Сравнительный анализ антимонопольной политики разных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать антимонопольное регулирование.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть монополию.
Изучить методы антимонопольного регулирования.

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 347.00 Кб (Скачать)

Все товарные рынки  можно, с оговорками, разделить на три типа: с развитой конкуренцией - рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки транспортного, строительного и машиностроительного комплексов; олигополистические с небольшим числом производителей - рынки отдельных товаров длительного пользования (автомобили, компьютеры, бытовая техника). Они особенно трудно поддаются демонополизации, потому что при формальном отсутствии доминирования какого-либо из производителей создаются благоприятные возможности для монополистического сговора, который юридически доказать довольно сложно; монополизированные, в том числе рынки естественных монополий.  Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства и санации убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.  
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Сравнительный анализ антимонопольной  политики Кыргызстана  и зарубежных стран

2.1 Анализ антимонопольного законодательства

Антимонопольное законодательство Российской Федерации

К основным функциям органа по антимонопольной  политике относятся:

     • подготовка предложений по совершенствованию  антимонопольного законодательства и  практики его применения, других нормативных актов и проектов законов, связанных с функционированием рынка;

     • разработка для органов власти и  управления рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;

     • осуществление мер по демонополизации  производства и обращения;

     • контроль крупных сделок по купле  и продаже акций, которые могут  привести к доминирующему положению  хозяйствующих субъектов;

     • контроль соблюдения антимонопольных  требований при создании, реорганизации  и ликвидации хозяйствующих субъектов.2

     С введением с 1 января 1997 г. в действие нового Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная  ответственность (ст. 178) за монополистические  действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а также за ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на него, устранения с него других субъектов экономической деятельности и установления или поддержания единых цен.

     Развитие  конкурентного права осуществлялось не только за счет совершенствования базового закона, применяемого для товарных рынков. Одновременно развивались другие его направления, достаточно самостоятельные.

     К ним относится ценовое регулирование  деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

     В современный период в рамках совершенствования нормативной правовой базы МАП России (Министерство по антимонопольному регулированию России) разработал и внес в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который направлен на поддержание единого экономического пространства на территории Российской Федерации, приведения Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в соответствие с положениями и нормами Гражданского и Налогового кодексов Российской Федерации и другими федеральными законами, совершенствование механизма государственного контроля соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, а также усиление ответственности участников товарного рынка за нарушение антимонопольного законодательства.

     В новой редакции Закона предполагается предусмотреть нормы об изменении  или ограничении использования  фирменного наименования с целью Исключения введения в заблуждение потребителей.

     Существенным  дополнением действующего Закона является введение предварительного государственного контроля со стороны антимонопольных  органов за заключением антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, в особенности направленных на проведение антиконкурентной ценовой политики, на создание препятствий для входа на рынок конкурентов. Это позволит повысить эффективность работы антимонопольных органов по недопущению антиконкурентных соглашений.

     Рассмотрим  другие нормативные акты, регулирующие антимонопольную деятельности в  России.

     Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке  финансовых услуг» вступил в силу в декабре 1999г. В 2000 г. в развитие Закона совместно с Банком России, Минфином России, Минэкономразвития России, Минтрудом России и ФКЦБ России разработан и принят ряд нормативных правовых актов: постановление Правительства Российской Федерации «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций»; Порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг, негосударственных пенсионных фондов, лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг, финансовой организации по управлению ценными бумагами, а также акты, связанные с контролем концентрации на рынках финансовых услуг.

     В 2001 году шла работа по совершенствованию  законодательства о защите прав потребителей. Основное внимание уделяется внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям, с целью приведения их в соответствие с Законом «О защите прав потребителей», который в 1999 г. претерпел изменения. Всего велась работа над 25 такими актами, из них 11 подготовлены, по 15 работа продолжается в 2001г., в том числе совместно с Минобразования России - над проектами Правил оказания платных образовательных услуг в сфере профессионального образования, в сфере Дошкольного и общего образования, а также проектами правил оказания гражданам услуг подвижной связи, медицинских услуг, жилищно-коммунальных ycлyг и др.3

     Формируется также более совершенная нормативная  база стандартизации как важное условие обеспечения прав потребителей на качественные и безопасные товары. Подготовлены предложения к проектам федеральных законов «0 внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «0 стандартизации», «0 технических мерах в торговле».

     Антимонопольное законодательство США

     Одной из наиболее развитых стран в области  антимонопольного регулирования экономики  является США. Государственное регулирование  в этой стране осуществляется в отношении  отдельной категории отраслей экономики, тех, где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо значительной независимостью от органов государства в вопросах построения внутренней системы организации производства, принятия инвестиционных решений.

     Важнейшие принципы антимонопольной политики сформулированы в специальном своде  хозяйственного права США под  названием «Антитрестовское законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных  актах:4

     Закон Шермана (1890 год).

     Этот  закон составляет ядро антитрестовской  политики в экономической жизни  США. Вне закона объявляется «всякий  контракт и всякое объединение в  форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами». В этом законе также указывается, что «каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую- либо отрасль торговых операций между несколькими штатами или с иностранными государствами будет считаться правонарушителем». В поправке к этому закону от 1974 года нарушение его статей квалифицируется как «тяжкое преступление».

     Федеральное правительство США в соответствии с этим законом имеет право  привлекать к суду фирмы и деловые  предприятия, причем спектр вероятных наказаний достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения, причем после введения поправки 1974 года последняя мера получила широкое распространение. На действия провинившейся фирмы может быть наложен судебный запрет, а в исключительных случаях суд может вынести предписание о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.

     Кроме того, все частные лица, считающие, что понесли убытки в результате нарушения кем - либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело в суде и, в случае признания претензий обоснованными - могут получить компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба. Такие случаи стали за рубежом в последнее время вполне обычной практикой в деятельности судебных органов.

     Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии.

     Органы  Федерального правительства, контролировавшие исполнение Закона Шермана, в ряде случаев  преуспели в реализации антимонопольных  программ. Наиболее запомнившиеся вехи на этом пути- демонополизация и разукрупнение «Стандарт Ойл» и «Америкен Тобакко» в 1911 году. Тем не менее, в эту пору целый ряд должностных лиц высказывал сомнения во всеобъемлемости мероприятий, регламентированных Законом Шермана. Дело в том, что в этом законодательном акте ничего не говорилось о статусе монополий, возникших в результате слияний. Кроме того, многие виды деятельности, ограничивавшие конкуренцию на свободном рынке, трактовались здесь расплывчато и двусмысленно. Поэтому в 1914 году был принят Закон Клейтона, основные положения которого гласили:

     запрещались практически все формы дискриминации  в ценовой политике;

     накладывались ограничения на реализацию и продажу  товаров с принудительным ассортиментом;

     запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;

     запрещалось совмещение должностей в советах  директоров различных фирм и деловых  предприятий.

     Одновременно  с Законом Клейтона Конгресс США  ратифицировал Закон о Федеральной  торговой комиссии, который дополнял Закон Клейтона. Этот акт давал Федеральной торговой комиссии США - вновь созданному и независимому органу - полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того, ФТК наблюдает за рекламной практикой, защищая потребителей от лжи и обмана в этой сфере. Значение данного органа лежит, скорее, не в расширенном толковании незаконных средств и методов ведения бизнеса, а именно в создании независимого от влияния монополистических структур института, имеющего право возбуждения судебных разбирательств.

     Закон Робинсона- Питмэна (1936 год)- запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.

     К 1950 г. к закону Клейтона была принята  поправка Селлера- Кефовера, которой уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем скупки активов. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера - Кефовера ограничивала вертикальные слияния.

     Непосредственный объект антимонопольного регулирования – хозяйственная практика компаний, действующих в самых различных отраслях производства и сферах коммерции - столь многогранен, что не может быть полностью охвачен некими специально выработанными правилами, оформленными в виде законов. Именно этим объясняется и определенная обобщенность формулировок основных антитрестовских законов, и неоднозначность их толкования судами при разборе конкретных дел, и эволюция подходов органов антимонопольной защиты к предмету их деятельности, и смена приоритетов антимонопольного регулирования.

     Неоднозначность исхода процесса формирования структуры  рынка в результате стратегических шагов действующих на нем компаний с точки зрения воздействия на интересы потребителя и общества в целом диктует необходимость индивидуальной оценки при разборе конкретных антимонопольных дел. Вместе с тем существует ряд общих правил (законов) обязательных для выполнения в любом случае. К их числу относится, прежде всего, перечень видов коммерческой практики, запрещенных законом т.е. так называемых нарушений «per se». Доктрина нарушений «per se» была выдвинута в 1940г. В их число вошли, прежде всего, такие нарушения, как:

     Горизонтальное  фиксирование цен (т.е. заключение соглашения цен на рынке между действующими на нем компаниями-поставщиками.)

     Бойкот (полное или частичное прекращение  деловых отношений с аутсайдерами-поставщиками или потребителем продукции в  целях навязывания своих условий  ее реализации).

     Раздел  рынка между компаниями поставщиками на сферы сбыта.

     Раздел  и закрепление покупателей между  компаниями-поставщиками в результате договоренности между последними.

     Лишение конкурентов возможности действовать  на данном рынке.

     Главную работу по государственному контролю за монополистической деятельностью в США проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля за соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.

Информация о работе Сравнительный анализ антимонопольной политики разных стран