Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 10:13, курсовая работа
В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Стратегическое планирование является важнейшей частью предпринимательской деятельности. Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла. Первый – общеэкономический, с точки зрения общей теории предприятия, ее природы. Второй – контрольно-управленческий. Здесь планирование – одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и ис
Введение 3
1.Сущность стратегического планирования 5
2.Основные этапы стратегического планирования 12
3.Основные разделы бизнес – плана и их содержание 28
Заключение 39
Список литературы 41
Преактивное (предпочитающее
Интерактивное (ориентированное на взаимодействие всех лучших идей) планирование обладает двумя основными чертами:
а) основано на принципе участия, максимально мобилизует творческие способности участников организации,
б) предполагает,
что будущее подвластно контролю и в значительной
мере является продуктом созидательных
действий участников организации. Цель
интерактивного планирования - проектирование
будущего.
В зависимости от того, какой горизонт (период) времени охватывают планы, составленные организацией, планирование разделяют на три типа: долгосрочное планирование, среднесрочное планирование, краткосрочное планирование.
Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды времени - от 10 до 25 лет. Оно скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегические цели предприятия на перспективу.
Основные области долгосрочного планирования: организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т.д.
Процесс планирования в экономической организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выбранной стратегии (оперативное, или тактическое, планирование). Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
В общем виде алгоритм стратегического планирования можно представить следующим образом:
Этап I. Организация проводит исследования внутренней и внешней среды, определяет главные компоненты организационной среды, выделяя те, которые действительно имеют значение для нее. Проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения организации.
Этап
II. Организация устанавливает
Этап III. Стратегический анализ. Организация сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.
Этап IV. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
Этап V. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности организации.
Этап
VI. Среднесрочное планирование. Готовятся
среднесрочные планы и
Этап
VII. На основе стратегических планов и
результатов несрочного планирования
организация разрабатывает
Этапы VIII и IX. Не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, эти этапы тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов.
В целом процесс планирования представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.
Все планы следует составлять так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались с имеющимися условиями.
Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц и т.д. Краткосрочный план на год включает объем производства, планирование прибыли и др. Краткосрочное планирование тесно связывает планы различных партнеров и поставщиков, и поэтому эти планы могут либо согласовываться, либо отдельные моменты плана являются общими для компании-производителя и ее партнеров. Краткосрочные планы включают в себя конкретные способы использования ресурсов организации, необходимых для достижения целей, определенных в более длительных планах.
В современных условиях развития экономики стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование служит основой для принятия решений, что снижает риск в организации бизнеса. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство предприятия снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование помогает создать единство целей внутри организации .
Стратегические планы следует разрабатывать так, чтобы оставались не только целостными в течение длительного времени, но и были достаточно гибкими, позволяющими при необходимости осуществить модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени.
Стратегическое
планирование само по себе не гарантирует
успеха, и организация, создающая
стратегические планы, может потерпеть
неудачу из-за ошибок в организации, мотивации
и контроле. Тем не менее, формальное планирование
может создать ряд существенных благоприятных
факторов для организации деятельности
предприятия. Знание того, что организация
хочет достичь, помогает выбрать наиболее
подходящие пути достижения цели.
3.Основные
разделы бизнес- плана
и их содержание
В стратегическом планировании бизнес – план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах хозяйственной деятельности. Бизнес – план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом её руководители собираются достичь своих целей и задач, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес – план помогает фирме расти, завоёвывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. Бизнес - план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри организации, так и изменениями на рынке, где действует фирма, так же и в экономике в целом. Бизнес – план увязывает внутрифирменный анализ и макроэкономический анализ, проводимый специализированными научными организациями. Его, как правило, составляет каждое предприятие, хотя возможности подготовки таких документов могут быть различны: мелкая фирма для разработки бизнес – плана может привлечь специалистов – консультантов. Таким образом, бизнес – план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов и кредиторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в платежеспособности проработки проекта и осведомлены о его эффективности.
Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия.
Бизнес-планирование решает следующие важные проблемы:
– определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;
– конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;
– привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы;
– помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду.
Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам:
1. Для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам.
2. Для
внутреннего пользования.
Можно достигнуть существенных преимуществ, если начать с бизнес-плана для внутреннего использования. В процессе его написания рассматриваются многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем варианте бизнес-плана. Однако инвесторы наверняка зададут подобные вопросы, чтобы "почувствовать" серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в невыгодном положении. Все варианты и стратегия развития должны быть проработаны заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. А если привлечение инвестора окажется оправданным, тогда и инвестор, и фирма будут иметь твердую основу для сделки. Таким образом, составление в первую очередь внутренне ориентированного бизнес-плана - в интересах обеих сторон. Бизнес-план обычно пишется на перспективу, и составляют его примерно на 3 года вперед, при этом для первого года основные показатели обычно делают в месячной разбивке, для второго – поквартально, и лишь начиная с 3-го года, ограничиваются годовыми показателями. К сожалению, такое планирование в условиях нашей экономики пока не представляется возможным, поскольку экономическая ситуация очень быстро меняется. Планирование на время более года будет заведомо ошибочным. Многие сейчас ограничиваются написанием плана на год. Он является основным средством менеджмента. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения.
Основными целями разработки бизнес–плана являются :
Хорошо
отпечатанный и оформленный бизнес-план
– лучшая визитная карточка для
бизнесмена. С его помощью
Бизнес – план помогает решить 4 основные задачи:
Примерная структура бизнес-плана должна включать в себя:
– титульный лист и оглавление;
– резюме;
– описание продуктов (услуг);
– анализ положения дел в отрасли;
– анализ конкурентов;
– производственный план;