Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:07, курсовая работа
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия.
Введение ……………………………………………………………………….
3
1. Теоретические аспекты морального и материального стимулирования...
4
1.1 Понятие и сущность морального и материального стимулирования сотрудников на предприятии…………………………………………………
4
1.2 Элементы составляющие материальное и моральное стимулирование..
6
1.3 Оценка эффективности стимулирования сотрудников………………….
7
2 Особенности морального и материального стимулирования в ПО ЦЭС филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Оренбургэнерго»………………………...
12
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ПО ЦЭС филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Оренбургэнерго»………………….
12
2.2 Анализ стимулирования сотрудников на предприятии…………………
14
2.3 Основные преимущества и недостатки морального и материального стимулирования в ПО ЦЭС филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Оренбургэнерго»……………………………………………………………..
22
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию стимулированию сотрудников в ПО ЦЭС филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Оренбургэнерго»……………………………………………………………..
26
3.2 Определение эффективности мероприятий по стимулированию работников предприятия ……………………………………………………...
31
Заключение……………………………………………………………………..
34
Список использованных источников…………………………………………
36
Приложения ……………………………………………………………………
37
Рис.5. Динамика средней заработной платы
По социальным льготам, предусмотренным в Коллективном договоре в 2011 году фактически выплачено 82868,9 тыс. руб.
Таблица 8
Динамика выплат социального характера (ВСХ), из расчета на 1 работающего
Наименование |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Выплаты социального характера и социальные льготы, из расчета на 1 работающего, руб. |
972,2 |
1 543,2 |
1 594,1 |
Обучение персонала всех уровней является частью корпоративной культуры, ключевой составляющей развития персонала в целом, способствующей укреплению конкурентного преимущества ОАО «Оренбургэнерго». Стратегия Общества в сфере обучения заключается в формировании надежного высококвалифицированного персонала, готового к выполнению текущих и перспективных бизнес-задач, стоящих перед ОАО «Оренбургэнерго». Сведения об обучении, повышении квалификации работников Общества и подведомственных компаний и работе с кадровым резервом представлены в таблице 9.
В 2011 году всего прошло обучение 3317 работников ОАО «Оренбургэнерго», что на 1542 человек больше, чем в 2010 году (1775 человека). Приоритетными направлениями в обучении персонала для ОАО «Оренбургэнерго» являются:
- обучение технического персонала, направленное на обеспечение надежности профессиональной деятельности и являющееся обязательным в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными приказом Минтопэнерго РФ от 19 февраля 2000 г. № 49;
- обучение руководящих кадров;
- обучение перспективных
работников, состоящих в кадровом
резерве на руководящие
- целевое обучение
персонала Общества в ВУЗах
для удовлетворения
- адаптационное обучение
вновь принятого персонала,
Таблица 9
Обучение работников ОАО «Оренбургэнерго» в разбивке по образовательным учреждениям по состоянию на 31.12.2011 года
Категория |
Обучение в сторонних организациях (институтах повышения квалификации, иных образовательных учреждениях), чел. |
Внутрифирменное обучение в НОУ «Учебный комбинат» ОАО «Оренбургэнерго», чел. |
Руководители высшего и среднего звена |
618 |
113 |
Специалисты |
521 |
100 |
Служащие |
- |
- |
Рабочие |
1 021 |
944 |
Итого: |
2 160 |
1 157 |
Всего: |
3 317 |
Таблица 10
Информация о количестве обученных в 2011 году работников ОАО «Оренбургэнерго» с разбивкой по категориям (в сравнении план-факт)
Категория |
план |
факт | ||
чел. |
тыс. руб. |
чел. |
тыс. руб. | |
Руководители высшего и среднего звена |
623 |
5 892 |
731 |
6 415 |
Специалисты |
566 |
4 560 |
621 |
4 691 |
Служащие |
- |
- |
- |
- |
Рабочие |
1 859 |
5 234 |
1 965 |
5 170 |
Итого |
3 048 |
15 686 |
3 317 |
16 276 |
Финансовые затраты на обучение работников ОАО «Оренбургэнерго» в 2011 году составили 16 276 тыс. руб. (за 2010 год – 13 971 тыс.руб.), из них:
- руководители высшего и среднего звена – 6415 тыс.руб. (в 2010 году – 5 086 тыс.руб.);
- специалисты и служащие – 4691 тыс. руб. (в 2010 году – 4 514 тыс.руб.);
- рабочие – 5 170 тыс.руб. (в 2010 году – 4 371 тыс.руб.)
Обучение персонала является одним из приоритетных направлений деятельности ОАО «Оренбургэнерго», что подтверждается увеличением финансовых затрат (увеличение затрат в 2011 году по отношению к 2010 году составило 16,5 %) и количества обученного персонала (количество обученных за 2011 год по отношению к 2010 году увеличилось на 87 %).
Реализация приоритетных направлений обучения персонала в 2011 году.
1. С целью повышения
управленческой компетенции
1.1.Тренинги:
- для начальников РЭСов Общества по теме «Эффективное руководство подразделением» (44 чел.);
- для директоров и главных инженеров филиалов Общества по теме «Взгляд с вершины» (14 чел.);
- для руководителей структурных подразделений ИАУ Общества по теме «Эффективные коммуникации. Интервью, как метод оценки персонала» (15 чел.);
- для высших менеджеров Общества по теме «Ассертивное поведение», «Технология принятия решений в компании», «Эффективное взаимодействие при принятии командных решений».
1.2.Программа
- для резервистов и руководителей Общества (11 чел.), в том числе руководителей – 9 чел.; специалистов – 2 чел.
2. С целью обучения
технического персонала,
- обучение рабочих по номенклатуре Ростехнадзора технике безопасности и охране труда;
- обучение водителей (760 чел.) по программе «Ежегодные занятия с водителями автотранспортных средств»;
- обучение начальников РЭСов Общества (43 чел.) по программе «Безопасность дорожного движения».
3. Обучение с целью внедрения системы менеджмента качества:
- для руководителей и специалистов (проведены корпоративные семинары «Роль высшего руководства в СМК. Принципы менеджмента качества», «Процессный подход в СМК», «Введение в Систему менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда (СМПБОТ) на базе OHSAS 18001:2010», «Разработка и внедрение системы менеджмента профессиональной безопасности охраны труда (СМПБОТ) на базе стандарта OHSAS 18001:2010».
Всего в резерв на замещение вакантных должностей руководителей высшего и среднего звена в ОАО «Оренбургэнерго» в 2010 году включено 186 работников Общества, из низ:
- на должности руководителей высшего звена (от заместителей руководителей направлений и выше) – 51 чел.;
- на должности руководителей среднего звена (уровень заместителя начальника отдела и начальника отдела) – 135 чел.
При этом 94,6% (176 работник) имеет высокий уровень квалификации (два высших образования, аспирантура, докторантура, высшее образование), а также на 96,2% (179 работников) резерв состоит из молодых и инициативных работников в возрасте от 25 до 45 лет.
2.3 Основные преимущества
и недостатки морального и
материального стимулирования
Основной задачей существующей системы мотивации в ПО ЦЭС филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Оренбургэнерго» является формирование внутреннего стремления работника к интенсивному и результативному труду, личной заинтересованности работника в достижении целей Общества при помощи повышение гибкости системы мотивирования, ее способности быстро реагировать на изменение эффективности труда работников, увеличения значимости нематериального вознаграждения. На основе приведенного в анкетирования с целью оценки мотивационной среды в ЦЭС ОАО «Оренбургэнерго», можно выявить основные аспекты системы мотивации. В ОАО «Оренбургэнерго» используется система мотивации персонала, включающая в себя как материальные, так и нематериальные стимулы.
Далее рассмотрим материальное стимулирование.
Основной принцип в области материальной мотивации – установление прямой зависимости заработной платы от фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности Общества при дифференцированном подходе к оценке деятельности соответствующего подразделения и личного вклада каждого работника.
Дополнительно применяемые принципы:
- гибкость системы
материальной мотивации, т.е.
- объективность и справедливость показателей, использующихся при определении величины вознаграждения;
- логичность, понятность для персонала;
- разумное соотношение постоянной и переменной части заработной платы;
- персонализация (распределение социальных и материальных благ в соответствии с результатами деятельности работника, его значимости для Общества);
- прямая зависимость увеличения размера заработной платы от увеличения объема выполняемой работы, повышения результативности труда, внедрения рациональных способов работы, позволяющих сохранять высокое качество и скорость выполнения;
- индексация оплаты труда в соответствии с темпами роста инфляции;
- поощрение совмещения профессий при условии сохранения высокого качества труда;
- конкурентоспособность системы стимулирования и системы льгот;
- конфиденциальность информации о размере заработной платы.
Денежная мотивация - необходимое условие, но не всегда достаточное для максимально эффективной работы персонала. Наибольший эффект получается при сочетании материальной и нематериальной формы мотивации работников к труду.
Способы нематериального стимулирования, используемые в ОАО «Оренбургэнерго»:
- моральное стимулирование – вербальное признание, похвала руководителя, признание и уважение профессиональных заслуг со стороны коллег, адекватная, объективная оценка профессиональной компетенции, награждение почетной грамотой, занесение на Доску почета, присвоение званий, проведение корпоративных праздников, социальных мероприятий, применение продуманных дисциплинарных процедур;
- карьерное и профессиональное стимулирование - возможность самореализации, профессионального и карьерного развития персонала, возможность расширения зоны ответственности и самостоятельности, предоставление свободы при решении профессиональных задач, получения современных знаний по профессии;
- социальное стимулирование - «социальный пакет», набор услуг, представляемых Обществом работникам дополнительно к вознаграждению за труд и имеющий целью - обеспечение высокой мотивации и приверженности, преданности работника интересам предприятия.
Базовая часть социального пакета не зависит от количественных и качественных показателей результативности труда, а представляется всем сотрудникам Общества за сам факт работы в ОАО «Оренбургэнерго». Таким образом, в Обществе существует компенсационный пакет, состоящий из постоянной (должностной оклад), переменной (система премирования) и социальной (дополнительно предоставляемые льготы) части, что позволяет при грамотном использовании влиять на поддержание высокой мотивированности персонала к труду.
Мероприятия по совершенствованию системы мотивации:
- развитие системы нематериальной мотивации;
- управление дисциплинарными отношениями (планомерный контроль за дисциплиной, создание атмосферы нетерпимости к нарушителям установленного порядка);
- поощрение разумной инициативы творческой активности работников, положительно влияющих на результативность труда.
Одна из основных целей создания системы мотивации — сориентировать людей на максимально эффективное решение задач, стоящих перед компанией. Соответственно систему стимулирования нужно увязать со стратегическими целями компании. Это можно сделать при помощи системы ключевых показателей деятельности — KPI (key perfomance indicators). После детализации KPI верхнего уровня и передачи их на уровни подразделений и сотрудников к ним можно «привязать» вознаграждение персонала. Используя систему ключевых показателей эффективности деятельности, можно формировать переменную часть системы прямого материального стимулирования. Таким образом, основное назначение данной части материального вознаграждения - это отражение конкретных результатов труда.
Система вознаграждений, которая создается сейчас в ПО ЦЭС филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Оренбургэнерго», будет привязана к стратегическим целям компании через систему ключевых показателей деятельности. Пока ключевые показатели определены только для верхнего уровня предприятия. В дальнейшем мы будем разбивать их до уровня подразделений. Соответственно фонд премирования подразделения должен быть привязан к определенным для него ключевым показателям деятельности, а внутри подразделения фонд премирования будет распределяться между сотрудниками в зависимости от ранга (значимости и трудоемкости) и успешности (полученного в срок результата) исполняемых ими функций.
В ЦЭС ОАО «Оренбургэнерго» для мотивирования сотрудников финансово-экономической службы помимо прочих выделены следующие ключевые показатели деятельности:
Основные («жесткие») показатели (размер бонуса зависит от значений показателей этой группы):
- рентабельность финансовых активов;