментация, SWOT-анализ, STEP-анализ, модель Надлера-Ташмена, модель Поржера)
  3. Матричные методы анализа (формальные и неформальные)
  4. Подходы к управлению спросом и предложением.
3 Анализ эффективностей вероятных портфелей и выбор  наиболее близкой к оптимальной
  1. Функционально-стоимостной анализ и его модификации
  2. Методы финансовой оценки
  3. Математические модели: методы оптимизации, анализ экспертных оценок, динамические модели, моделирование на основе нечетких множеств, оценка рисков и т.д.
 
  1. Применение  графических интерпретаций  в стратегическом управлении
 

Графические интерпретации широко применяются в стратегическом упрвлении для визуализации информации и на  ее основе «быстрого» анализа ситуаций, разработке вариантов решения, их отбора. Выбора лучшего и т.п.

Часто применяются  следующие виды схем (8 видов):

  1. Схема входа – выхода используется тогда, когда описываемый объект имеет явно выраженные входы и выходы. Она применяется для анализа структуры. Представления информации и т.д.
  2. Схема потоков отображает движение материалов, информации, людей и т.п. Правила изображения:

а) линии потоков не пересекаются;

б) все линии потоков могут  быть разделены на две «перпендикулярные» группы: линии одной группы всегда перпендикулярны линиям другой;

в) в прямоугольниках  изображают объекты 

Пример. 

  1. Процессная  схема потоков – схема последовательности действий.

Правила изображения:

а) действия изображаются в виде эллипсов (или прямоугольников  с закругленными углами)

б) в эллипсах указывают процессы (а не объекты, как в схеме потоков)

в) стрелки могут  иметь форму дуг. 
 
 

Пример. 

  1. Схема контура управления – схема «входа-выхода» с обратной связью.

Правила изображения:

а) процесс всегда один;

б) может быть несколько входов, выходов, компораторов

в) компоратор сравнивает достигнутый результат с желаемы  и подает соответствующий сигнал на регулятор

г) регулятор  корректирует входной сигнал с целью  достижения желаемого результата.

Пример. 

  1. Схема связей предназначена для демонстрации корреляций между объектами и/или процессами.

Правила изображения:

а) объекты или  процессы заключены в эллипсы

! б) на линиях  отсутствуют стрелки 

в) соединительные линии могут пересекаться.

Пример.

Схема возможных  связей в системе управления персоналом в организации. 

  1. Системная карта – наиболее распространенная графическая интерпретация в СУ.

Может быть использована для анализа иерархических структур.

Пример. 

  1. Схема влияния – синтез схем и системной кар/ты.

Состоит из

а) системной  карты 

б) элементов  вне системы 

в) направленных связей между элементами и компонентами системы или всей системы в  целом.

Пример. См.схему влияния для системы «организаций – ее внешняя среда» 

  1. Схема причин/следствий предназначена для демонстрации и/или анализа причин и/или следствий.

Правила изображения

а) анализируемые  объекты и действия не заключаются  в какие-либо геометрические фигуры;

б) направления  стрелок всегда одинаковые;

в) всегда имеется  причина или следствие наивысшего порядка.

Пример: 

  1.   «Сильные» и «слабые»  сигналы в СУ

Организация находится  во внешней среде.

В соответствии с идеологией СУ организация стремится  предвидеть воздействие на нее со стороны внешней среды и пытается заранее на них реагировать.

Проблемы, которые  определены по достоверным фактическим  данным, четко проявились и понятны, называются проблемами, определенными по сильным сигналам.

Проблемы, информация  о которых не является относительно полной и/или достоверной, называются проблемами, определенными по слабым сигналам.

СУ – управление активного реагирования на слабые сигналы, т.е. еще до их наступления.

Для анализа  сигналов используют методы СУ путем ранжирования стратегических задач, содержащий следующие этапы:

  1. Установление постоянного наблюдения  (мониторинга) за всеми тенденциями во внешней среде: рыночными, технологическими, экономическими, социальными, политическими, экологическими.
  2. Доведение до высшего руководства результатов анализа полученных тенденций с оценкой их важности для организации и срочности реагирования на них на регулярных совещаниях и по мере необходимости.
  3. Распределение высшим руководством совместно с аналитиками всех задач, порождаемых тенденциями, на 4 категории:

Информация о работе Стратегическое управление