Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:07, курсовая работа
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия.
Введение ……………………………………………………………………….
3
1. Теоретические аспекты морального и материального стимулирования...
4
1.1 Понятие и сущность морального и материального стимулирования сотрудников на предприятии…………………………………………………
4
1.2 Элементы составляющие материальное и моральное стимулирование..
6
1.3 Оценка эффективности стимулирования сотрудников………………….
7
2 Особенности морального и материального стимулирования в ПО ЦЭС филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Оренбургэнерго»………………………...
12
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ПО ЦЭС филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Оренбургэнерго»………………….
12
2.2 Анализ стимулирования сотрудников на предприятии…………………
14
2.3 Основные преимущества и недостатки морального и материального стимулирования в ПО ЦЭС филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Оренбургэнерго»……………………………………………………………..
22
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию стимулированию сотрудников в ПО ЦЭС филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Оренбургэнерго»……………………………………………………………..
26
3.2 Определение эффективности мероприятий по стимулированию работников предприятия ……………………………………………………...
31
Заключение……………………………………………………………………..
34
Список использованных источников…………………………………………
36
Приложения ……………………………………………………………………
37
Моральное стимулирование осуществляется посредством знаков и символов отличия (к ним относятся награды, памятные подарки), объявления благодарности, рассказа в печати о трудовых отличиях личности или коллектива. Все это испытанные средства морального стимулирования, которыми необходимо широко пользоваться. Однако люди нуждаются в подтверждении позитивного отношения к их труду ежедневно. Между тем названные выше моральные стимулы не позволяют в полной мере удовлетворить такую потребность. Главное место в моральном стимулировании должно быть отведено повседневному устному поощрению.
1.3 Оценка эффективности стимулирования сотрудников
Мотивация - это процесс стимулирования отдельного работника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации. Мотивация - решающий фактор успеха в управлении предприятием.
По своему содержанию стимулы могут быть экономическими (материальными) и неэкономическими (моральными).
Мотивация имеет две формы:
а) внешняя мотивация (это действия других людей, предоставляющих какие-либо возможности - поощрение, наказание);
б) внутренняя мотивация (это отношение к делу, увлеченность профессией, моральные обязательства, ответственность, самоактулизация и т.д.).
Внутренняя мотивация предпочтительнее, т.к. на ее основе люди действуют спокойнее, быстрее и добросовестнее, тратят меньше сил, лучше усваивают знания и задания.
Основными регуляторами мотивации являются следующие факторы:
- вознаграждение:
а) прямое денежное вознаграждение: хорошая заработная плата, премии, акции, дивиденды от прибыли, - т.е. система вознаграждения за труд;
б) специальные блага: жилье, мед. обслуживание. детские сады. санатории, оплачиваемое питание, т.е. социальных трансфертов.
- рабочая среда: удобное рабочее место, низкий уровень шума, эргономика и дизайн, чистота, столовая и другие хорошие физические условия труда, - т.е. система условий труда.
- личный рост и интерес: возможности для обучения и карьерного роста; рост ответственности и влияния; возможность экспериментирования. творчества и самовыражения; интересная и усложняющаяся работа, требующая роста мастерства; соревновательный эффект (быть лучше других). - т.е. система обучения, система индивидуализации и система оценки персонала.
- чувство безопасности и причастности: ощущение своей принадлежности, нужности для фирмы; ощущение полезности своей работы; уважение, признание, одобрение со стороны коллег и руководителей; информированность о делах, планах, перспективах фирмы; интерес и учет руководством личных мнений работников, совместное принятие решений. - т.е. система коммуникаций, система руководства и управления и система идентификации.
Оплата труда - важнейшее условие труда. Оплата труда влияет на решение человека: поступить на работу или нет, уходить или продолжить работать. Она дает "совет" работнику - можно прогуливать или нет, с какой отдачей нужно работать.
Вознаграждение за труд (или оплата труда) включает в себя плату (заработную плату) и награду. Награда к заработанной плате не имеет никакого отношения. Заработная плата – цена, выплачиваемая за труд, цена труда. Награда - это надбавки к основной заработанной плате, учитывающие индивидуальные различия в способностях работников.
Любое вознаграждение за труд базируется на определенных принципах и подходах. Ими могут быть: неуклонный рост номинальной и реальной заработной платы; обеспечение соответствия меры труда его оплате, материальная заинтересованность трудящихся в результатах; опережение темпов роста производительности труда по сравнению с его оплатой; справедливость, тесная взаимосвязь между оплатой и результативностью; изменение доли постоянных и переменных выплат в зависимости от прибыльности; использование гибких систем вознаграждения (участие в прибылях и доходах); и т.п. Эти принципы в совокупности образуют определенную систему или способ формирования основной заработной платы (способ исчисления размеров вознаграждения в соответствии с затратами или результатами труда).
Способы формирования заработной платы базируются либо на единой тарифной системе, либо на бестарифной системе оплаты труда.
Тарифная система представляет собой совокупность различных нормативных материалов (нормы труда: выработки, численности, обслуживания, качества и нормы оплаты: часовые/дневные/месячные тарифные ставки, штатное расписание, должностной оклад, расценки, шкалы поощрения, надбавки, доплаты), с помощью которых устанавливается уровень заработной платы на предприятии в зависимости от сложности, интенсивности, условий труда (нормальные, тяжелые, вредные), природно-климатических Факторов и особенностей различных отраслей.
При этой системе работникам отдельно доплачивается за перевыполнение норм, условий труда, сложность, квалификацию и прочее.
Таким образом, заработная плата каждого зависит от оценок индивидуального трудового вклада и в малой степени от конечных результатов работы организации.
В рамках тарифной системы организации оплаты труда заработанная плата по форме может быть повременной, зависящей от количества затраченного времени, и сдельной, определяемой объемом выполненной работы.
Бестарифная система использует принципы долевого распределения заработанных коллективом средств между работниками в зависимости от их квалификации и качества труда, т.е. заработок работника зависит от итогов работы коллектива.
На размер ставки заработной платы влияют;
а) Рыночные факторы:
- изменение спроса и предложения на рынке товаров и услуг, при производстве которых используется данный труд;
- полезность ресурса (труда) для предпринимателя;
- эластичность спроса на труд по цене;
- взаимозаменяемость ресурсов;
- изменение цен на потребительские товары и услуги.
б) Внерыночные факторы:
- меры государственного регулирования, связанные с установлением минимума заработной платы, уровня гарантируемых законодательством компенсационных доплат;
- меры по регулированию занятости и защите внутреннего рынка труда.
в) Механизм договорного регулирования:
- генеральные (федеральные) тарифные соглашения;
- отраслевые (региональные) территориальные тарифные соглашения;
- коллективный договор.
Таким образом, размер тарифной ставки заработанной платы определяется коллективным договором, заключенным между администрацией и работниками в лице профсоюза, в соответствии с законодательством и зависит от Финансовых возможностей предприятия, с одной стороны, и состоянием оплаты труда, отраженных в отраслевом соглашении.
Помимо основной заработной платы важную роль в деле стимулирования производительного труда играет дополнительная заработанная плата (награда) в форме различного рода доплат, надбавок и единовременных вознаграждений.
Надбавки выплачиваются за профессиональное мастерство, длительный непрерывный стаж, высокую индивидуальную квалификацию и производительность, выполнение особо важных работ, классность, рационализаторство и т.п. Они долины стимулировать исполнителей к достижению высоких показателей и не быть связаны с выполнением каких-либо дополнительных обязанностей, кроме тех, что зафиксированы в договоре.
С помощью доплат обычно компенсируются повышенные затраты, возникающие вследствие совмещения профессий, должностей, руководства и т.п. или неблагоприятных условий труда (разделенный день, многосменный режим, сверхурочная работа или работа в ночное время, в выходные и праздничные дни), если их нельзя улучшить. Формами компенсации являются также дополнительное бесплатное питание, профилактические и лечебные мероприятия, сокращенный рабочий день.
Все надбавки и доплаты делятся на две группы: предусмотренные законодательством и вводимые самой организацией, размеры и порядок выплат, которых фиксируется в договорах.
Единовременное вознаграждение (разовые премии) выплачиваются в зависимости от достигнутых результатов по распоряжению руководителя. Они могут быть индивидуальными и коллективными. Независимо от принятых Форм и систем заработной платы на предприятиях используют следующие виды разовых премий:
- вознаграждение по итогам работы за год;
- единовременные поощрения за выполнение особо важных заданий, срочных и непредвиденных работ;
- премии по итогам смотров и конкурсов, к праздничным и торжественным датам,
В настоящее время на предприятии, согласно коллективного договора. принята тарифная система организации оплаты труда в виде следующих Форм: сдельная, сдельно-премиальная, повременная, повременно-премиальная.
Также на предприятии используются все виды надбавок и доплат, предусмотренных законодательством и дополнительно введены следующие доплаты: за высокую квалификацию; за профессиональное мастерство; за высокие достижения.
А также широко используется единовременное вознаграждение.
Однако следует заметить, что зарплата работников имеет две разновидности - номинальную и реальную. Номинальная заработная плата - это сумма начисленных работнику денежных средств. Реальная заработная плата - это сумма товаров и услуг, которые может работник приобрести на свою заработную плату.
Согласно социологическому опросу мнение работников о соответствии заработной платы выплачиваемой им предприятием выполняемой работе выглядит следующим образом: соответствует - 5,3 %; занижена - 93,8 %; завышена - 0,9 %.
Система социальных трансфертов включает в себя различные социальные блага и льготы, предоставляемые работникам предприятия.
В настоящее время на предприятии имеются следующие социальные блага и льготы:
а) обеспечение работающих жильем через сеть общежитии;
б) предоставление мест в детских садах детям сотрудников;
в) предоставление беспроцентных кредитов;
г) обеспечение бесплатным питанием через сеть столовых (300 человек в месяц);
д) обучение и повышение квалификации сотрудников за счет предприятия;
е) выделение материальной помощи к юбилеям, на похороны или другие нужды по решению администрации.
ж) обеспечение доставки сотрудников на работу и с работы по восьми маршрутам;
и) выделение подарков для детей сотрудников предприятия к Новому году, пенсионерам и ветеранам предприятия к праздничным датам (8 марта, 9 мая, день пожилого человека и др.);
к) оздоровление сотрудников предприятия через комплекс "Здоровье", медпункт, профилакторий и оплаты санаторно-курортных путевок;
л) оздоровление до 100 детей сотрудников в летний период в детском оздоровительном лагере за счет предприятия;
м) обеспечение спортивного и культурного отдыха сотрудников на базе комплекса "Досуга", турбазы "Чайка" и через предоставление бесплатных билетов в театры города;
н) предоставление дополнительных неоплачиваемых 3-х дней отпуска в случае рождения ребенка или смерти члена семьи;
п) вознаграждение за выслугу лет.
2 Особенности морального и материального стимулирования в ПО ЦЭС филиала ОАО «МРСК-Волги» - «Оренбургэнерго»
2.1 Организационно-экономическая
характеристика деятельности
Обособленное подразделение (филиал) Центральные электрические сети входят в состав Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Оренбургэнерго», которое образовано в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества», от 15 августа 1992 года № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации», от 5 ноября 1992 года № 1334 «О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 922 « Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливо -энергетического комплекса в акционерные общества».
Полное официальное наименование - обособленное подразделение (филиал) Центральные электрические сети Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Оренбургэнерго» (дочернее Российского акционерного общества энергетики и электрификации «ЕЭС РОССИИ»).
Сокращенное наименование - Центральные электрические сети ОАО «Оренбургэнерго». Местонахождение - Российская Федерация, 460009, город Оренбург, ул. Манежная, 9.
Срок деятельности обособленного подразделения (филиала) не ограничен. Обособленное подразделение (филиал) Центральные электрические сети не является юридическим лицом. В гражданско-правовые отношения вступает от имени ОАО «Оренбургэнерго». Центральные электрические сети имеют незаконченный бухгалтерский баланс, счета в банках, свои печати, штампы.