Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 05:49, курсовая работа
Цель курсовой работы - провести комплексный анализ платежной системы Республики Казахстан, выявить ее специфику, этапы становления и развития.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- определить этапы становления платежной системы;
- рассмотреть текущую ситуацию и определить основные задачи развития платежной системы в Республике Казахстан;
- выявить перспективы развития безналичных расчетов в Республике Казахстан;
- рассмотреть процесс внедрения новых платежных систем в Казахстане и определить проблемы, связанные с внедрением новых платежных систем.
Введение……………………………………………………….………..…………3
1. Становление и развитие платежной системы Республики Казахстан……....5
1.1. Этапы становления платежной системы в Республике Казахстан…….....5
1.2. Современное состояние и основные задачи развития платежной системы………………………………………………………………….…………9
1.3. Перспективы развития безналичных расчетов в Республике Казахстан..13
2. Внедрение новых платежных систем в Казахстане: вопросы развития и регулирования………………………………………………………...………….20
2.1. Тенденции и перспективы развития электронных платежных систем оплаты в Республике Казахстан……………………………………………..….20
2.2. Проблемы связанные с внедрением новых платежных систем……….…26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………...…………………36
Недавно в Казахстане в сфере небанковских платежных услуг была образована первая национальная компания – CAPSYS (Central Asian Payment System). Она изначально задалась целью создания полноценной центрально-азиатской платежной системы «InTime».
Компания CAPSYS с торговой маркой «InTime» - это комбинация собственного процессингового центра и крупнейшей дистрибуционной сети. Обладая данными преимуществами и инвестируя значительные средства в развитие сети, компания строит основу национального рынка электронных платежей. Уже сейчас каждый житель Казахстана сможет не только узнать, что такое электронные платежи, но и на практике убедиться в преимуществах новых технологий. При этом компания планирует подключение к своей системе «InTime» других поставщиков различных услуг.
Используя принцип «одного окна» для оплаты большого количества услуг, плательщики в одном месте оплачивают, в удобное для них время, все необходимые счета, не тратя времени на простаивание в очередях компаний-поставщиков услуг или банках. Для большего удобства населения аппараты «InTime» работают круглосуточно, 24 часа в сутки, 365 дней в году и расположены в наиболее посещаемых местах города (торговые и развлекательные центры, супермаркеты, кинотеатры, АЗС и т.д.).
При этом, следует отметить, что услуги компании бесплатны для всех клиентов/абонентов платежной системы «InTime». Широкий охват аудитории обеспечивается масштабностью сети, удобством оплаты и мгновенностью предоставления услуги.
Компания
постоянно расширяет спектр услуг,
которыми можно воспользоваться
с помощью платежных
В Казахстане рынок электронных платежей постепенно набирает обороты, и у национальных компаний есть реальная возможность, выбрав свой путь и развивая экономику страны в целом, создать информационно-коммуникационную платформу для построения собственной платежной системы. Сектор IT-услуг растет стремительно. Уже всем известны такие понятия, как электронное правительство, электронная подпись, электронные деньги. Сегодня активно развиваются системы удаленного банковского обслуживания: интернет-банкинг, mobile-банкинг и др.
Быстро развивая свою сеть, в том числе и в регионах, национальная платежная компания составила достойную конкуренцию зарубежным коллегам. В 2007 году CAPSYS установила 800 платежных терминалов; 2 000 банкоматов; 80 касс; 600 POS терминалов; 2 Интернет портала для оплаты услуг доступных из любой точки мира; осуществила выпуск предоплаченных платежных карточек на более чем 10 млрд. тенге.
Сегодня можно выделить компании – владельцы терминалов, и компании – владельцы процессингового центра. Именно через процессинговый центр осуществляется учет всех денег. Компании, владеющие процессинговыми центрами, находятся в основном в России. Казахстанская компания пытается объединить и свой процессинговый центр, и сеть терминалов. Компания инвестирует значительные средства в создание собственного процессингового центра в Казахстане и подключает всех поставщиков услуг к системе. Компания стремится к тому, чтобы через её терминалы оплачивались все услуги, которые являются массовыми для населения: коммунальные услуги, сотовая и фиксированная связь, кабельное телевидение и т.д. в режиме работы «одного окна». Интерфейс, используемый компанией, такую возможность предоставляет.
Субъектами рынка платежных терминалов являются владельцы терминалов, производители автоматов и организаторы электронных платежных систем, осуществляющие процессинг и техподдержку.
Платежный бизнес в Казахстане до 2005 года развивался в основном за счет банков. В 2005 году на рынок вышли российские платежные системы. С их приходом появились автоматы самообслуживания и pos-терминалы. Сейчас 98% всего объема платежей занимает оплата сотовой связи. В России этот процент уже ниже (90%) за счет увеличения доли платежей за услуги интернет-провайдеров, ip-телефонии, электронных кошельков и ЖКХ. Стоит отметить, что популярность платежного сервиса стремительно растет, так, за полгода работы ОСМП собственный оборот увеличился на 151%. Но, к сожалению, не все операторы охотно подключаются к платежным системам, недооценивая еще преимущества и удобство данного сервиса. Если говорить о платежных инструментах, то наиболее распространены сейчас автоматы самообслуживания, особый интерес они вызывают у молодежи, наибольший объем платежей отмечен вблизи учебных заведений. Pos-терминалы в основном используются в собственных точках продаж как дополнительный заработок.
В
России основной сбор денежных средств
по оплате тех же услуг сотовой
связи изначально происходил за счет
продажи карт экспресс-оплаты, однако
очень скоро платежные карточки стали
активно вытесняться сетями платежных
систем. Постепенно подобные системы предлагали
все новые возможности по оплате различных
услуг. И сегодня конкуренция между различными
платежными системами сводится в большинстве
случаев к созданию технологий, гарантирующих
удобство и скорость проведения операций.
Подобным образом ситуация развивается
и в Казахстане.
2.2.
Проблемы связанные
с внедрением новых
платежных систем
Однако внедрение новых платежных систем в Казахстане сталкивается с определенными трудностями, которые сопровождают становление данного рынка.
Платежные сети требуют не только внедрения, но и эффективного и качественного управления. С целью создания крупнейшей дистрибуционной сети платежных терминалов компания при внедрении платежной системы несет достаточно крупные капитальные затраты, связанные с ее построением, развитием и содержанием. Помимо финансовых затрат, есть определенные объективные сдерживающие факторы. К примеру, не всегда транспортная инфраструктура Казахстана поспевает за возможностями бизнеса. Не в каждый район есть возможность поставить платежный терминал в связи с отсутствием связи как таковой. Во-вторых, можно наблюдать скептицизм компаний–поставщиков услуг касательно внедрения оплаты своих услуг через платежные терминалы. Кроме того, наблюдается скептицизм хозяев супермаркетов, торговых центров по установке платежных терминалов. Также мешает недоверие населения к платежным терминалам. Вместе с тем, можно полагать, что это временные факторы, которые всегда присутствуют при внедрении всего нового и непривычного в повседневную жизнь. Учитывая мировую практику, совсем скоро и население, и крупные компании, и владельцы супермаркетов оценят удобство и надежность данной услуги.
По данным компании CAPSYS, среднее время обслуживания одного клиента в системе занимает 3–4 минуты. Легко подсчитать, что пропускная способность – порядка 480 абонентов в сутки через один аппарат. При развертывании сети в 2000 аппаратов общая пропускная способность составит 960 тыс. человек в сутки.
Многих потенциальных клиентов отпугивает комиссия за платеж, поэтому некоторые компании отказались от комиссии при приеме определенных видов платежей, этому опыту теперь следуют и казахстанские предприниматели.
Кроме автоматов самообслуживания и обычных касс «InTime» компания в скором времени планирует предложить еще шесть способов оплаты. Можно будет оплатить счет через интернет-портал, а также с городского телефона с тональным набором, через компактные GSM POS-терминалы, банкоматы, универсальные карты экспресс-оплаты и, наконец, посредством сотового телефона. Оплата через сотовые телефоны достаточно активно развивается в Европе, и казахстанская компания подтверждает, что эти возможности можно обеспечивать в нашей стране. Однако в целом большинство компаний, организующих платежные системы, пока оставляют подобные возможности как дополнительный «козырь» в рукаве для будущих этапов развития.
Находясь на своей самой первой стадии роста, рынок новых платежных систем в любом случае имеет активные предпосылки роста. Можно ожидать, что данный рынок будет активно развиваться. Рост рынка электронных платежей в Казахстане будет связан с увеличением рынка сотовой связи и ожидается на уровне 20%. С 2008 года рост рынка платежей произойдет, в том числе и за счет увеличения объемов платежей в пользу провайдеров, не связанных с сотовой связью (городской телефонной связи, интернет-услуг, ЖКХ).
Подобного опыта развития платежных систем в мировой практике немного, в западных странах развивался сервис банковских карт, и поэтому платежные системы работают в рамках именно этого сервиса. До тех пор, пока в Казахстане данный сервис не достигнет аналогичного уровня, будут развиваться именно внешние платежные системы как инструменты оплаты различных товаров и услуг.
Перспектива широкого распространения электронных платежей в масштабе страны ставит множество вопросов, касающихся регулирования и контроля данной сферы.
На
рынке платежных услуг в
Отсутствие
действенных механизмов контроля за
проведением электронных
В настоящее время можно выделить следующие виды теневых процессов в сфере электронных платежей: мошенничество; уклонение от уплаты налогов; коррупция; легализация доходов, полученных преступным путем; хищение денег.
При
использовании электронных
Другим наиболее распространенным видом преступления с использованием виртуальных магазинов является мошенничество, направленное на хищение информации, позволяющей идентифицировать владельца банковской карты, счета или «электронного кошелька», открытого в электронной платежной системе, посредством:
- создания фиктивного интернет-магазина, сайт которого регистрируется в одной из электронных платежных систем, предъявляющей минимальные требования к процедуре регистрации;
-
создания фиктивного интернет-
-
создания фиктивного
Таким образом, малая изученность, технологическая сложность, финансовая емкость и обширный состав участников сферы электронных платежей, которые в условиях фактического отсутствия нормативно-правовой и методической базы, необходимой для регулирования и контроля рассматриваемой сферы, создают предпосылки для развития теневой деятельности как угрозы эффективного функционирования национальной платежной системы.
Сегодня
целесообразно применить
- определение статуса организаторов электронных платежных систем и его закрепление в нормативных документах;
- установление специальных требований для систем и эмитентов электронных денег;
- определение центральным банком страны специальных лицензионных требований к организаторам электронных платежных систем; ● формирование механизмов координации органов контроля за функционированием платежных систем и реализации контрольных мероприятий в современных условиях;
- предложение комплекса поправок в отечественное законодательство для предотвращения возникновения и развития теневых процессов и обеспечения эффективного функционирования платежной системы.
Это предполагает, в частности, значительное расширение полномочий Национального Банка Казахстана в части надзора за электронными платежными системами, реализующих различные формы электронных расчетов (платежей). Для организаторов электронных платежных систем необходимо установить специальные лицензионные требования со стороны Национального Банка, адаптированные к виртуальной среде и дифференцируемые в зависимости от форм электронных расчетов, применяемыми каждой из платежных систем, а также разработать для них специальные формы отчетности. Для решения данной задачи было бы целесообразным создать в рамках организационной структуры Национального банка подразделение по надзору за деятельностью платежных систем в Интернете.
Информация о работе Становление и развитие платежной системы Республики Казахстан