Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:24, реферат
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной экономической переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов.
Введение
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной экономической переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов.
Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
Для предприятия при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.
С повышением цен
на продукцию фирмы можно ожидать,
при прочих равных условиях, снижения
спроса на нее, при этом активная деятельность
конкурентов, выпускающих продукты-
Однако интересно не только направление, но и величина изменения спроса. Как изменится величина спроса при повышении (понижении) цены продукции на 1, 10, 100 руб.? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.
Поэтому очень важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.
1. Эластичность спроса по цене
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:
(1)
где Q — изменение величины спроса, %; Р — изменение цены, %;
а «р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене 1.
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается – величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:
,
Если
абсолютная величина показателя ценовой
эластичности спроса больше 1, то мы имеем
дело с относительно эластичным спросом.
Иными словами, изменение цены в
данном случае приведет к большему
количественному изменению
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.
При коэффициенте
эластичности, равном 1, говорят о
единичной эластичности. В этом случае
изменение цены приводит к такому
же количественному изменению
На рис. 1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1, а снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса с Q0 до Q1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. он больше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации продукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.
Рис. 1, б графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с 3000 (300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов 2
Рис. 1. Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос
Существует два
крайних случая. Первый случай —
существование только одной цены,
при которой товар будет
Рис. 2. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен,
б — спрос абсолютно неэластичен
Другой крайний случай – изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п. 3
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:
– спрос эластичен;
– спрос неэластичен;
– спрос с единичной эластичностью.
Как измерить эластичность спроса по цене? Для этого необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:
(2)
Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса (см. рис. 1), но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.
Есть
еще одно обстоятельство, которое
следует учитывать при
Пример. Допустим, что небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и объема продаж известна (табл. 1). Нас интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных интервалах, выбранных нами для анализа 4
Таблица 1. Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса
Количество проданных батонов, шт. |
Цена, руб. |
Выручка, руб. |
Коэффициент эластичности |
500 |
3,5 |
1750 |
— |
1000 |
3,0 |
3000 |
4,3 |
1500 |
2,5 |
3750 |
2,2 |
2000 |
2,0 |
4000 |
1,3 |
2500 |
1,5 |
3750 |
0,8 |
Как измерить изменение
величины спроса? Возьмем второй интервал
– от 1000 до 1500 батонов. Величина спроса
изменилась на 500 батонов, или на 50% (500:1000=0,5).
Однако если мы рассмотрим изменение
величины спроса в обратном направлении,
т.е. с 1500 до 1000 батонов, то в процентном
отношении это составит лишь 33% (500:1500=0,33).
Такие различия создают сложности
при расчете коэффициента эластичности.
Поэтому для измерения
Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов составит 500:1250=0,4 (или 40%).
В общем виде формула для определения процентного изменения величины спроса ∆Q будет выглядеть:
(3)
где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.
Аналогично для определения процентного изменения цены ∆P выбранном интервале получаем:
(4)
где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.
Коэффициент эластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к приросту цены:
(5)
Рассчитав коэффициенты эластичности (см. табл. 1), получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах. В пределах первых трех интервалов спрос эластичен, в четвертом интервале – неэластичен.
На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса – к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.
2.1 Расчет эластичности по методу средней точки
Если вы попытаетесь рассчитать эластичность спроса по цене между двумя точками кривой спроса, вы быстро заметите досадную проблему: значение эластичности рассчитанной от точки А до точки В, не совпадает со значением эластичности, рассчитанной от точки В до точки А. Рассмотрим, к примеру, следующие данные:
Точка А: Цена = $ 4,
Количество = 120.
Точка В: Цена = $ 6,
Количество = 80.
При движении вдоль по кривой из точки А в точку В цена возрастает на 50 %, количество товара уменьшается на 33 %, что означает: эластичность спроса по цене составляет 33/50 или 0,66. Напротив при движении из точки В в точку А цена снижается на 33 %, а количество возрастает на 50 %, что означает: эластичность спроса по цене составляет 50/33 или 1,5.
Один из способов обойти эту проблему - использование метода средней точки для расчета эластичности. Стандартный способ расчета процентов измерения состоит в делении изменения на первоначальную величину. А при методе средней точки процентное изменение рассчитывается делением изменения на среднюю точку (или среднюю величину) между первоначальным и конечным значениями. Например, цена $ 5 - средняя точка между $ 4 и $ 6. Поэтому, согласно методу средней точки, изменение с $ 4 до $ 6 рассматривается как 40% - ное повышение, поскольку (6-4)/5* 100=40. Похожим образом, изменение с $ 6 до $ 4 рассматривается как 40% - ное снижение.
Поскольку метод средней точки позволяет получить значение изменений, которое не зависит от направления движения по кривой, его очень часто используют для расчета эластичности спроса по цене между двумя точками. В нашем примере средняя точка между точками А и В составляет:
Средняя точка: цена = $ 5, количество = 100.
Согласно методу средней точки, при движении из точки А в точку В цена возрастает на 40 %, а количество сокращается на 40 %. Аналогично, при движении из точки В в точку А цена снижается на 40 %, а количество возрастает на 40 %. В обоих направлениях эластичность спроса по цене равна 1.
Метод средней
точки можно представить
Эластичность спроса по цене = (6)
Числитель – это процентное изменение количества, рассчитанное с помощью метода средней точки, а знаменатель – это процентное изменение цены, рассчитанное с помощью метода средней точки.
Закон спроса гласит, что снижение цены товара повышает величину спроса. Эластичность спроса по цене показывает, насколько сильно величина спроса реагирует на изменение цены. Говорят, что спрос не эластичен, если величина спроса значительно изменяется при изменении цены. Спрос называет неэластичным, если он слегка изменяется в ответ на изменение цены.
Эластичность
спроса по цене на любой товар измеряет,
насколько охотно откажутся покупатели
от данного товара при повышении
его цены. Таким образом, эластичность
отражает действие множества экономических,
социальных и психологических сил,
которые формируют вкусы
Важным фактором, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Информация о работе Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса