Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:05, реферат

Описание работы

Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок — основа рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений, в которой покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.1 Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3

1. Спрос и предложение

1.1 Понятие рынка, спроса. Закон спроса………………………………..……...4

1.2 Изменение спроса……………………………………………………………8

1.3 Эластичность спроса…………………………………...……………………11

1.4 Понятие предложения…………………………………..……..…………….19

1.5 Эластичность предложения, ее виды и факторы………………….……….23

2. Равновесие спроса и предложения…………….……………….…………25

3. Практическое значение теории эластичности спроса и предложения в России…………………………………………….………………………………28

Заключение…………………………………………………………….…………35

Список литературы………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Копия (2) Курсовая.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

     Реакция предложения на изменение неценовых  факторов характеризует неценовую  эластичность. Это может быть реакция  предложения на изменение уровня заработной платы (W), изменение стоимости сырья, энергии (М), налоговых ставок (Т), ставок ссудного процента (R) и т.д.

     2. Равновесие спроса и предложения

     Рыночным  процессом ценообразования управляют  законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей, как спроса, так и предложения. Они проиллюстрированы на соответствующем графике с помощью кривых. Совместим на одном графике линии спроса и предложения. 
          Как видно из рисунка, линии спроса и предложения пересекаются в одной точке (точка Е). В этой точке цен, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

      Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (QE). 
                                                            QE=QS=QD 
Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (PE). 
                                                            PE=PS=PD 
 

                                     

     профицит 

     дефицит 
 
 
 

     Равновесная рыночная цена - это цена, при которой  величины спроса и предложения товара совпадают.

     P = PD = PS

     Она является относительно устойчивой, при ней по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита.

     Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды  рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяются рыночным спросом и предложением. При прочих равных условиях равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров. 
Точка пересечения кривых спроса и предложения Е соответствует определенному уровню цены РЕ, отмеченной на оси ординат, и количеству, или объему товара QЕ, продаваемому по этой равновесной цене (отмечено на оси абсцисс).

     Рыночное  равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие - это всегда такое состояние рынка, при котором QD = QS.

     Теперь  необходимо выяснить, что произойдет, если произойдут нарушения в действии механизма рыночного ценообразования. Например, кто-нибудь (государство, монополия) установит законодательным, приказным, волевым порядком цену выше или ниже равновесной. Имеются в виду так называемые цены "пола" и "потолка". Но в отличие от обыкновенной комнаты потолок цены устанавливается ниже равновесной цены (выше потолка нельзя подпрыгнуть), а низший предел цены (цена "пола") выше равновесной цены (ниже пола невозможно упасть).

     Результатом применения потолка цены или низшего  предела цены будет дефицит или  излишек.

     Таким образом, избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него.

     Товар дефицитный, если величина спроса на товар  больше величины его предложения.

     Уравновешивающую  функцию выполняет цена, которая  стимулирует рост предложения при  дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

      3. Практическое значение теории эластичности спроса и предложения в России 

     Данная  теория имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S'.

     Сумма налога распределяется между потребителями  и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую – потребители.11 В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса - потребителем.

     Подобное  явление легко объяснить, так  как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.

     Наоборот, если предложение эластично, большая  часть налога падает на потребителей, а если неэластично - то на производителей. Это и понятно. Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.

     Повторяя  уже знакомый нам ход рассуждений, можно установить, что:

- объем налоговых сборов значительно выше при неэластичном, чем при эластичном предложении;

- при неэластичном предложении их бремя ложиться на производителя, а при эластичном - на потребителя.

     Распределение налога с продаж в условиях различной  эластичности предложения.

     Например, изменять ассортимент, технологию и  объем выпускаемой продукции. Закономерно, что все это позволяет, приспосабливаясь к рыночной конъюнктуре, перекладывать большую долю налога на потребителя. И наоборот, производители с неэластичным, «негибким» предложением вряд ли смогут переложить налоговое бремя на потребителей.

     Классическим  примером введения налогов на рынке  с эластичным спросом в условиях российского рынка можно считать ситуацию с акцизом на водку. Вообще спрос на водку далеко не эластичен. Не зря говорят: «Веселие Руси питие есть». Изюминкой ситуации, однако, является одновременное присутствие на рынке легальных производителей, например, водки завода ОАО «Московский завод «Кристалл», и нелегальных спиртных напитков, например, фальсифицированной водки, производимой из непищевого спирта. Алкогольные изделия контрабандного и подпольного происхождения, с производителей которых никаких налогов, разумеется, собрать не удается, являются в данном случае товарами-субститутами для легальной водки. А значит, спрос на нее становится весьма эластичным 12 Введение акциза резко снижает объем продаж легальной водки, многие просто стремятся выпить и потому легко переключаются на более дешевый продукт. В таких условиях результатом увеличения налогообложения водки становится подлинная катастрофа для ее легальных производителей. По ним в этой ситуации бьют сразу два фактора: резкое падение спроса и налоговые выплаты. Самое печальное, что столь дорогой ценой приходится оплачивать весьма скромный прирост доходов государства. Да и откуда им взяться? Налог ведь собирается с каждой легально проданной бутылки, а продажи именно такой водки как раз и становятся ничтожными. При этом неумные налоговые меры способны разорить даже мирового лидера производства высококачественной водки. Причем без всякой пользы для бюджета.

     В 2010 г. правительство Москвы приняло  ряд мер, что позволило усилить  контроль над поддельной водкой, что резко уменьшило эластичность спроса, производство на винно-водочных заводах, в частности производства ОАО «Московский завод «Кристалл» выросло почти в 2 раза.

     А вот введение налогов при неэластичном предложении вызывает совсем другие последствия. Особенно хорошо это видно на примере налога на экспорт нефти. В России экспорт нефти для нефтяных фирм много выгоднее ее продажи на внутреннем рынке:

     1) цена на нее за границей  значительно выше, чем на внутреннем  рынке;

     2) иностранцы платят аккуратно  и «живыми» деньгами, чего не скажешь о российских покупателях, увязших в трясине неплатежей и бартера.

     Поэтому предложение нефти на экспорт  фактически абсолютно неэластично  и ограничено только пропускной мощностью  нефтепроводов.

     Как следует из теории, неэластичность предложения позволяет государству собирать максимальный объем налоговых платежей. Так и было в 1993- 1995 гг., когда экспортные пошлины составляли почти половину всех поступлений бюджета от внешнеэкономической деятельности. В 1996 г., однако, под давлением Международного валютного фонда российскому правительству пришлось отменить пошлины. Кто знает, не пойди страна на этот шаг и ей, возможно, не пришлось бы строить пирамиду займов ГКО, чтобы залатать дыры в бюджете. А значит, не было бы и августовского краха 1998 г. Так что плачевными бывают не только последствия введения налогов, но и их отмены.

     От  пошлин на нефть отказались, и вспомнили  о них только после краха 1998 г., когда другие источники пополнения бюджета почти полностью иссякли. Размер пошлины был установлен в 1999 г. на уровне 2,5 Евро за 1 т нефти, а в 2003 г. доходили до 40 Евро за 1 т. Неэластичность предложения оказалась лучшим налоговым полицейским. Ни одна нефтяная компания не отказалась от экспорта. Результаты превзошли все ожидания. В 2000-2003 гг. в основном благодаря пошлинам на нефть в России появился профицит бюджета - невиданное раньше превышение доходов над расходами.

     С 1 января 2010 года ставка экспортной таможенной пошлины на сырую нефть составляет 267 долларов за тонну, а экспортные пошлины на светлые нефтепродукты составляют 192,2 долларов за тонну, а на темные нефтепродукты - 103,5 долларов за тонну, что так же положительно влияет на наполнение бюджета.

     Оба рассмотренных нами направления  вмешательства государства в  рыночный механизм ценообразования исходят из предпосылки, что государство заботится о благосостоянии общества. Однако на деле последствия такого вмешательства противоречивы.

     Вмешиваясь  в рыночное ценообразование, государство  меняет размеры и направления  денежных потоков, идущих от потребителей к производителям, т.е., по сути, ограничивает свободу потребительского выбора и берет на себя те функции, которые в идеальной рыночной модели должен выполнять потребитель. В результате снижается экономическая эффективность, возрастают административные затраты и бюрократическая опека. Рынок сопротивляется вмешательству извне и мстит за него. Рост бюрократии в свою очередь тянет за собой ряд очевидных, особенно в условиях России, последствий от искажения информации о реальных экономических процессах до возрастания коррупции.

     Тем не менее, без государственного вмешательства  не существует современный рынок. Вмешательство  в экстремальные экономические  ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством  рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов, необходимых для нормального функционирования современного общества, - вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия. И задача общества - не устранить это вмешательство, а свести к минимуму его негативные последствия.

     В 2010 г. правительство Москвы приняло  ряд мер, что позволило усилить  контроль за поддельной водкой, что  резко уменьшило эластичность спроса, производство на винно-водочных заводах, в частности производства ОАО «Московский завод «Кристалл» выросло почти в 2 раза.

     А вот введение налогов при неэластичном предложении вызывает совсем другие последствия. Особенно хорошо это видно  на примере налога на экспорт нефти. В России экспорт нефти для нефтяных фирм много выгоднее ее продажи на внутреннем рынке:

     1) цена на нее за границей  значительно выше, чем на внутреннем  рынке;

     2) иностранцы платят аккуратно  и «живыми» деньгами, чего не  скажешь о российских покупателях,  увязших в трясине неплатежей и бартера.

     Поэтому предложение нефти на экспорт  фактически абсолютно неэластично  и ограничено только пропускной мощностью  нефтепроводов.

Информация о работе Спрос и предложение