Статистика безработицы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы – закрепление и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, их применение для расчета и анализа основных показателей безработицы нашей страны, полученных в процессе изучения статистики, а также развитие способности к обобщению результатов, которые будут получены из имеющихся статистических данных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ …
1.1 Общие сведения о безработице и её особенности.
1.2. Взгляды различных экономических школ о причинах возникновения безработицы
1.3. Виды безработицы и их специфика
1.4. Показатели статистики безработицы
1.5. Возможные пути решения проблем безработицы
ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ РФ.
2.1 Группировка
2.2. Расчет средних величин
2.3. Относительные величины
2.4. Показатели вариации
2.5. Ряды динамики
2.6. Индексный метод в анализе безработицы
2.7. Корреляционно-регрессионный анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовик по стасистике.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Кроме того, и те лица, которые зарегистрированы как безработные, также могут в любую минуту изменить свой статус, и это изменение не сразу будет учтено. Но каждый данный момент без работы остается значительно большее число  работников, чем зарегистрировано службой занятости.

Уровень безработицы определяется как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

Однако в аналитических целях могут быть использованы и другие показатели уровня безработицы. Показатель уровня безработицы широко используется в отечественной и зарубежной статистике в качестве общего индикатора состояния экономики страны. Уровень безработицы характеризует система показателей.

1.      Уровень безработицы (Уб) как отношение среднегодовой численности безработных (Тб) к среднегодовой численности экономически активного населения Уб = Тб : Нэа. Учитывая, что экономически активное население – сумма численности занятых (Тз) и безработных (Тб),

(Нэа) = Тз+ Тб, можно записать:

Уб =.

2.      Уровень безработицы (Уб) как отношение числа трудовых ресурсов, получивших статус безработных (Тб), к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (Нтв) в среднегодовом исчислении:

Уб = Тб : Нтв.

3.      Уровень безработицы (Уб) как отношение числа безработных к среднегодовой численности занятых в экономике (Тз); этот показатель имеет самостоятельное значение в анализе безработицы, поскольку среди трудоспособного населения в трудоспособном возрасте появляется категория лиц, не претендующих на работу по найму (предприниматели, самозанятые, домохозяйки):

Уб = Тб : Тз.

4.      Уровень безработицы как отношение числа безработных к численности трудовых ресурсов:

Уб = Тб : Т.

Особую проблему в статистической методологии составляет определение ущерба от безработицы.

Приведем возможный вариант его расчета.

1.      Определяется производительность общественного труда, характеризующая средний объем валового внутреннего продукта (ВВП) на одного занятого в экономике:

ПТ =, где Тз – среднегодовая численность занятых.

2.      Определяется ущерб от безработицы (Уб), выраженный в объеме недопроизведенного вследствии безработицы продукта, как произведение численности безработных (Тб) и производительности труда (ПТ):

Уб = ПТ * Тб.

Этот показатель характеризует так называемые упущенные в связи с наличием безработных возможности, выраженные в недопроизводстве ВВП.

Для более полного определения величины ущерба, наносимого экономике безработицей, целесообразно учесть два фактора:

- Затраты на выплату пособий по безработице (Зб), которые можно определить как произведение численности безработных на средний  размер пособия по безработице (Пб):

Зб = Тб * Пб;

- Затраты на образование безработных (Зо), которое остается невостребованным и представляет собой утрату образовательного потенциала. При существующей системе информации эта часть ущерба от безработицы может быть определена лишь приближенно как произведение численности безработных с тем или иным уровнем образования и стоимости образования того или иного уровня (вуз, техникум и т.п.). Целесообразно принимать во внимание безработных более года. Даже  если им удастся устроиться по специальности, утрата образовательного потенциала в период безработицы неизбежна.

Таким образом, общий ущерб от безработицы включает все перечисленные компоненты: ущерб от  недопроизводства продукции и услуг плюс ущерб от затрат на пособия по безработице плюс затраты на образование длительно безработных:

У = Уб + Зб + Зо.[1]

 

 

 

1.5. Возможные пути решения проблем безработицы

По прогнозам правительства, в 2010 году общая численность безработных граждан России составит 6,3 миллиона человек (8,6% экономически активного населения). При этом число зарегистрированных безработных в новом году может составить 2,3 миллиона человек. Об этом в конце декабря 2009 года заявил вице-премьер Александр Жуков. [11]

Поэтому необходимо найти пути борьбы с безработицей. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму. Общие меры по сокращению безработицы следующие:

1. Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на другие специальности и т.д.);

2.Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

3.Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям

4. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

5.Целенаправленное формирование государственного сектора экономики, для сохранения рабочих мест.

6.Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д. [4]

  Правительство РФ разработало комплекс мер по борьбе с безработицей в период кризиса. Они представлены в Антикризисном плане правительства. В режиме немедленного реагирования правительство приняло специальные меры по снижению социальной напряженности. С начала 2010 года увеличен максимальный размер пособия по безработице с 3124 рублей до 4900 рублей.

На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

В настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, которым утверждаются правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в 2010 - 2011 годах. На указанные цели в федеральном бюджете на 2010 год предусмотрено выделить 36,3 млрд. рублей. Одновременно, в случае обострения ситуации на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации, предусматривается возможность иных дополнительных мероприятий по поддержке рынка труда отдельных субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (например, помощь ОАО"АВТОВАЗ").
           Реализация региональных программ в 2010 году позволит обеспечить возможность трудоустройства граждан в условиях напряженной ситуации на рынке труда и повысить качество рабочей силы за счет организации опережающего профессионального обучения 341,6 тыс. человек, стажировки 42,5 тыс. выпускников образовательных учреждений, стимулирования создания 1,2 млн. дополнительных рабочих мест, в том числе 50 тыс. специально оборудованных рабочих мест для инвалидов, открытия собственного дела 60 тыс. человек.[10]

 

ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ РФ.

2.1 Группировка

В практической статистике широко применяется метод группировок. Группировка – разбиение единиц изучаемой статистической совокупности на группы в зависимости  от значений исследуемого признака или объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам.

Метод группировки основывается на двух категориях:

- группировочном признаке

- интервале.

Группировочный признак – это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы.

Группировка должна производится на основании объективных и легко распознаваемых признаков. При этом признаки могут быть как атрибутивными, так и количественными.

Интервал показывает количественные границы групп. Он представляет собой промежуток между максимальным и минимальным значением признака в группе.

В зависимости  от цели исследования группировки бывают типологическими, структурными, аналитическими.

1)Типологическая – единицы совокупности подразделяются в зависимости от их типа по атрибутивным (качественным) признакам.

2) Структурная – характеризует структуру изучаемой совокупности.

3) Аналитическая – характеризует степень влияния одного фактора объекта на другой.

На основании данных Приложения 1 приведём имеющиеся данные в систему по интересующему нас признаку. В качестве изучаемого признака возьмём, например, процент уровня безработицы и построим по нему ряд распределения (таблица 1).

1)     Определение  числа групп определяется по формуле Стерджесса:

, где n- число групп, N – число единиц совокупности;

n=1+3,322lg81=7,34≈7;

Интервал - разница между максимальным и минимальным значениями признака в каждой группе. Каждый интервал имеет нижнюю (наименьшее значение признака) и верхнюю (наибольшее значение признака) границы или одну из них. Поэтому величина интервала есть разность между верхней и нижней границами интервала. Если у интервала указана лишь одна граница (у первого - верхняя, у последнего - нижняя), то речь идет об открытых интервалах. Если у интервала имеются и нижняя, и верхняя границы, то речь идет о закрытых интервалах.

2) Величина интервала определяется по формуле:

, где xmax и   xmin -  максимальное и минимальное значение признаков в совокупности, n – число групп.

;

Далее образуем группы, отстающие друг от друга на величину уровня безработицы равную 2,53%:

 

 

 

 

Таблица 1

Группировка субъектов РФ по уровню безработицы (в %)

Субъекты РФ

Число

субъектов

РФ

Процент уровня безработных, в %

Количество безработных, тыс. человек

Доля безработных в % к итогу

1

Белгородская область, Владимирская область, Костромская область, Тульская область,  Apxaнгельская область, Ненецкий авт.округ,  Ленинградская область, Новгородская область,  Республика Татарстан, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ямало-Ненецкий авт.округ, Красноярский край, Томская область, Камчатский край, Амурская область, Магаданская область, Чукотский авт.округ, г.Москва, г.Санкт-Петербург, Республика Мордовия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,6-6,13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1256,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23,8

2

Брянская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Курская область, Орловская область,  Рязанская область,  Смоленская область, Тамбовская область,  Тверская область,  Ярославская область,  Республика Карелия, Вологодская область, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Ставропольский край, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Ульяновская область, Свердловская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский авт.округ – Югра, Челябинская область, Республика Бурятия, Республика Хакасия, Алтайский край, Новосибирская область, Омская область, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Сахалинская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6,13-8,66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2790

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52,8

3

Псковская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Марий Эл, Курганская область, Кемеровская область, Забайкальский край, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Башкортостан, Мурманская область, Иркутская область, Иркутская область, Республика Адыгея, Еврейская авт.область, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Коми, Калининградская область

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

8,66-11,19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1041,2

 

 

 

 

 

 

 

19,7

4

Республика Калмыкия, Республика Дагестан, Республика Алтай

 

3

 

11,19-13,72

 

168,6

 

3,2

5

-

-

13,72-16,25

-

-

6

-

-

16,25-18,78

-

-

7

Республика Тыва

1

18,78 и более

28,6

0,5

 

Итого:

81

 

5284,7

100

 

Так же необходимо отметить субъекты, не вошедшие в группировку:

Таблица1.1

Субъекты, не вошедшие в группировку

Субъекты РФ

Процент уровня безработных, в %

Количество безработных, тыс. человек

Республика Ингушетия

53,7

129,2

Чеченская Республика

43,1

241,2


 

Результаты группировки представим графически (см. рис.1)

Рис.1 Группировка субъектов РФ по уровню безработных в %

Проанализировав данные таблицы 1, можно сделать вывод о том, что наибольшее число субъектов РФ, а именно 38, входит в группу №2, процент уровня безработных которой  составляет 6,13-8,66.  Доля этой группы составляет 52,8% от  общего числа групп.  Необходимо отметить, что  в группу с самым низким уровнем безработных (3,6-6,13) входит 22 субъекта, количество безработных в которых составляет 1256,3 тыс.человек, т.е 23,8% от общего числа групп.

Информация о работе Статистика безработицы Российской Федерации