Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:05, реферат

Описание работы

Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок — основа рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений, в которой покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.1 Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3

1. Спрос и предложение

1.1 Понятие рынка, спроса. Закон спроса………………………………..……...4

1.2 Изменение спроса……………………………………………………………8

1.3 Эластичность спроса…………………………………...……………………11

1.4 Понятие предложения…………………………………..……..…………….19

1.5 Эластичность предложения, ее виды и факторы………………….……….23

2. Равновесие спроса и предложения…………….……………….…………25

3. Практическое значение теории эластичности спроса и предложения в России…………………………………………….………………………………28

Заключение…………………………………………………………….…………35

Список литературы………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Копия (2) Курсовая.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

     Рост  цены на товар-заменитель ведет к  сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (Примером может  служить ситуация 70-80-х гг. на рынке  нефти, когда рост цен на этот энергоноситель спровоцировал рост спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.).

     Напротив, рост цены на товар дополняющий ведет  к сокращению спроса на основной товар, и наоборот, падение цен к его  возрастанию. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу. Оба примера могут быть проиллюстрированы смещением кривой спроса влево.

    — потребительский доход. Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.

     Однако  для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.

      ожидания потребителей относительно будущих цен. Ожидания могут касаться изменения цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д. Так, ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут вызвать рост спроса на товар уже в настоящий период времени, что будет графически означать сдвиг кривой спроса вправо, а ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) — сокращение спроса и соответствующее смещение кривой спроса влево.

    — денежный доход потребителей;

   количество потенциальных покупателей. При прочих равных условиях, чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.

    — вкусы и предпочтения потребителей. Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).

    — другие факторы.

     

— Цена

— Объем спроса

— Кривая спроса 

          Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).

           Если все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными для данного периода времени, то можно от общей функции спроса перейти к функции спроса от цены: .

                                 1.3. Эластичность спроса.

     Эластичность  спроса — это степень изменения величины спроса (∆D) в ответ на изменение рыночной цены (∆P)5.

     Согласно  закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее  количество продукции. Однако степень  реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

     Экономисты  используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.

     Количественная  определенность эластичности спроса характеризует  коэффициент ценовой эластичности спроса (Ed). Он определяется путем отношения  изменения величины спроса, выраженного в процентах (∆D), к изменению цены на данный товар, также выраженному в процентах (∆P):

 

     Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально.

     Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак (т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.

     В зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности различают:

E = ∞,  или абсолютная эластичность, когда незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) объем на неограниченную величину.

|E| > 1, или эластичный спрос (предложение), когда параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор.

E = 1, или  единичная эластичность, когда рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и воздействующий на него фактор;

0 < E < 1, или неэластичный спрос (предложение), когда темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпа изменения другого фактора;

E = 0, или абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры не влияет на величину рассматриваемого фактора;

     Наиболее  часто встречающиеся показатели эластичности:

  • прямую  эластичность спроса по цене,
  • эластичность спроса по доходу,
  • перекрестную эластичность спроса,
  • эластичность предложения по цене.

     Эластичность спроса по цене

     

       
 
 

 
 
 
 
 
 

а) эластичный спрос; б) неэластичный спрос; в) единичная эластичность спроса; г) совершенно эластичный спрос; д) совершенно неэластичный спрос.6

     Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.

     

     Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.

     Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:

  1. Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 процент на каждый один процент снижения его цены.
  2. Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.
  3. Приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствие снижения его цены в два раза. Данная характеристика вводит понятие единичной эластичности.

     

  • ΔQ — изменение  величины спроса;
  • ΔP — изменение рыночной цены на товар;

     Факторы эластичности спроса

     Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:

  • наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);
  • временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);
  • доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);
  • степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что производители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);
  • разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение цены расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);
  • важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью).

     Факторы неэластичности спроса

     Чувствительность  различных групп потребителей к цене на один и тот же товар может существенно отличаться.

     Потребитель будет нечувствителен к цене при следующих условиях:

  • Потребитель придает большое значение характеристикам товара (спрос неэластичен по цене, если "выход из строя" или "обманутые ожидания" ведут к значительным потерям или неудобствам. Чтобы не попасть в такую ситуацию человек вынужден переплачивать за качество товара и приобретать те модели, которые хорошо себя зарекомендовали);
  • Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это (если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов оплачивать более высокую цену, как плату за хлопоты. Позже производитель может повысить цену на свои услуги без особого риска потерять покупателя)
  • Потребитель имеет значительную экономию от использования конкретного товара или услуги (если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар неэластичен)
  • Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя (при низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров)
  • Потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки.

     Эластичность спроса по доходу

     Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.

     

     В силу того, что рост дохода увеличивает  возможности совершения покупок, спрос  на большинство товаров с увеличением  доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши.

     Для товаров низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).

     Перекрестная  эластичность спроса

     Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.

     В зависимости от характера взаимосвязи анализируемых товаров коэффициент может быть положительным, отрицательным или равен нулю:

  • Если E > 0, то товары являются взаимозаменяющими (например, масло и маргарин). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий.
  • Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например, джин и тоник). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой.
  • Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.

     Основным  фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, являются потребительские свойства различных  благ, их способность замещать или  дополнять друг друга в потреблении. Перекрестная эластичность может иметь ассиметричный характер, когда один товар строго зависит от другого. Например: рынок компьютеров и рынок ковриков для мышек. Сокращение цены на компьютеры вызывает рост спроса на рынке ковриков, но если снизится цена на коврики, то это не окажет никакого влияния на величину спроса на ПК.

     Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован с определенными  оговорками для определения границы  отрасли. Высокая перекрестная эластичность группы товаров дает основание полагать, что товары принадлежат к одной отрасли. Низкая перекрестная эластичность одного товара по отношению ко всем прочим товарам свидетельствует о том, что он составляет отдельную отрасль. Если подобным же образом, несколько товаров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но низкую перекрестную эластичность по отношению к другим товарам, то эта группа товаров может представлять отрасль. Например, различные торговые марки телевизоров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но малую перекрестную эластичность с другими товарами для дома.

Информация о работе Спрос и предложение