Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:05, реферат

Описание работы

Рынок — косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок — основа рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений, в которой покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.1 Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3

1. Спрос и предложение

1.1 Понятие рынка, спроса. Закон спроса………………………………..……...4

1.2 Изменение спроса……………………………………………………………8

1.3 Эластичность спроса…………………………………...……………………11

1.4 Понятие предложения…………………………………..……..…………….19

1.5 Эластичность предложения, ее виды и факторы………………….……….23

2. Равновесие спроса и предложения…………….……………….…………25

3. Практическое значение теории эластичности спроса и предложения в России…………………………………………….………………………………28

Заключение…………………………………………………………….…………35

Список литературы………………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Копия (2) Курсовая.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

     Основные  трудности определения границ отрасли  при помощи коэффициента перекрестной эластичности заключаются в следующем:

- во-первых, трудно определить насколько должна быть высокой перекрестная эластичность в отдельной отрасли (например, перекрестная эластичность мороженых овощей может быть очень высокой, а перекрестная эластичность мороженых овощей и пельменей может быть довольно низкой, поэтому неясно — следует ли говорить об отрасли мороженных продуктов или о двух отраслях);

- во-вторых, существует цепь перекрестной эластичности (так, между стандартными цветными и портативными цветными ТВ, с одной стороны, и между портативными цветными и портативными черно-белыми ТВ, с другой — существует высокая перекрестная эластичность. Однако между стандартными цветными ТВ и портативными черно-белыми перекрестная эластичность довольно слабая).

     При анализе спроса и предложения  необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. При промежутке менее года — краткосрочный период. В целом кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.

     Для многих товаров спрос более эластичен  от цены для длительного, а не для  короткого. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее.

     Пример: Резкое повышение цен на бензин, уменьшает количество его продаж в краткосрочном периоде, но это влияет на спрос на автомобили, который может изменяться только в долгосрочном периоде.

     Для других товаров спрос более эластичен  для краткосрочного, а не долгосрочного  периода. Это товары длительного  пользования, поэтому суммарный запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок.

     Эластичность  спроса от дохода также различна для  долгосрочного и краткосрочного периодов. Для большинства товаров  и услуг эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного пользования — обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловой активности — спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют “цикличными” — их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНП и национальном доходе.

     1.4. Понятие предложения

     Предложение - количество благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период времени7.

     Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

     Цена предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

     Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечений обстоятельств может быть приобретена покупателями. К товарному предложению относят все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары, находящиеся в пути.

     Объем предложения, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.

     Предложение исследуется по трем временным  интервалам:

  • Краткосрочный — до 1 года
  • Среднесрочный — от 1 года до 5 лет
  • Долгосрочный — более 5 лет 

     Объемом предложения называют количество какого-либо товара, который желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных экономических условиях.

     Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически.

      Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.8 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента. В общем виде функция предложения имеет вид:

     QS = f (P, Pa, Pb,…K, C, Z)9,

     где QS – объем предложения данного товара; K – характер применяемой технологии; C – налоги и дотации; Z – природно-климатические условия.

     Если  все факторы, определяющие объем  предложения, кроме цены рассматриваемого товара (P), предположить неизменными, то от функции предложения (5) можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены:

     Q = f (P)10

     В действительности на предложение блага  влияют не только цены самого блага, но и другие неценовые факторы:

- изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.

- выход на рынок новых фирм.

- изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.

- природные катастрофы

- политические действия и войны

- перспективные экономические ожидания

- фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.

- в случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.

     На  кривую предложения огромную роль оказывает  технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства  и варьировать количество товаров на рынке. Анализ графика предложения во много обусловлен той технологией производства, которой пользуется производитель, наличием и доступностью сырья используемых при изготовлении товара. Если мобильность производства используемые в нем ресурсы высока, то кривая предложения будет иметь более пологий вид т.е. приплющена вниз.

     При общем снижении/повышении себестоимости  производства в результате внешнего понижения/повышения цен на используемые в производстве  ресурсы, или при улучшении/ухудшении технологии производства, или при снижении/повышении уровня налогов уровень оптимального объема продаж для той же продажной цены соответственно вырастет (“смещение” кривой предложения вправо) или снизится (“смещение” кривой предложения влево).

     Аналогично  терминологии для спроса, для описания предложения под термином “изменение предложения” принято понимать изменение самой функции Q=S(P) (“смещение” всей кривой предложения) под влиянием неценовых факторов, а под термином “изменение величины предложения” - реакцию предложения на изменение цены при прежних значениях всех иных факторов (перемещение вдоль кривой предложения).

     

    Q —  кол-во продукции, которое готов  предложить производитель

    S —  предложение 
     

1.5 Эластичность предложения, ее виды и факторы

     Аналогично  понятию “эластичность спроса по цене” в экономике в качестве характеристики “степени управляемости” объема предложения ценой или  неценовыми факторами широко используется понятие “эластичность предложения  по цене”, “перекрестная эластичность предложения одного товара по цене другого товара” и т.п.

     Ценовая эластичность предложения товара характеризует  его реакцию на изменение цены данного товара.

     Конкретная  величина эластичности определяется с  помощью коэффициента, определяемого путем отношения изменения предложения в процентах на изменение цены товара, также выраженного в процентах:

     

     Нахождение  коэффициента ценовой эластичности предложения в пределах от 0 до 1 свидетельствует о неэластичном предложении. Если коэффициент находится в пределах от 1 до 0, то он свидетельствует об эластичном предложении. Полное соответствие изменения предложения и цены товара говорит об единичной эластичности.

     Отмеченные  виды эластичности графически можно  представить следующим образом.

     

     Рис. 1.

     

     Рис. 2.

     

     Рис. 3

     Три графика показывают разную реакцию предложения на одно и то же изменение цены. На первом графике она слабая, на третьем — сильная, а среднем - предложение меняется в такой же степени, как и цена.

     Отчего  зависит ценовая эластичность предложения? Отметим ее основные факторы.

  1. Наличие ресурсов, или факторов, не вовлеченных в производство какого-то товара, обусловливает высокую эластичность предложения данного товара. Если же дополнительных ресурсов, необходимых для увеличения производства какого-то товара мало или их вообще нет, то эластичность предложения будет слабой или даже нулевой.
  2. Факторы производства на предприятиях могут быть полностью использованы для производства какого-то товара, но при этом другая часть факторов занята производством другого товара. В этом случае повышение цены на первый товар может вызвать перевод факторов от производства второго товара на увеличение производства первого.
  3. Эластичность предложения зависит и от издержек производства того или иного товара. Как правило, высокие издержки обусловливают слабую эластичность предложения, низкие — сильную. Эти издержки определяют во многом возможность вхождения других товаропроизводителей в рынок соответствующего товара.
  4. При отсутствии факторов расширения производства эластичность предложения зависит от наличия или отсутствия товарных запасов, соответственно, от способности товара храниться, накапливаться.
  5. На эластичность предложения при данных возможностях производства и хранения товаров влияет и транспортная система, позволяющая товары перебрасывать оттуда, где цены на них низкие, туда, где цены повысились.
  6. На эластичность предложения влияет и фактор времени. Предложение основной массы товаров неэластично в краткосрочном периоде. Производители и продавцы не могут так быстро отреагировать на изменение цены, как покупатели. Если, например, какой-то скоропортящийся товар привезен на рынок и на нем цена на этот товар прямо на глазах стала падать, то его нельзя увезти с рынка, не продав. Так как ущерб будет более значительным, чем убыток от понижения цены. Если взять долгосрочный период, то окажется, что практически все товары имеют эластичное предложение. В целом же реакция предложения на изменение цены оказывается более растянутой во времени, по сравнению с реакцией спроса. Вместе с тем видно, что чем быстрее предприятие реагирует на изменение цены по сравнению с другими предприятиями, тем большие преимущества оно получает на рынке.

Информация о работе Спрос и предложение