Современный этап развития рынка труда в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе анализируется современный этап развития рынка труда в Беларуси. В центре внимания исследования, прежде всего, раскрываются вопросы занятости и заработной платы, основные методы борьбы с безработицей.

Задачи:

1. рассмотреть взаимосвязь рынка труда и государства;

2. проанализировать состояние рынка труда в Республике Беларусь;

3. выявить важнейшие направления и пути ограничения безработицы в Республике Беларусь

Содержание

Введение 3

1 Рынок труда 5

1.1 Структура и сущность рынка труда 5

1.2 Особенности современного рынка труда 6

1.3 Причины безработицы 7

2. Состояние рынка труда в Республике Беларусь 15

2.1 Анализ структуры и динамики безработицы в Республике Беларусь 15

2.2 Основные характеристики рынка труда: занятость и заработная плата 17

2.3 Проблемы государственного регулирования рынка труда в РБ 21

3. Основные методы борьбы с безработицей в Республике Беларусь 24

Заключение 29

Список использованных источников 31

Приложение

Работа содержит 1 файл

рынок труда в РБ.docx

— 104.70 Кб (Скачать)

     В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей численности безработных.

     Больше  всего безработных – представительниц слабого пола – насчитывается  в Гомельской (4,2 тыс. человек) и Брестской (4,1 тыс. человек) областях. В Гродненской области  - 2,9 тысяч человек.[13]

     Поэтому в рамках реализации государственной  и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение  трудового потенциала и занятости  женщин.

     Первоочередное  право направления на профобучение получают безработные матери, которые  длительное время не работали в связи  с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

     В 2008 году в республике обучение основам  предпринимательской деятельности по направлению службы занятости  прошли более 300 женщин.

     Для поддержки и развития индивидуального предпринимательства  в области из средств Фонда оказана финансовая поддержка в виде субсидий 316 безработным на основе предварительного изучения их деловых качеств, обучения и консультирования.

     За   2008  г. в области создано 19847 рабочих мест, из них 8409 на предприятиях и в организациях, 5986 индивидуальными предпринимателями, 5452 в малом бизнесе. Из общего количества  рабочих мест 6449 (32,5%) созданы в малых и средних городах,  2194 (11%) в сельских населенных пунктах.

     Государство поощряет женскую инициативу, связанную  с организацией самозанятости и  предпринимательской деятельности.  Так, в прошлом году службой занятости  предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, – женщина.

     Для снижения остроты женской безработицы  в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

     Активное  содействие занятости женщин дает результаты: за 2008 год их удельный вес в численности безработных сократился с 65,5% до 60,6%. В Гродненской области – с 66% на 2008г. до 60% на 2009г. [7, с. 72]

     В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

     В 2009 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс. безработных.

     Проблемы  трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

     В 2008 году оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено на забронированные рабочие места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированы затраты за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов.

     Органы  по труду, занятости и социальной защите населения предоставляют  предприятиям общественных организаций  инвалидов возвратные бюджетные  ссуды для создания рабочих мест.

     Под особым контролем находится трудоустройство  граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном  обеспечении.

     В 2009 году трудоустроено 98,1% таких людей (в 2008 году – 84,3%).

     Всего за 2008–2009 гг. обеспечено трудоустройство более 16,3 тыс. нерадивых родителей (99,2%).

     Заинтересованными органами государственного управления, нанимателями принимается комплекс мер по трудовой, медицинской и  социально-психологической реабилитации обязанных лиц. Основная цель – защитить интересы детей из неблагополучных  семей, возвратить асоциальных родителей  к здоровому, трудовому образу жизни, добросовестному выполнению семейных обязанностей.

     Одной из существенных проблем в сфере  занятости населения является структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

     За  последние годы на национальном рынке  труда  сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими  профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.

     Для обеспечения количественного и  качественного соответствия между  предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно  с органами образования, отраслевыми  министерствами и  местной властью  должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.

     По  прогнозам Международного исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (Соединенное  Королевство Великобритании и Северной Ирландии), в ближайшие 15 лет:

     - в развитых странах будут наблюдаться дальнейшее старение населения и повышение значимости роли женского труда в экономике;

     - более востребованными на рынке труда станут работники с развитыми творческими способностями.

     Ожидается, что к 2020 году наступит настоящая  борьба за талантливые кадры, легко  адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям, умеющие адекватно реагировать на поставленные задачи и принимать оптимальные решения.

     Среди наиболее востребованных профессий  будущего называют специалистов IT-технологий, работников в сфере финансов и  медицины.

     Решению проблемы занятости в сельской местности способствует реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.

     В 2009 году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному.

     Решить  проблемы занятости сельчан в  немалой степени позволяет развитие агро- и экотуризма. В прошлом году граждане, желающие заниматься этим видом бизнеса, получили льготы.

     Указ  Главы государства от 27 марта 2008 г. № 185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агро- и экотуризма» определил упрощенный порядок регистрации объектов, который распространен на желающих принимать туристов жителей деревень, а также городских поселков и городов с численностью населения до 20 тыс. человек. Кроме того, у владельцев агроусадеб появилась возможность сотрудничать с туристическими фирмами. [13]

     Одним из направлений политики занятости  является регулирование внутренней трудовой миграции и перераспределение трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах.

     «И  работу надо искать в целом по республике, а не в конкретном населенном пункте. Нам нужны работники на сельхозпредприятия, на вновь создаваемые заводы, строители самых разных специальностей», – подчеркнул Глава государства в ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 29 апреля 2008 г.

     Следует отметить, что государственной службой  занятости в нашей стране уже  используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработных на новое место жительства.

     Так, в прошлом году переехали на новое  место жительства и получили рабочие  места 346 семей. 10 лет назад их число не превышало 20–25.

     Однако  это не в полной мере удовлетворяет  потребности трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей  силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых  сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому  следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных  органов по созданию необходимых  условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении  эффективной занятости граждан.

   Таким образом, основными методами борьбы с безработицей в РБ являются:

    1. Создание новых рабочих мест параллельно с уже существующими и не используемыми не имеет смысла. Кроме того, у государства и предприятий нет средств, а серьезные иностранные инвестиции в Беларусь в ближайшие годы не предвидятся.

    2. Расширение сферы услуг. Ввиду значительного падения уровня жизни спрос на услуги сокращается. Растут лишь услуги госсектора, что является негативным явлением.

    3. Дотации на создание рабочих мест, льготы при найме, помощь малому и среднему бизнесу и других  мероприятия, требующие расходов из бюджета или сокращения поступлений в бюджет, сейчас тоже практически нереализуемы.

    4. Переобучение кадров. Эта мера помогает, когда одни отрасли угасают, а другие развиваются, то есть при структурной перестройке хозяйства.  Сейчас же идет спад во всех отраслях, который обусловлен общественным кризисом.[9, с. 105-107] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Рост  безработицы в экономике связан не с ограниченностью ёмкости  рынка, как на западе, а с разбалансированностью  экономических связей, структурными диспропорциями, несогласованностью процессов  высвобождения рабочей силы, её перераспределения  и трудоустройства, конверсией оборонных  предприятий.

    Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить  свой коллектив. Практикуется система  длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически, сформировалась скрытая  безработица, масштаб ее возрастает по мере свертывания производства. Квалифицированные работники из таких предприятий уходят, что  ведет к снижению квалификационного  уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую  общество платит за них.

    Исходя  из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив  его невозможно наладить эффективную  деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Белоруссией. Экономика РБ сейчас находится в глубоком кризисе. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние  годы численность занятого населения значительно сократилась. 

    Однако  уровень безработицы в Беларуси остается одним из самых низких в  Европе. По данным органов статистики, в начале этого года в государственных  службах занятости на учете стояли чуть более 109 тысяч человек, или 2,4% от трудоспособного населения республики. Но рынок труда Беларуси в этом смысле характеризуется достаточно низким уровнем зарегистрированной безработицы по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы. Эксперты констатируют довольно высокий  уровень скрытой безработицы. Так, в режиме неполной занятости в  прошлом году работало свыше 460 тысяч  человек, чуть меньше половины которых  продолжительный период вообще не выходили на работу, находясь в вынужденном  отпуске по предложению работодателя[12].

     В ходе написания курсовой работы можно сделать ряд важных выводов, которые  подробно рассмотрелись в работе:

    - отношение к безработице не  является однозначным, оно зависит  и от возраста, и от пола, и  от образования;

    - наиболее болезненно безработица  воспринимается старшим поколением  и женщинами;

    - последствия безработицы проявляются  практически во всех областях  экономической и социальной жизни  общества и оказывают непосредственное  влияние  на экономику страны  в целом, так и на каждого  участника экономического процесса;

Информация о работе Современный этап развития рынка труда в Беларуси