Сравнительный анализ антимонопольной политики разных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать антимонопольное регулирование.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть монополию.
Изучить методы антимонопольного регулирования.

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 347.00 Кб (Скачать)

Введение

Одним из важных видов государственного регулирования  является регулирование монополий.

     В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы  экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция  как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".

     Актуальность  данной курсовой работы заключается  в следующем: монополия является единственным производителем на рынке  и завышает цены, в результате чего возникают социальные издержки. В связи с этим государство проводит антимонопольную политику с целью создания препятствий для возникновения монопольной власти. Данный вопрос изучался следующими отечественными и зарубежными экономистами: Нуриев Р.М., Авдашева С.Б., Шаститко А., Розанова Н., Качалин В., Балацкий Е., Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Мэнкью Н.Г., Пиндайк Р.

     Цель  курсовой работы – проанализировать антимонопольное регулирование.

     В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

     Рассмотреть монополию.

     Изучить методы антимонопольного регулирования.

Рассмотреть отечественную и зарубежную антимонопольную  законодательную базу.

     Привести  примеры применения антимонопольной  политики.

     Структура и логика работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка используемой литературы. Во введении показана актуальность, определены цель и задачи. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты антимонопольного регулирования: в первом подпункте показана негативная сторона монополии, во втором подпункте изучены методы антимонопольного регулирования. Во второй главе представлен сравнительный анализ Кыргызской  и зарубежной антимонопольной политики: в первом подпункте проанализирована законодательная часть, во втором подпункте представлены примеры применения антитрестовского регулирования. В заключении сделаны выводы по курсовой работе. Список используемой литературы состоит из 35 источников, из которых: 11 нормативно-правовых актов, 22 учебника, 7 статей.

Глава 1. Теоретические аспекты  антимонопольной  политики

    1. Монополия и социально- экономические последствия монополизации рынка

Монополия (от греческого monos - один, poleo - продаю) - это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

Монополия представляет собой сложное, многоплановое  явление,  поэтому

при ее определении  целесообразно применять комплексный  подход. Как  правило,

используется   троякое   определение   монополии,   а    именно    монополия

определяется:

  • как такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется  только

   один  продавец  какого-либо  товара  (при  отсутствии  заменителей   этого

   товара) и множество покупателей (не  случайно  «монополия»  в   переводе  с

   греческого дословно означает «один продаю»);

  • как сам факт исключительного права какого-либо субъекта на  что-либо  (на

   производство  или реализацию какого-либо товара, на те или иные  действия,

   решения  и т.п.);

  • как непосредственно само  крупное  предприятие (фирма)  или объединение

   предприятий  (фирм),  сосредоточивающие  в   своих  руках  большую   часть

   производства  и продажи какого-либо товара  и контролирующие в  этой  связи

   ситуацию  в определенной сфере деятельности.

      Монополия обладает возможностью контролировать цену на производимый ею

товар.

Выделяют    следующие    основные    формы

монополистических объединений:

     1) простейшие объединения. К   ним  относятся  конвенции,  пулы,  ринги,

        концерны.  В  этих  низших  формах   монополистических   объединений

        достигались временные соглашения  о ценах;

     2) картели. Картель представляет  собой  объединение  ряда  предприятий

        одной отрасли промышленности, не  ликвидирующее их производственной  и

        коммерческой  самостоятельности,  но  предусматривающее  между  ними

        соглашение по ряду вопросов;

     3) синдикаты. Синдикат- это объединение  ряда предприятий одной  отрасли

        промышленности с ликвидацией  их коммерческой самостоятельности;

     4) тресты. Трест-  это  объединение  собственности  и  управления  ряда

        предприятий одной или нескольких  отраслей  промышленности  с   полной

        ликвидацией  их  самостоятельности   как  в  коммерческом,  так   и  в

        производственном отношениях;

     5) комбинаты. Комбинаты объединяют  предприятия различных,  связанных

        друг с другом отраслей  промышленности,  например,  каменноугольную,

        металлургическую и машиностроительную;

     6) концерны. Концерн представляет  собой  объединение  ряда  предприятий

        различных  отраслей  макроэкономики   путём   установления   единого

        финансового контроля  над   ними  через  скупку  их  акций.  Концерны

        являются высшей формой монополистических  объединений.

            Различия  между  формами  монополий  относительны.  С  развитием

наблюдается переплетение различных форм монополий

      Виды монополий

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:

1. естественная;

2. административная;

3. экономическая.

Естественная  монополия.  Это отрасль,  в которой   долгосрочные,  средние

издержки достигают  минимума только тогда, когда одна фирма  обслуживает  весь

рынок целиком;

Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке

Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями

притока новых  фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия  сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих  издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке

Административная  монополия:

Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия:

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

  Исторически   необходимо    выделить    следующие    основные    формы

монополистических объединений:

1) простейшие  объединения. К  ним  относятся   конвенции,  пулы,  ринги,

концерны.  В  этих  низших  формах   монополистических   объединений

         достигались временные соглашения о ценах;

        2) картели. Картель представляет  собой  объединение  ряда  предприятий  одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой  самостоятельности,  но  предусматривающее между ним соглашение по ряду вопросов;

      3) синдикаты. Синдикат- это объединение ряда предприятий одной  отрасли   промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности;

    4) тресты. Трест-  это объединение собственности и управления  ряда предприятий одной или нескольких отраслей  промышленности  с  полной ликвидацией  их  самостоятельности  как  в  коммерческом,  так  и  в  производственном отношениях

  5) комбинаты. Комбинаты объединяют  предприятия различных,  связанных друг с другом отраслей  промышленности,  например,  каменноугольную,   металлургическую и машиностроительную;

  6) концерны. Концерн представляет собой объединение ряда  предприятий    различных отраслей  макроэкономики   путём   установления   единого финансового контроля  над ними  через скупку  их  акций.  Концерны являются высшей формой монополистических объединений Различия  между формами монополий относительны.  С развитием  наблюдается переплетение различных форм монополий

Характерные черты монополии:

Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

  •   монополист является единственным производителем данного товара;
  •   продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
  •   проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
  • степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен). Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары

Информация о работе Сравнительный анализ антимонопольной политики разных стран