Сравнительный анализ антимонопольной политики разных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать антимонопольное регулирование.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть монополию.
Изучить методы антимонопольного регулирования.

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 347.00 Кб (Скачать)

     Обобщая состояние антимонопольного законодательства в России, можно отметить, по крайней  мере, три существенных момента: федеральное  антимонопольное законодательство в своей основе на сегодняшний день сформировано преимущественно в части, регулирующей развитие товарных рынков; антимонопольное регулирование рынков банковских, страховых услуг, рынков ценных бумаг и иных сфер, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, по-прежнему осуществляется весьма ограниченно, на фрагментарной правовой базе; сформировано федеральное законодательство о естественных монополиях, и начала формироваться правовая база регулирования естественных монополий, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации.

     Важнейшие принципы антимонопольной политики США сформулированы в специальном  своде хозяйственного права США  под названием «Антитрестовское законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных актах: закон Шермана, закон Клейтона, Закон Робинсона- Питмэна.

     Таким образом, произведен сравнительный  анализ законодательной части антимонопольной  политики России и США. 

     Антимонопольное законодательство Кыргызской Республики

Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы защиты и развития конкуренции и направлен на предупреждение, ограничение, пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков Кыргызской Республики.

антимонопольное законодательство Кыргызской Республики (далее – антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Кыргызской Республики, международных соглашениях, участником которых является Кыргызская Республика, вступивших в силу в установленном законом порядке, и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актах Кыргызской Республики, издаваемых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 2. Сфера действия Закона

1. Настоящий  Закон действует на всей территории  Кыргызской Республики и распространяется  на отношения, связанные с защитой  и развитием конкуренции, в  которых участвуют любые физические  и юридические лица (резиденты  и нерезиденты), государственные органы и органы местного самоуправления, субъекты естественных, разрешенных и государственных монополий, а также на действия и соглашения, совершаемые и заключаемые указанными лицами за пределами Кыргызской Республики, если эти действия и соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынках Кыргызской Республики.

2. Настоящий  Закон не распространяется на  отношения, связанные с исключительными  правами на объекты интеллектуальной  собственности, за исключением  тех случаев, когда соответствующие права умышленно используются их обладателями в целях ограничения конкуренции.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем  Законе используются следующие понятия:

антимонопольный орган - уполномоченный государственный орган, осуществляющий антимонопольное регулирование, определяемый Правительством Кыргызской Республики;

аффинированное лицо физического или юридического лица:

- любое физическое  или юридическое лицо (за исключением  государственных органов, осуществляющих  контроль за его деятельностью в рамках предоставленных им полномочий), которое имеет право прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые этим лицом решения, в том числе в силу договора (включая устный договор) или иной сделки, а также любое физическое или юридическое лицо, в отношении, которого это аффилированное лицо имеет такое право;

- аффилированным  лицом юридического лица также  признаются его исполнительные  должностные лица, акционер (участник) или любое предприятие, владеющее десятью и более процентами его голосующих акций (вкладов, паев) (для открытых акционерных обществ с пятью и более процентами);

взаимозаменяемые товары – группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или может заменить их друг другом в процессе потребления (производства);

дискриминационные или исключительные условия - условия доступа на рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим (другими) хозяйствующим субъектом;

конкуренция – свободная состязательность хозяйствующих субъектов на рынке, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них односторонне влиять на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке и стимулируют производство товаров, требующихся потребителю;

контрагент – участник договора, партнер, который противостоит другому участнику сделки;

монополия – состояние рынка, определенное исключительным правом (возможностью) производства, приобретения, торговли, обмена, принадлежащим одному лицу, группе лиц или государству;

монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, противоречащие антимонопольному законодательству, действия (бездействие) хозяйствующих субъектов (группы лиц), государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

монопольно высокая цена – цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара;

монопольно низкая цена – цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке в качестве покупателя (потребителя), в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом на рынке, в качестве продавца на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка;

недобросовестная конкуренция – любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства Кыргызской Республики, обычаям делового оборота, требованиям добросовестности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;

признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на рынке, определение общих условий обращения товара на рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица, либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на рынке;

соглашение (согласованные действия) - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, доказательством которой может быть экономический анализ изменений ситуации на рынке;

систематическое осуществление монополистической деятельности - осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке более двух раз в течение одного года;

товар – любой предмет хозяйственного оборота, включая товар, работы, услуги (кроме банковских), ценные бумаги, предназначенный для продажи, (приобретения, обмена), на который в течение определенного времени и в пределах определенной территории имеется спрос и предложение;

рынок (товарный рынок, финансовый рынок, рынок ценных бумаг) – сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории, определяемой экономическими возможностями покупателя приобрести товар на этой территории, и отсутствия этой возможности за ее пределами;

рыночная сила – действия (бездействия) хозяйствующего субъекта независимо от его положения на рынке, приводящие к ограничению конкуренции;

хозяйствующие субъекты – коммерческие организации, их объединения (союзы, ассоциации), индивидуальные предприниматели, а также некоммерческие организации;

экономическая концентрация – сделки, иные действия хозяйствующего субъекта, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Статья 4. Доминирующее положение

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара. Которое дает такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке, если выполняется одно из следующих условий:

1) доля хозяйствующего  субъекта на определенном рынке  составляет 35 процентов или выше;

2) доля хозяйствующего  субъекта превышает предельную  величину, установленную государственным антимонопольным органом, уполномоченным устанавливать предельную величину в случаях выявления злоупотребления хозяйствующих субъектов на рынке;

3) хозяйствующий  субъект обладает рыночной силой  (властью), способной оказывать существенное  влияние на рынок (спрос, предложение, цены, поведение субъектов рынка и т.д.);

4) совокупное  доминирование более чем трех  хозяйствующих субъектов, доля  каждого из которых больше  доли других субъектов на этом  рынке и в совокупности превышает  50 процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке, превышает семьдесят процентов;

5) в течение  длительного периода (в течение  не менее чем одного года  или, если такой срок составляет менее чем один год - в течение срока существования соответствующего рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий рынок новых конкурентов затруднен;

6) реализуемый  или приобретаемый хозяйствующими  субъектами товар не может  быть заменен другим товаром  при потреблении (в том числе  при потреблении в производственных целях). Рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Статья 5. Группа лиц

Статья 6. Злоупотребление доминирующим положением

Статья 7. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию

Статья 8. Недобросовестная конкуренция

Статья 9. Акты и действия (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции

Статья 10. Антимонопольные требования к закупкам товаров

Статья 11. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией хозяйствующих субъектов

Статья 12. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов и иных случаях 

Статья 13. Принудительное разделение (выделение) хозяйствующих субъектов

Статья 14. Права сотрудников антимонопольного органа на получение информации

Статья 15. Обязанности по представлению информации антимонопольному органу

Информация о работе Сравнительный анализ антимонопольной политики разных стран