Спрос. Факторы спроса. Эластичность спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 22:44, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе я попытаюсь рассматреть такие понятия как спрос, факторы влияющие на спрос и эластичность спроса.

Содержание

Вступление.……………………………….…………………………………3
1. Спрос………………….…………….….………………………………….3
2. Кривая спроса………………………….………………………………….4
3. Факторы, влияющие на спрос……….…………………………………...7
4. Эластичность спроса……………………………………………………...9
5. Графики эластичности …………….…………………………………….11
6. Факторы ценовой эластичности спроса .………………………………16
7. Эластичность спроса по доходу ………..……….……………………...18
8. Перекрестная эластичность …………………………………………….19
9. Эластичность спроса по ресурсам ……………………………………...21
Вывод
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

спрос факторы спроса эластичность.DOC

— 221.00 Кб (Скачать)
  • Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности. Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты. Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории. В данной модели рассматривается товар из категории нормальных товаров.
  • Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.
  • Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями. В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду. Например, выход отечественных автомобилей на рынок США, хотя и значительно увеличит количество потенциальных покупателей, не приведет к существенному росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся недостаточно качественными. Такая же ситуация складывается с любыми товарами, востребованными лишь в рамках какой-либо из культур – национальной одеждой, продуктами национальной кухни – или товарами, специфичными для использования в какой-то местности (пустыне, тайге, приморских районах).
  • Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Товары–заменители делят между собой рынок данного вида товаров. В том случае, когда цена на один из взаимозаменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится, то это, наоборот, привлечет покупателей из числа пользующихся товарами–заменителями. Таким образом, рост цены на товары–заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар. Указанный фактор наиболее важен для тех товаров, которые наиболее похожи на свои заменители, например, минеральную воду. Если же товар обладает какими-то уникальными свойствами, при которых найти полноценный заменитель трудно, значение этого фактора снижается.

К другим неценовым  факторам спроса относят:

  • Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.
  • Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот.
 

                                           4. Эластичность спроса 

         Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью. Эластичность - безразмерная величина, её использование снимает сложности, связанные с единицами и масштабами рассматриваемых величин.

         Эластичность – это мера реакции одной величины на изменение другой.

         Эластичность - важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов (цены, дохода и др.). Это показатель степени чувствительности, реакции потребителей к изменениям цены товара.

        Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их цены. Мерой такого измерения служит коэффициент эластичности спроса  EDР .

      Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

      

      где - эластичность спроса по цене;   

      DQ/Q — относительное изменение спроса; 

      DP/P — относительное изменение цены.

  Практическое  значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. И это  понятно. Когда мы говорим, что цена на "Сникерс" поднялась на 10 гривен — это слишком существенное для "Сникерса" изменение цены, его нельзя не заметить. Оно вызывает значительное изменение величины спроса. Рост цен автомобиля "Вольво" на 10 гривен практически не ощутим для покупателей этой автомашины, поэтому изменение цены и величины спроса дается в формуле эластичности не абсолютно, а относительно.

        

  Например, снижение цены стирального порошка  на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет  равен:

        

  Эластичность  спроса по цене будет всегда отрицательной  величиной, так как при увеличении цены величина спроса уменьшается (числитель  и знаменатель коэффициента эластичности имеют разные знаки). Однако для экономистов важно абсолютное значение этого коэффициента - ïEdpï, поэтому в начале формулы присутствует знак минус. 
 
 

5. Графики эластичности

       Графически эластичности соответствует крутизна наклона линейной функции (прямая линия) или касательной к кривой по отношению к оси объёма Q.  (Рис. 5.)

                   

               Рис. 4 

        В экономической литературе принято откладывать объемы по горизонтальной оси, а цены - по вертикальной. Если в качестве аргумента рассматривается цена – независимая переменная, а объем выступает в роли функции – зависимой переменной, то нужно иметь в виду, что оси аргумента и функции расположены непривычным образом.

        Если < 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. (Рис.5. а)

        Если >1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. (Рис.5. б)

       При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса. (Рис.5. в)

       На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

     Существует два крайних случая. В первом возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, = ∞. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси. Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным. (Рис.5. г)

     Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса =0. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси.

     Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т.п. (Рис.5. д)

                      

                  Рис.5   

       Точечную эластичность для линейной функции (прямая линия).

       Различают два вида эластичности: точечная и средняя или дуговая.

     Точечная эластичность применяется при малых приращениях (обычно до 5%) или в абстрактных задачах, где задаются непрерывные функции спроса:

     В тех случаях, когда приращение величин превышает 5%, а также, если у нас недостаточно данных и удалось, например, замерить две более или менее близкие точки на кривой спроса, то применяют для расчета коэффициент дуговой эластичности.

     Точечная эластичность — величина эластичности спроса по цене определялась для каждого значения цены, т. е. для каждой точки кривой спроса.

,

где (Q0,P0) – точка, для которой вычисляют эластичность, выражение  для функции спроса называется производной.

     Если кривая спроса задается линейной функцией  Q = а — bР, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен   = – b. Точечная эластичность линейной функции может выражаться тогда как  =–-b , где b — наклон кривой спроса.  

  Общая формула эластичности для линейной функции:

     

       Если график имеет вид прямой линии (линейной функции), то необходимо сделать два замечания.

       Во-первых, наклон и вид кривой спроса зависит от масштаба координатных осей, и потому не всегда можно верно оценить степень эластичности спроса по внешнему виду кривой. Можно сделать наклон линии спроса более или менее крутым, меняя масштабы осей. Hа следующих двух графиках изображена одна и та же функция, но при разном масштабе осей. (Рис. 6) 

                             

Рис. 6 

        Во-вторых, для линейного вида функции спроса (прямая линия) независимо от наклона к координатным осям, который всегда будет постоянным для данной кривой, эластичность спроса будет различной на разных участках. (Рис. 7)                                        

                                                                  

     Рис. 7 

      При одинаковых абсолютных изменениях цен DP на всем протяжении линии  одинаковыми будут и изменения объема  DQ, то есть    = const. Однако процентные изменения цен и объема спроса будут разными. В верхней части графика абсолютная величина эластичности спроса будет больше 1, приближаясь к бесконечности в точке P1

        В отношении     при постоянных числителях первая дробь при движении к P1 увеличивается, а вторая - уменьшается. В нижней части графика ситуация обратная. Первая дробь уменьшается, а вторая увеличивается. В результате абсолютное значение коэффициента эластичности уменьшается, стремясь к 0 в точке Q1. И только в середине графика, в точке    эластичность   спроса будет равна единице.   

       Дуговая эластичность.

       Допустим, мы хотим вычислить процентное изменение в случае, когда P изменила значение с P0=40 на P1=50:

  

или 25%. Если теперь рассчитать процентное изменение в обратном направлении, с P0=50 на P1=40,

  

получится несколько  другая величина 20%. Поэтому существует договоренность – при расчете эластичности считать процентные изменения не от начальной, а от средней точки интервала изменения. Иначе говоря – дуговая эластичность.

      Дуговая эластичность - примерная (ориентировочная) степень реакции спроса или предложения на изменения цены, дохода и других факторов.

       Во избежание возможных ошибок при измерении эластичности спроса, сопряженных с неадекватными показателями эластичности, получаемыми для одних и тех же точек, в зависимости от направления изменения цены, т.е. ее повышения или понижение, используют расчет дуговой эластичности, которая выражает эластичность спроса между двумя точками  D1D2, как процентное выражение изменения средней цены и среднего объема спроса, изображено точкой М. (Рис.8.)

Информация о работе Спрос. Факторы спроса. Эластичность спроса