Становление и развитие платежной системы Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 05:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - провести комплексный анализ платежной системы Республики Казахстан, выявить ее специфику, этапы становления и развития.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

- определить этапы становления платежной системы;

- рассмотреть текущую ситуацию и определить основные задачи развития платежной системы в Республике Казахстан;

- выявить перспективы развития безналичных расчетов в Республике Казахстан;

- рассмотреть процесс внедрения новых платежных систем в Казахстане и определить проблемы, связанные с внедрением новых платежных систем.

Содержание

Введение……………………………………………………….………..…………3

1. Становление и развитие платежной системы Республики Казахстан……....5

1.1. Этапы становления платежной системы в Республике Казахстан…….....5

1.2. Современное состояние и основные задачи развития платежной системы………………………………………………………………….…………9

1.3. Перспективы развития безналичных расчетов в Республике Казахстан..13

2. Внедрение новых платежных систем в Казахстане: вопросы развития и регулирования………………………………………………………...………….20

2.1. Тенденции и перспективы развития электронных платежных систем оплаты в Республике Казахстан……………………………………………..….20

2.2. Проблемы связанные с внедрением новых платежных систем……….…26

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы………………………...…………………36

Работа содержит 1 файл

платежная ситема республики казахстан.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………….………..…………3

1. Становление и развитие платежной системы Республики Казахстан……....5

1.1.  Этапы становления платежной системы в Республике Казахстан…….....5

1.2. Современное состояние и основные задачи развития платежной системы………………………………………………………………….…………9

1.3. Перспективы  развития безналичных расчетов  в Республике Казахстан..13

2. Внедрение новых платежных систем в Казахстане: вопросы развития и регулирования………………………………………………………...………….20

2.1. Тенденции  и перспективы развития электронных платежных систем оплаты в Республике Казахстан……………………………………………..….20

2.2. Проблемы связанные с внедрением новых платежных систем……….…26

Заключение……………………………………………………………………….33

Список  использованной литературы………………………...…………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Развитие  экономики любой страны невозможно без высокоэффективной системы  денежного обращения и использования  современных платежных механизмов. Перманентно растущий оборот между  субъектами бизнеса требует уверенности  в своевременном и точном выполнении обязательств по платежам. Построение эффективной и надежной национальной платежной системы является одним из определяющих факторов действенного функционирования денежно-кредитной системы государства.

    От  доверия к платежной системе  во многом зависит и структура денежного оборота, увеличение ее безналичной составляющей, реализация чего позволила бы получить дополнительные возможности для объективного, экономически обоснованного налогообложения и пополнения доходной части бюджета государства, а также получения информации, необходимой для углубленного макроэкономического анализа денежных потоков, что так необходимо при принятии более объективных решений в области денежно-кредитной политики.

    Устойчивая  и быстродействующая платежная  система, обеспечивающая потребности банков, экономических институтов, субъектов хозяйствования в проведении расчетов - необходимая предпосылка эффективного функционирования экономики любой страны.

    Современный этап развития платежной системы  Казахстана в целом отвечает последним тенденциям в развитии мировых платежных систем. Ее техническое и программное обеспечение постоянно обновляется, постоянно ведется поиск и внедрение новых усовершенствованных технологий.

    В настоящее время платежные системы  Казахстана обеспечивают потребности реального сектора экономики, банков и других участников финансового рынка в своевременном проведении платежей и переводов денег, а также способствует эффективной реализации денежно-кредитной политики государства и исполнению государственного бюджета.

    Актуальность  темы исследования курсовой работы обусловлена  тем, что в последнее время платежные системы все чаще стали рассматриваться как составные части государственной политики, в основном из-за их важного значения для функционирования экономики.

    Платежная система страны – это неотъемлемый элемент рыночной экономики, своеобразный канал энергетического обмена, реализующий экономические возможности субъектов расчетов.

    Цель  курсовой работы -  провести комплексный анализ платежной системы Республики Казахстан, выявить ее специфику, этапы становления и развития.

    Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

    - определить этапы становления платежной системы;

    - рассмотреть текущую ситуацию  и определить основные задачи развития платежной системы в Республике Казахстан;

    - выявить перспективы развития безналичных расчетов в Республике Казахстан;

    - рассмотреть процесс внедрения новых платежных систем в Казахстане и определить проблемы, связанные с внедрением новых платежных систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Становление и развитие платежной системы Республики Казахстан 

1.1.  Этапы становления  платежной системы в Республике Казахстан 

    Платежная система является жизненно важной составной  частью финансовой системы любой  страны. Для Казахстана она имеет особую значимость, поскольку стала одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе. Основными составляющими этой проблемы являются, с одной стороны, платежный кризис и его последствия, а с другой - революционные изменения в расчётах между банками, представляющие фундамент новой банковской системы.

    В настоящее время в республике функционирует система розничных  платежей (СРП) и система крупных  платежей (СКП) КЦМР.

    С 1995 года перед Национальным Банком Республики Казахстан (НБК) была поставлена задача модернизировать платежную систему, для того чтобы ускорить расчеты между банками и их клиентами, а также расширить перечень платежных инструментов.

    Первым  этапом реализации этой задачи стала  подготовка нормативной базы. В том  же году в г. Алматы была организована первая клиринговая палата - Алматинская клиринговая палата, которая работала по методу многостороннего взаимозачёта. Недостатком данной системы было то, что банкам-участникам в конце дня приходилось производить обмен первичными документами на бумажных носителях. Это было обусловлено отсутствием опыта и нормативно закрепленного понятия «электронный образ первичного документа».

    В 1995 г. был создан Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов (КЦМР), на который были возложены функции по осуществлению межбанковского клиринга и система крупных платежей (СКП).

    Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов Национального  Банка Республики Казахстан» создан на основании решения Правления Национального Банка от 30.12.95г. № 252 в соответствии с Программой реформирования банковской системы Республики Казахстан. Учредителем и уполномоченным органом КЦМР является Национальный Банк Республики Казахстан.

    В КЦМР было установлено современное оборудование и разработано программное обеспечение, позволяющее работать с электронными платежными документами, не требующими подтверждения на бумажных носителях. Это стало возможным после того, как понятие «электронное платежное поручение» было закреплено нормативными правовыми актами НБК. Сейчас «электронное платежное поручение» имеет юридическую силу первичного платежного документа.

    Основной  деятельностью КЦМР является проведение межбанковских платежей и переводов  денег через межбанковскую систему перевода денег и системы розничных платежей. Плата за услуги, предоставляемые клиентам, является основной статьей доходов КЦМР.

      КЦМР занимается следующими видами  деятельности:

    - проведение межбанковских платежей и переводов денег и межбанковского клиринга в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

    - поддержание работоспособности аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих бесперебойное функционирование КЦМР;

    - решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности платежных систем, наличия соответствующего технического и программного обеспечения;

    - предоставление услуг обмена защищенной информации, гарантированной доставки и обработки сообщений по информационным каналам передачи данных платежных систем;

    - удостоверение соответствия открытого ключа электронной цифровой подписи закрытому ключу электронной цифровой подписи, а также по подтверждению достоверности регистрационного свидетельства;

    - реализация пользователям КЦМР средств криптографической защиты информации, их использование и хранение;

    - осуществление деятельности, связанной с использованием, распространением и удостоверением подлинности криптографических ключей;

    - организация и обеспечение функционирования розничных платежных систем.

    В апреле 1998 года было внедрено программное обеспечение бухгалтерской системы для централизации генеральной бухгалтерии и вспомогательного учета, а также для перехода на новую внутрибанковскую платежную систему НБК и интерфейс с СКП КЦМР.

    В период с октября по ноябрь 1998 года была произведена централизация корреспондентских счетов банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в центральный аппарат НБК. Данный перевод позволил НБК оперативно осуществлять функции расчетного банка и банка банков, повысить эффективность контрольных функций над банковской системой и платежной системой, осуществить перевод вспомогательного учета корреспондентских счетов на работу в режиме реального времени.

    Централизация корреспондентских счетов в НБК  позволила:

    1. Ускорить выдачу наличных денег  банкам и их филиалам через  кассы филиалов НБК и зачисление  принятых наличных денег на  единый корреспондентский счет  банка, а также закрыть в  филиалах НБК специальные субкорреспондентские  счета банков для наличных  денег;

    2. Осуществлять платежи региональных  банков, не являющихся пользователями  СКП КЦМР, и производить обмен  информацией с ними в режиме  реального времени. 

    В целом для улучшения платежной  системы Республики Казахстан НБК  выполнены следующие мероприятия:

    1. Для реализации пенсионной реформы  внедрено электронное сводное  платежное поручение формата  МТ102, а также с банками отработан  порядок осуществления платежей  по пенсионным взносам. 

    2. В целях повышения эффективности  осуществления платежей подключен  в качестве пользователя СКП КЦМР Государственный центр по выплате пенсий.

    3. НБК подключен в качестве пользователя  СКП, что позволило осуществлять  платежи в пользу банков, не  являющихся пользователями системы,  через СКП. 

    4. Департамент монетарных операций  НБК подключен к телекоммуникационной системе КЦМР, что позволило ускорить обмен документами по сделкам с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг и проведение платежей по операциям с ценными бумагами.

    Внедрение Межбанковской Системы Переводов Денег (далее МСПД) в 2000 году явилось следующим этапом развития платежной системы Казахстана, приведшее к усовершенствованию механизмов мониторинга системы и управления рисками ликвидности банков.

      МСПД была введена в промышленную  эксплуатацию в декабре 2000 года Национальным Банком и КЦМР.

      МСПД - это система электронного перевода безналичных денег, пользователями которой являются Национальный Банк Республики Казахстан, Казначейство Министерства финансов, Государственный центр по выплате пенсий, банки второго уровня, фондовая биржа, депозитарий ценных бумаг и небанковские финансовые организации. Каждый пользователь системы имеет счет в Национальном Банке.

    МСПД  осуществляет перевод денег по платежам, сформированным Системой розничных  платежей КЦМР, а также выполняет функции расчетного агента по результатам торгов по ценным бумагам, производя расчет по принципу DVP.

    Количество  пользователей МСПД по состоянию  на 1 января 2010 года составило 51, в том числе: 37 банков второго уровня и АО «Банк Развития Казахстана»; Комитет Казначейства Министерства финансов РК; 5 организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (АО «Казпочта», АО «Казахстанская ипотечная компания», АО «Центральный депозитарий ценных бумаг», АО «Казахстанская фондовая биржа», Клиринговая палата КЦМР); 3 счета для Государственного центра по выплате пенсий; Межгосударственный Банк и Евразийский Банк Развития; Национальный Банк РК и Банк-Кастодиан Государственного Накопительного Пенсионного Фонда (УУМО НБК). 

Информация о работе Становление и развитие платежной системы Республики Казахстан