Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 02:44, реферат
Стратегическое управление определяется как технология управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени.
С середины 50х годов началась «постиндустриальная эпоха», охарактеризованная англ. Экономистом Питером Друкером как «не имеющая закономерностей».
Имеет место
Стратегическое
управление определяется как технология
управления в условиях повышенной нестабильности
факторов внешней среды и их неопределенности
во времени.
Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.
Различают:
Идеология стратегического управления базируется на предположении о невозможности с достаточной степенью точности предсказывать долгосрочные тенденции.
Основной источник возникновения неопределенности – НТП, приводящий к ускорению экономических процессов.
Различная реакция организаций на изменение внешней среды приводит к различным стилям поведения организаций: приростному (инкременталистскому) и предпринимательскому.
Переход
от одного стиля поведения
к другому связан с трудностями: глубокие
изменения, затраты времени и ресурсов,
перераспределение власти.
Стратегическое планирование – системный подход к предпринимательскому типу поведения.
Оба
стиля лежат в основе соответственно
стратегического и оперативного режимов
управления и необходимо уметь применять
оба типа организационного управления
одновременно.
Стратегическое управление – процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии.
Стратегическое управление имеет два основных конечных продукта:
1) и 2) определяются архитектоникой организации и качеством персонала.
Примечание.
Статус
организации=aСпособность+bПоте
Архитектоника – строительное искусство; строение, обеспечивающее соотношение его главных и второстепенных элементов; художественное выражение закономерностей строения.
Архитектонику организации составляют:
Качество персонала определяется:
!!!
Таким образом,
в процессе стратегического управления
деятельность направлена на обеспечение
стратегической позиции, обеспечивающей
длительную жизнеспособность организации
в изменяющихся условиях.
В отличие от стратегического, оперативное управление занимается использованием существующей стратегической позиции организации.
Следовательно, СУ требует предпринимательского организационного поведения, а оперативное функционирует на базе приростного поведения.
Тогда очевидно, что архитектоника должна соответствовать развитию и предпринимательского, и приростного стилей управления.
Рассмотрим объект и предмет СУ.
Выделяют три группы объектов стратегического управления:
В контексте СУ организация – открытая или операционально-замкнутая социально-экономическая система структурных подразделений.
СЗ – направление или род сменных направлений деятельности организации, самостоятельное рыночно ориентированное подразделение (хозяйственное, например) во главе с директором.
Функциональная
зона организации – сфера деятельности,
организационно представленная функциональными
структурными подразделениями. Они специализируются
на выполнении определенных функций и
обеспечивают деятельность как отдельных
СЗ, так и организации в целом.
Предметом стратегического планирования и управления являются:
следовательно, отсюда необходимость организации мониторинга внешней среды.
Стратегическое управление развивается по двум направлениям:
1) регулярное СУ (это управление
стратегическими возможностями организации)
подсистема подсистема
анализа и реализации стратегии
планирования
стратегии
СУ - это процесс!
Цикл СУ состоит из 5 этапов:
Миссия 1 | Цели
2 |
Разработка
стратегии
3 |
Реализация
стратегии
4 |
Коррекция 5 | ||||
Анализ внешней среды | Анализ внутренней среды | Формирование портфеля стратегий | Формирование культуры организации | Формирование структуры организации |
Учитывая, что
существуют стратегии разных уровней
(корпоративная стратегия, стратегия
сферы бизнеса, функциональная стратегия
(еще бывает: линейный уровень стратегии)),
на каждом стратегическом уровне разработка
стратегии заканчивается созданием
стратегического плана.
Уровни
стратегии в организации:
|
Стратегический план уровня (кроме первого) должен разрабатываться на основе стратегического плана, как правило, первого верхнего уровня (снизу вверх)
Значительной проблемой при этом является различие интересов на разных стратегических уровнях.
При этом надо учитывать, что на разработку стратегических планов оказывает влияние ряд факторов. (STEEP – факторы, культура и структура, история организации и т.д.), а также то, что цели должны удовлетворять принципу SMART (избегать при формулировке целей общих фраз типа «снижение затрат» и т.п.)
Уточним понятие
«стр.планирование» и «
Стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора стратегий с целью обеспечения жизнеспособности организации в будущем.
Планирование заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации.
СП – инструмент, обеспечивающий нововведения и организационные изменения в таком объеме («пучок альтернатив»), чтобы организация имела «рецепт» («готовую» реакцию) на любое изменение ее внешней среды.
Процесс СП похож на процесс принятия решения. Здесь постоянно надо решать задачи, связанные с выбором альтернативных действий с учетом реакции на изменения во внешней среде организации).
Сущность процесса планирования сводится к ответам на три вопроса:
Модели процесса СП отличают я различной степенью структуризации (агрегирования этапов СП).
Трудности СП:
Схема СП (6 этапов)
Миссия и цели | Анализ внешней среды | Анализ сильных и слабых сторон организации | ||
Оценка стратегии | Управление реализацией стратегии | Анализ альтернатив и выбор стратегии (набор) |
Элементы стратегического выбора (набора)
Миссия (генеральная цель) | |||||||
Основные цели (стратегическая концепция) | |||||||
Стратегии | Стратегические задачи | Программы | |||||
Ресурсы |
Миссия определяет социальный статус организации и формирует ориентиры фирмы для определения целей и стратегий на различных стратегических уровнях управления.