Спрос и предложение их роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение спроса и предложения, их роль в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить основные понятия спроса и предложения
2. Рассмотреть рыночное равновесие в экономике
3. Ознакомиться с рекомендациями по эффективности спроса и предложения в экономике

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.1 Спрос и его факторы………………………………………………………....5
1.2 Предложение и его факторы………………………………………………...8
1.3 Эластичность спроса и предложения………………………………………10
2. АНАЛИЗ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ В ЭКОНОМИКЕ
2.1 Рыночное равновесие понятие, сущность, функции……………...……….15
2.2 Особенности рыночного равновесия в 2008-2009г……………………....19
2.3 Место рыночного равновесия в ситуации нестабильности мирового рынка……………………………………………………………………………….20
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ…………………….……………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………27
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..…29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 76.66 Кб (Скачать)

Факторы предложения делятся на две большие  группы.

1.  Внешние  -  факторы,  влияние   которых  не  зависит  от  деятельности предприятия.

К числу внешних факторов относятся:

1) социально-экономические, такие  как:

а) платежеспособность потребителей;

б) уровень процентных ставок по вкладам  населения;

в) Демографическая ситуация, определяемая численностью   населения   и   возрастной   структурой потребностей;

2) культурные;

3) этнические;

4) политические.

2.   Внутренние   -   факторы,   влияние   которых   может

контролироваться  со стороны администрации предприятия.

К числу внутренних факторов относятся:

1) степень объективности и детализации  прогноза спроса на продукцию,  составленного службой маркетинга;

2) уровень конкурентоспособности  продукции;

3)  уровень  организации  процесса  сбыта  и  продвижения продукции  на рынок;

4) ценовая политика предприятия  на товарных рынках. Ценовая   политика  -  установление  предприятием  цен  на реализуемую   продукцию   на   таком   уровне,   чтобы

обеспечить  достижение  краткосрочных  и  долгосрочных целей.

Цена - денежное выражение стоимости товара.

Цена  как  экономическая  категория  призвана  выполнять следующие  функции:

1)  учетная  -  функция,  которая   определяется  сущностью цены,   показывающей,   во   что   обходится   обществу удовлетворение  той или иной потребности;

2)   стимулирующая   -   функция,   которая   выражается   в  поощрительном  и  сдерживающем  воздействии  цены  на производство  и потребление различных видов  товаров;

3) Распределительная - функция, состоящая  в возможности отклонения цены  товара от его стоимости под  воздействием рыночных факторов;

4)  функция  сбалансированности  спроса  и  предложения выражается   в   том,   что   через   цену   осуществляется взаимодействие  производителя  и  потребителя,  спроса  и предложения.

Предложение и цена находятся в прямо пропорциональной зависимости,  о  чем  свидетельствует  закон предложения.

Закон   предложения   -   экономический   закон,   согласно которому с ростом цены товара увеличивается объем  его предложения на рынке, а со снижением цены сокращается предложение  при прочих равных условиях.

Объем предложения у каждого конкретного  производителя, обычно, меняется в зависимости  от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, придержат  часть его на складе предприятия. Если цена  будет  высокой,  то  соответственно  они  предложат  рынку большой ассортимент товаров. 
 
 

1.3 Эластичность  спроса и предложения

      Эластичность  спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

      Согласно  закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее  количество продукции. Однако степень  реакции потребителей на изменение  цены может значительно варьироваться  от продукта к продукту.

      Экономисты  используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным .

        Рис.1 Эластичный спрос

 Измерив, эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или  иной продукции реагирует на изменение  цены.

Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее  адаптируется к изменению цены, чем  спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

 Обычно  при оценке эластичности предложения  рассматриваются три временных  периода: краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный.

 Под краткосрочным понимается период, слишком  короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой  продукции. Например, садовод, вырастивший  яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным.

 Среднесрочный период достаточен для расширения или  сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

 Долгосрочный  период предполагает расширение или  сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых  фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

 Ценовая эластичность предложения выступает  как прямая линейная зависимость  между экономическими переменными, показывающими процентное изменение  цен и объема предлагаемых к продаже  товаров. Эти зависимости обусловливают  положение кривых эластичности предложения, изображенных на графике (рис. 1).

                                    Рис. 1. Варианты эластичности предложения:

                                  кривая А — единичная эластичность;

                                  кривая В — эластичное предложение;

                                  кривая С — неэластичное предложение

   В случае эластичного предложения  1% увеличения цены способен вызвать  увеличение количества предлагаемого  к продаже товара более, чем  на 1%. Коэффициент эластичности здесь  больше единицы.

 При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния  на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

 Теоретически  можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое  на графике имело бы вид горизонтальной линии.

 Оно возможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами. Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой. Надо также отметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство “нужных”, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения. 

2.АНАЛИЗ  РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ В ЭКОНОМИКЕ

2.1. Рыночное равновесие понятие, сущность, функции

РЫНОЧНОЕ  РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при  которой нет тенденции к изменению  рыночной цены или объема продаваемых  благ.

Рыночное  равновесие устанавливается, когда  цена приводится к уровню, который  уравнивает объем спроса и объем  предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут  изменяться в ответ на изменения  спроса и предложения.

Когда "потолок цен" устанавливается  ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает  объем предложения. Такое положение  приведет к конкуренции между  покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие  цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как  цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются  выше равновесной цены, объем предложения  превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Рыночное равновесие

Выделяют  четыре варианта влияния сдвигов  кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

  1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.
  2. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.
  3. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.
  4. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

Используя указанные четыре варианта изменения  спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную  точку в случае любых колебаний  спроса и предложения.

Однако  не всегда "срабатывают" названные  выше "четыре правила" спроса и  предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно  усложняет анализ реальных экономических  явлений и процессов.

Научно  обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:

  • отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;
  • соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.

     Изложенная  выше модель рынка статическая, поскольку  распространяется на определенный фиксированный  период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение в модель зависимости  спроса, предложения и цен во времени  трансформирует модель в динамическую модель.

     Если  допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет  более медленной, возникает иной вариант, который в экономической  науке называется "паутинообразной  моделью", предполагающей, что осуществление  нового состояния равновесия устанавливается  соотношением определенных параметров функций спроса и предложения.

2.2. Особенности  рыночного равновесия в 2008-2009 году

В России в настоящее время сложилась очень интересная ситуация спрос и предложение уравнялись т.е. в век рыночных отношений, которые уже сформировались спрос можно сказать равен предложению. Это обеспечено тем, что спад производства наметившийся в конце 90 – х годов, пошел резко вверх, т.е. объемы производства резко возросли.

Одни  считают государственное вмешательство  злом для экономики, другие, наоборот, - условием ее развития. Но далеко не всегда спорящие стороны четко определяют, что может делать рынок, а что - государство, и какие механизмы  регулирования будут при этом использованы. Каждая из сторон нередко  обращается к опыту развитых стран, но трактует его, как правило, исходя из собственных убеждений, поскольку  в истории этих стран можно  найти как периоды усиления государственного вмешательства, так и периоды его ослабления, как сторонников масштабного вмешательства государства в экономику, так и его противников.

Информация о работе Спрос и предложение их роль в рыночной экономике