Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать антимонопольное регулирование.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть монополию.
Изучить методы антимонопольного регулирования.
Есть несколько причин существования монополий.
Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.
Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в -области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.
Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.
Надо отметить, что монополия приводит к монополизации рынка. Монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей технологии или организации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения остальных конкурентов. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограниченных ресурсов. И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке.
Объединения и поглощения ведут к сокращению числа фирм и дифференциации их по размерам.
Объединение 2-ух фирм. Одна фирма поглощает другую
Централизация управления – это одна из форм экономической интеграции, способ экономического сближения.
Рассмотрим
несколько примеров
В итоге технический прогресс не привел к снижению рыночной цены и вытеснению из отрасли наименее рационально рабoтaющиx фирм. Другими словами, рыночный механизм не смог решить задачу наилучшего распределения ограниченных ресурсов при производстве дизелей. А так же другой пример: Рост цен на нефтепродукты в Украине обусловлен отменой пошлин на импорт нефтепродуктов в 2005 г. Отмена пошлин на импорт нефтепродуктов в прошлые годы привела к монополизации рынка со стороны импортеров: их доля на рынке достигла 60%. Это позволило им ввести ценовой диктат, что увеличило стоимость топлива практически до европейского уровня.
Правительство
проводит последовательную политику возрождения
отечественной
Министерство
энергетики и угольной промышленности
подготовило программу
Напомним, импортеры отмечают, что драйверами роста стоимости топлива на украинском рынке стали именно отечественные НПЗ. Так, средняя оптовая цена на бензин А-95 украинского производства с начала 2011 г. выросла на 15% (до 11,2 тыс. грн/т), а импортного – на 11% (до 11,0 тыс. грн/т).
Кроме того, ранее Минэкономразвития, проведя свой анализ ситуации на рынке, сообщило об отсутствии оснований для введения пошлин, поскольку уровень импорта не является угрожающим для внутреннего производителя.
В другом обращении Минэкономразвития к правительству отмечалось, что главными причинами роста цен на автомобильное топливо с начала 2011 г. стали повышение ставок акцизного сбора и мировых цен на нефть в декабре 2010 г. на 5-6%.
Одной из самых монополизированных оказалась экономика бывшего СССР. Будучи ориентированной на одну форму собственности, она с самого начала была обречена на высочайшую степень монополизации. Поэтому ее представляет совокупность монстров-монополий в виде отраслевых министерств. Неоднократно предпринимаемые попытки их
разрушения
каждый раз оказывались
Монополизация экономики является серьезным препятствием развития рынка, для которого более характерной является моноподиетическая конкуренция. Она предполагает смешение монополии и конкуренции.
Монополистическая
конкуренция подразумевает
Одним из признаков монополистической конкуренции является дифференциация продукта. Продукт может различаться по своим физическим или качественным параметрам. «Реальные» различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами этой дифференциации.
Положительные стороны монополизации экономики
Эффективность
производства.
Отношение общества и государства к различным
формам несовершенной конкуренции всегда
двойственно вследствие противоречивой
роли монополий в экономике страны. С одной
стороны, монополии могут ограничить выпуск
продукции и установить более высокие
цены в силу своего монопольного положения
на рынке, что вызывает нерациональное
распределение ресурсов и обусловливает
усиление неравенства доходов. Монополия,
безусловно, снижает жизненный уровень
населения за счет более высоких цен. Далеко
не всегда фирмы-монополисты используют
в полной мере возможности для обеспечения
НТП. Дело в том, что монополии не имеют
достаточных стимулов для повышения эффективности
за счет НТП, т.к. нет конкуренции.
С другой же стороны, существуют очень
весомые аргументы в пользу монополий.
Продукция монополистических компаний
отличается высоким качеством, что и позволило
им завоевать господствующее положение
на рынке (кроме, однако, "естественных
монополий", не всегда по праву получающих
доступ к той или иной деятельности на
рынке). Монополизация воздействует на
повышение эффективности производства:
только крупная фирма на защищенном рынке
обладает достаточными средствами для
успешного проведения научных исследований
и разработок.
Вместе с тем не следует преувеличивать
роль монополий в обеспечении научных
исследований и опытно - конструкторских
разработок. Практика свидетельствует,
что многие крупные открытия в науке и
технике осуществляются сравнительно
небольшими, так называемыми венчурными
(англ. venture - рискнуть) компаниями. На этой
основе могут возникнуть крупные фирмы
(великолепный пример - Microsoft, имевшая в
1981 году численность 100 сотрудников в США,
ныне имеющую 16400 сотрудников в 49 странах,
рыночную стоимость порядка $40 млрд. и
годовой оборот $5 млрд.).
Кроме того, крупные масштабы производства
позволяют снижать издержки и в целом
экономить ресурсы. Так, повышение цен
на нефть в результате действий стран
ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках
во многих отраслях американской промышленности.
Лишь использование крупными компаниями
результатов научных исследований позволило
перейти к топливосберегающим технологиям
и снизить издержки.
Не следует также забывать и того, что
крупные монополистические объединения
(особенно межотраслевые, такие как металлургический
завод, мгновенно ставший известным завод
холодильников "Стинол", сборочный
завод бытовой электроники) в случае экономического
кризиса держатся дольше всех и раньше
всех начинают выходить из кризиса, тем
самым сдерживая спад производства и безработицу.
Учитывая двойственный характер монополистических
объединений, правительства всех стран
с капиталистически ориентированной экономикой
стараются в какой-то мере противостоять
монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.
Влияние на конкуренцию.
Может показаться, что монополия и конкуренция
совершенно несовместимы друг с другом.
Ведь монополия способна устранить свободную
конкуренцию, а конкуренция подрывает
чье-либо господство на рынке.
Монополия находится в сложной противоречивой
взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт,
что производство и реализация какого-либо
продукта захвачены монополистической
группой крупных предпринимателей, получающих
от этого большую выгоду, вызывает острое
соперничество - стремление других бизнесменов
получить тот же выигрыш. С другой стороны,
если какой-то предприниматель стремиться
победить своих соперников, то он добившись
своей цели, начинает господствовать на
рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию,
а конкуренция - монополию.
В современных условиях крупные капиталистические
объединения не уничтожили конкуренцию,
существуют вместе с ней, это обостряет
соперничество.
Имеется значительное число предприятий,
которые не входят в монополистические
объединения и ведут тяжелое противоборство
с ними. В каждой стране монополии встречают
в числе конкурентов иностранные компании,
приникающие на внутренний рынок.
Конкуренция (лат. "конкурро" - сталкиваться)
- соперничество между участниками рыночного
хозяйства за лучшие условия производства,
купли и продажи товаров. Такое столкновение
неизбежно и порождается объективными
условиями: полной хозяйственной обособленностью
каждого производителя, его полной зависимостью
от коньюктуры рынка, противоборством
со всеми другими товаровладельцами в
борьбе за покупательский спрос. Рыночная
борьба за выживание и экономическое процветание
- экономический закон товарного хозяйства.
Снижение цен.
Высокие цены, по которым в монопольной
отрасли сбывается основная масса выпущенной
монополиями продукции, позволяют и немонополизированным
предприятиям часто реализовать свои
изделия по столь выгодным ценам. А в итоге
соперничество между монополиями, так
и конкуренция между последними и немонополизированными
предприятиями ведут к некоторому снижению
отраслевых цен.
Развитие малого и среднего бизнеса.
В США мелкими и средними фирмами производится
около половины валового национального
продукта (ВНП), они создают больше половины
рабочих мест. Их продукцию закупают крупные
монополии, предпочитающие не рисковать
при освоении новинок науки и техники.
Таким образом, монополии содействуют
развитию малых предприятий.
Отрицательные факторы монополизации
экономики
Влияние на рыночные отношения.
Без ликвидации монополии в сфере производства
и обращения ни о каком рынке речь идти
не может, так как монополизм и рынок -
вещи взаимоисключаимые.
В условиях чистой монополии все проводимые
рыночные меры гипертрофируются, а иногда
приносят результаты, абсолютно противоположные
ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация
цен свелась к простому их повышению, укреплению
позиций предприятий-монополистов, которые
даже при сокращении объемов производства
решают свои проблемы за счет конечных
потребителей. В монополизированной экономике
отсутствует корректная конкуренция,
саморегуляция, а стало быть, и рыночная
среда.
Монополизация тормозит структурную перестройку,
поскольку отсутствует мотивация к труду,
накоплению, расширению, обновлению, к
технической реконструкции производства,
что в конечном итоге приводит к физическому
и моральному старению фондов и их "проеданию".
Монополия тормозит научно-технический
прогресс, приводит к застою во всех областях
жизнедеятельности общества, к полной
беззащитности потребителя.
В нашей стране исследования проблем монополии
и путей ее ликвидации находятся на первоначальном
этапе. Отсутствуют какие- либо масштабные
работы по данной проблеме.
Монопольная цена.
Монопольная цена - особый вид рыночной
цены, которая устанавливается на уровне
выше или ниже стоимости товара, в целях
получения монопольного дохода (чаще всего
в форме монопольной сверхприбыли). Такой
доход представляет экономическую реализацию
господства монополистов на рынке, проще
говоря - это дань, которой они облагают
других предпринимателей и население.
Чтобы получить сверхприбыль, монополии
не проводят никаких улучшений в производстве
товаров. Поэтому при установлении выгодных
цен для них, они утрачивают экономические
стимулы к техническому и иному прогрессу.
В противоположность конкуренции, побуждающей
к совершенствованию производства, всякая
монополия хотя бы временно порождает
застой в этом отношении.
Монополии овладевают законами спроса
и предложения, устанавливают два вида
монопольных цен. С их помощью образуется
механизм монополистического обогащения
за счет остальной части общества.
Так, монополистические объединения стремятся
сосредоточить у себя значительную часть
всех товаров отрасли. Это позволяет устанавливать
монопольно высокую цену, превышающую
общественно необходимые затраты труда.
Одновременно они искусственно создают
товарный дефицит, ограничивая выпуск
продукции до таких пределов, чтобы спрос
на нее превышал предложение. В данном
случае, монопольный доход представляет
собой разницу между монопольно высокой
ценой и стоимостью товара (или равновесной
ценой). Естественно, что покупатели теряют
часть своего нормального дохода в пользу
монополий. Обогащение монополий за счет
повышенных цен - одна из решающих причин
инфляции.
Монополия стремится также быть единственным
покупателем определенного продукта.
Они искусственно ограничивают на какое-то
время свои закупки, добиваясь того, чтобы
предложение товаров со стороны продавцов
превышало спрос со стороны монополий.
Это позволяет установить монопольно
низкую цену, уровень которой не достигает
общественно - необходимых затрат труда.
В данном случае монопольный доход - это
разница между стоимостью товара (или
равновесной ценой) и монопольно низкой
ценой. Он является вычетом из нормального
дохода продавцов.
Монополия предполагает, что в отрасли
имеется только один производитель, который
полностью контролирует объем предложения
товара. Это позволяет ему устанавливать
цену, которая принесет максимум прибыли.
Степень использования монопольной власти
в установлении цены будет зависеть от
наличия близких заменителей товара. Если
товар уникален, то покупатель вынужден
платить назначенную цену или отказаться
от покупки. Число продуктов, не имеющих
заменителей, ограничено. К чистой монополии
можно отнести предоставление коммунальных
услуг, компании кабельного телевидения,
телефонные компании или монополию книгоиздательства
на реализацию учебников и т.д.
Монополии стремятся также быть единственным
покупателем определенного продукта.
Искусственно ограничивая на какое-то
время свои закупки, они добиваются того,
чтобы предложение товаров ей стороны
продавцов превышали спрос со стороны
монополий. Это позволяет устанавливать
монопольно низкие цены, уровень которых
не достигает общественно необходимых
затрат труда. В этом случае монопольный
доход представляет разницу между стоимостью
(или равновесной ценой товара) и монопольно
низкой ценой. Другими словами, он является
вычетом из нормального дохода продавцов.
Именно таким путем происходит ограбление
капиталистических предпринимателей
и мелких товаропроизводителей стран
Азии, Африки и Латинской Америки: иностранные
монополии, закупают у них дешевое сырье,
монополии добиваются такой динамики
цен, чтобы увеличивался разрыв между
ценами на продаваемые и покупаемые товары,
именуемый "ножницей цен".
В нашей стране "ножницы цен" использовались
в период индустриализации и технического
перевооружения промышленности. Государство
устанавливало относительно высокие цены
на промышленные товары и низкие цены
на сельскохозяйственную продукцию, что
нанесло большой ущерб экономике села.
Высокий уровень монополизации во всех
сферах народного хозяйства противодействует
созданию механизма рыночного ценообразования.
Это наглядно проявилось в условиях либерализации
цен, которые оказались на словах свободными,
а на деле монопольными, которые вышли
из-под контроля.
1.2 Сущность и направления
антимонопольной политики
История развития
монополий является одновременно и историей
борьбы с ними. Негативные результаты
монополизации проявляются сразу, и это
особенно ощущают широкие слои населения.
Существование монополистической структуры
приводит к различным отрицательным последствиям
для общества, не позволяет использовать
все преимущества рыночного механизма.
Вокруг монополий формируется негативное
общественное мнение, которое требует
государственной защиты потребителей
от деятельности монополистов, ограничения
деятельности других. Ведь одной из важнейших
функции государства является создание
условий для нормального функционирования
рынка. Накопленный опыт и научные обобщения
помогли обществу понять все “плюсы”
и “минусы” монополий, выработать по
отношению к ним определенную политику,
которая получила название монопольной.
Монопольную политику разрабатывает и
реализует государство. Во всех странах
с рыночной экономикой существует антимонопольное
законодательство. Оно впервые возникло
в Канаде (в 1889 году) и США (в 1890 году).
Под антимонопольной политикой понимается
система государственных мер правового,
экономического, финансового, налогового,
психологического характера, препятствующая
проявлениям антиконкурентного поведения
и способствующая эффективному функционированию
рыночной экономики. Антимонопольная
политика — это основные направления
деятельности государства по формированию
конкурентных рыночных структур. Она направлена
на содействие развитию товарных рынков
и конкуренции, на предупреждение, ограничение
и пресечение монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции, на защиту
прав потребителей.
Отношение государства, общества к проблемам
монополизма и конкуренции двояко. Эта
двойственность исходит из того, что в
условиях концентрации производства и
обращения объективна тенденция сокращения
производства, роста цен, злоупотреблений
монопольным положением.
С другой стороны, концентрация ведет
к массовому производству продукции и,
следовательно, к снижению издержек производства,
а в целом к экономии основных видов ресурсов.
Исходя из этих двух тенденций, государство
строит антимонопольную политику.
Можно выделить три направления антимонопольной
политики.
Во-первых, борьба с монополизацией. В
США рынок отрасли считается монополизированным,
если доля одной фирмы составляет 60% и
выше. При этом американское законодательство
направлено не против крупных размеров
корпораций как таковых, а против последствий
захвата рынка монополистами, так как
в ряде случаев минимальные средние издержки
могут быть достигнуты лишь при значительных
выпусках продукции, которые могут составлять
достаточно большую долю отраслевого
объема производства. Поэтому дополнительными
критериями для отнесения компаний к монополистам
служат подавление партнеров путем снижения
цен ниже издержек производства, заключение
контрактов с другими фирмами, направленных
против конкурентов. Компания не преследуется,
если она производит «необычные» товары
или услуги, является новатором, и при
многих других обстоятельствах.
Во-вторых, предотвращение антиконкурентных
слияний фирм.
В-третьих, запрет сговоров о ценах, т.
е. образования картелей. Запрещены соглашения
между фирмами о разделе рынка, групповой
бойкот других фирм, манипулирование ставками
на аукционах.
К числу других наиболее широко применяемых
методов борьбы с монополизацией рынков
относятся:
1) предельное упрощение процедуры создания
новых фирм;
2) снятие всех барьеров во внешней торговле
и открытие внутренних рынков для зарубежных
фирм, разрушающих контроль над рынком
отечественных монополистов;
3) принудительное разделение крупнейших
фирм-монополистов на несколько более
мелких и независимых друг от друга (как
это было проделано некогда со «Стандарт
Ойл»);
4) введение государственного контроля
за процедурами слияния и поглощения фирм,
а в некоторых случаях — установление
порядка, при котором поглощения и слияния
возможны лишь с разрешения государства;
5) введение в особо сложных случаях (чаще
всего это относится к естественным монополиям)
прямого государственного контроля над
ценами и заработной платой. Последнее
связано с тем, что в определенных ситуациях
профсоюзы, если они достаточно массовые,
трактуются законом как монопольные продавцы
на рынке труда;
6) наказание фирм за проведение политики
ценовой дискриминации.
Осуществление антимонопольных действий
со стороны государства в тактическом
плане возможно двумя путями.
Во-первых, антимонополистические мероприятия
должны в значительной части предшествовать
переходу к рыночным отношениям. Предварительно
необходимо создание системы мер противодействия
монополиям (создание антимонопольного
законодательства, расформирование крупных
объединений, первичная демонополизация).
Но этому варианту присущи недостатки.
Они связаны с тем, что вместо одной формы
монополизма возникают другие, что не
ведет к развитию конкуренции.
Во-вторых, антимонополистические действия
должны осуществляться одновременно с
переходом к рыночным отношениям и в рамках
этих отношений. Синхронность этих процессов
в большей мере способствует демонополизации
экономики, развитию конкуренции. В этой
связи всей совокупности мероприятий
по экономической реформе необходимо
придавать антимонопольную направленность.
Необходима антимонопольная экспертиза
принимаемых решений.
Антимонопольная политика во времени
видоизменяется. На каком-то этапе развития
приоритетными являются одни направления
антимонопольной политики, а с изменением
ситуации акценты меняются.
Однако некоторые формы монополии современная
экономическая наука и законодательство
все же считают нормальным явлением и
потому не преследуют. Прежде всего, не
подлежит наказанию та фирма, которая
сумела схватить значительную долю рынка
за счет:
·создания уникального товара;
·эффективного маркетинга;
·разработки и освоение новой технологии,
позволившей существенно снизить затраты
и на этой основе продавать товары по более
низким ценам, не лишаясь прибыли.
Можно сказать, что антимонопольная политика
и антимонопольное законодательство не
имеют целью запрещение или ликвидацию
монопольных образований. В обществе сложилось
понимание того, что монополия как фактор
роста прибыли не может быть уничтожена.
Поэтому реальное задание антимонопольной
политики заключается в том, чтобы поставить
деятельность монополии на государственный
контроль, исключить возможность злоупотребления
монопольным положением. К. Маркс еще в
середине прошлого столетия пришел к выводу,
что появление монополий требует государственного
вмешательства.
Главная цель этого вмешательства заключается
в защите и сохранении свободной конкуренции,
которой угрожают монопольные тенденции.
Конкретно можно сформулировать такие
цели: ограничение монополий, поддержка
и содействие малому бизнесу, защита прав
потребителя. Существуют две основные
формы борьбы с монополиями:
1) предупреждение создания монополий;
2) ограничение использования монопольной
власти.
Демонополизация осуществляется путем
либерализации рынков. Это достигается
гибким маневрированием таможенным режимом
(снижение таможенных пошлин, отмена квот,
ликвидация других барьеров, препятствующих
поступлению на внутренний рынок иностранной
продукции), улучшением инвестиционного
климата для зарубежных инвесторов, поддержкой
малого бизнеса и т.д.
Важное значение имеют государственный
контроль над процессом концентрации
капитала, финансовые санкции в случае
нарушения антимонопольного законодательства.
Необходимо умело использовать такой
инструмент антимонопольной политики,
как ведение Реестра хозяйствующих субъектов,
имеющих на рынке определенного товара
долю более 35%. Включение в Реестр служит
предостережением хозяйствующим субъектам,
является профилактической мерой и может
быть основанием для изучения того или
иного субъекта в плане установления монополистической
деятельности.
В качестве одного из инструментов антимонопольной
политики используется предварительное
согласие антимонопольных органов на
создание, реорганизацию, ликвидацию,
слияние предприятий, приобретение акций
(долей) в уставном капитале, на проведение
операций на рынке банковских услуг. Предварительное
согласие рассматривается как важный
элемент политики создания конкурентной
среды.
Для проведения антимонопольной политики
государство создает антимонопольные
службы, основной задачей которых является
контроль монополистических тенденций
в стране. Антимонопольные службы не являются
частью законодательной власти, но их
компетенция позволяет им выполнять совещательную
функцию. Подобные организации не имеют
права действовать авторитарными методами,
например, закрывать предприятия. Но они
могут заставить предприятие, доминирующее
на рынке, возобновить поставку продукции
тому получателю, которому в этих поставках
было противозаконно отказано. Все их
решения обязательны для исполнения. В
противном случае налагаются денежные
штрафы, предусмотренные законодательством
за нарушение антимонопольного закона.
При этом необходимо отметить, что все
решения антимонопольной службы должны
подлежать проверке государственными
судами.
Кроме осуществления процесса демонополизации
антимонопольная служба призвана бороться
со злоупотреблениями. Такая борьба может
быть эффективной только при активном
участии потребителей. Поэтому широкие
массы населения должны понимать практическое
значение антимонопольной политики в
повседневной жизни. Помочь в этом должна,
прежде всего, пресса и другие средства
массовой информации. Прессе должно предоставляться
право на соответствующее сообщение, но
лишь в объективной и честной форме, без
какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная
служба должна иметь сотрудника для связи
с прессой, который сообщает о деятельности
службы и комментирует ее.
Антимонопольная политика государства
способна нанести вред экономике своей
страны, если она, без учета экономических
взаимосвязей и без скрупулезной оценки
той или иной проблемы, запрещает укрупнение
фирм, которое было бы полезно и предоставило
бы лучшие шансы в конкурентной борьбе
с отечественными или зарубежными конкурентами.
Итак, не во всех случаях антимонопольное
законодательство является достаточно
эффективным. Оно отличается высокой степенью
неопределенности, часто не позволяет
точно устанавливать размеры монополизации
рынка. Но в целом оно способствует созданию
условий для развития конкуренции. За
его нарушения предусмотрены значительная
уголовная и гражданская ответственность.
В этой связи стратегическим направлением
антимонопольной политики становится
работа по поддержанию и формированию
добросовестной конкуренции. Этому нередко
мешают соглашения хозяйствующих субъектов,
направленные на раздел рынка по территориальному
или продуктовому признаку, на создание
препятствий входа на рынок конкурентов,
на проведение скоординированной ценовой
политики. Поэтому антимонопольная политика
включает и меры по пресечению подобных
антиконкурентных действий. Вместе с тем
остается актуальной проблема ограничения
и пресечения монополистической деятельности.
Наконец разберемся, какую политику проводит
государство по отношению к естественным
монополиям. В данном случае возникает
противоречие. С одной стороны, фирмы —
естественные монополисты, как любые монополисты,
устанавливают высокие монопольные цены,
сокращая объем производства продукции,
и получают сверхприбыли. С другой стороны,
как указывалось выше, конкуренция в отраслях
с естественной монополией экономически
неэффективна. Поэтому государство, сохраняя
естественные монополии, принимает меры
к ограничению их отрицательных последствий
для общества, прежде всего, контролируя
цены на их продукцию.
Обычно, устанавливая цены на продукцию
естественных монополий, государство
в странах Запада следит за тем, чтобы
цены в максимальной степени приближались
к предельным издержкам, величина получаемой
фирмами прибыли не превышала «нормальной»
и снижались издержки.
Существуют различные подходы к характеристикам
направлений данной экономики. Например,
П. Самуэльсон и В. Нордхаус применительно
к США выделяют следующие пять направлений
вмешательства государства в деятельность
монополий. Во-первых, их прибыли сокращаются
за счет высоких налогов. Во-вторых, устанавливается
контроль над ценами (для сдерживания
инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных
отраслях). В-третьих, устанавливается
государственная собственность на монополии.
В-четвертых, осуществляется государственное
регулирование промышленности, которое
позволяет регулирующим органам наблюдать
за ценами, объемами производства, входом
и выходом фирм из регулируемых отраслей.
В-пятых, государство проводит специальную
антитрестовскую политику.
Информация о работе Сравнительный анализ антимонопольной политики разных стран