Современный этап развития рынка труда в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе анализируется современный этап развития рынка труда в Беларуси. В центре внимания исследования, прежде всего, раскрываются вопросы занятости и заработной платы, основные методы борьбы с безработицей.

Задачи:

1. рассмотреть взаимосвязь рынка труда и государства;

2. проанализировать состояние рынка труда в Республике Беларусь;

3. выявить важнейшие направления и пути ограничения безработицы в Республике Беларусь

Содержание

Введение 3

1 Рынок труда 5

1.1 Структура и сущность рынка труда 5

1.2 Особенности современного рынка труда 6

1.3 Причины безработицы 7

2. Состояние рынка труда в Республике Беларусь 15

2.1 Анализ структуры и динамики безработицы в Республике Беларусь 15

2.2 Основные характеристики рынка труда: занятость и заработная плата 17

2.3 Проблемы государственного регулирования рынка труда в РБ 21

3. Основные методы борьбы с безработицей в Республике Беларусь 24

Заключение 29

Список использованных источников 31

Приложение

Работа содержит 1 файл

рынок труда в РБ.docx

— 104.70 Кб (Скачать)

    Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении  органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли  уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым  служащим пришлось бы искать работу. А  поскольку шансов на трудоустройство  в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить  такое развитие событий. Вместе с  тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат [3, С. 92].

    Создание  условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит  в том, что людям помогают открыть  собственное дело, чтобы они могли  прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

    Реализация  программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет  по пожилым (их уже никто не хочет  брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и  самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта). 
 
 
 
 
 

    2. Состояние рынка труда в Республике Беларусь 

  2.1. Анализ структуры и динамики безработицы в Республике Беларусь. 

      Рынок труда в республике начал формироваться в сложных социально-экономических условиях, характеризуемых существенным спадом производства, снижением покупательского спроса и уровня жизни людей. Всё это привело к резкому уменьшению занятости и спроса на рабочую силу, к появлению скрытой  и открытой безработицы.

    Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить  свой коллектив. Практикуется система  длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически, сформировалась скрытая  безработица, масштаб ее возрастает по мере свертывания производства. Квалифицированные работники из таких предприятий уходят, что  ведет к снижению квалификационного  уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую  общество платит за них.

     Все имеющиеся взгляды на причины  безработицы в странах СНГ, в  частности в Республике Беларусь, можно сгруппировать следующим  образом.

    Во-первых, причиной безработицы может стать  относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем  национального производства. Этот фактор безработицы особо силен в  развивающихся странах.

      Во-вторых, безработица может быть  результатом изменений в структуре  экономики, в том числе - в  технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной,  т.к. на смену старым отраслям  и производствам приходят новые.

    В-третьих, безработица может временно увеличиться  из-за естественных желаний людей  найти работу «по душе», с лучшими  условиями труда и оплаты (фрикционная  безработица).

      В-четвертых, особо сильное увеличение  уровня безработицы происходит  в результате циклического спада  в экономике. Этот вид безработицы  является наиболее опасным, так  как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица  – уменьшение общего уровня  доходов – снижение совокупного  спроса – падение производства  – безработица и т.д. 

      В-пятых, генератором безработицы  может стать активное вмешательство  государства и профсоюзов в  отношения между наемным работником  и работодателем, что приводит  к рыночной негибкости заработной  платы и заставляет предпринимателей  решать проблему достижения максимальной  прибыли путем сокращения занятости.

    Все эти причины безработицы  влияют на размер и динамику безработицы.

В Беларуси уровень зарегистрированной безработицы на 1 июля 2009 года составил 1% к численности экономически активного населения страны,. Для сравнения: на 1 июня 2008 года этот показатель равнялся 1,1%, на 1 июля 2007 года - 1,5%.[13]

     Правительство уделяет особое внимание ситуации на рынке труда республики, в первую очередь, в наиболее проблемных с  этой точки зрения малых и средних  городах, населенных пунктах. Реализация запланированных показателей в сфере занятости населения (в том числе по численности занятых в экономике), выполнение мер по снижению напряженности на рынке труда находится под жестким контролем.

     Количество  безработных в республике неуклонно  снижается, а количество вакансий, заявленных нанимателями в госслужбу занятости, регулярно возрастает. Так, на 1 июля 2009 года в банке данных насчитывалось более 57 тыс. свободных рабочих мест (в 2009 году было 50,4 тыс.). Причем только за июнь текущего года число заявленных нанимателями свободных рабочих мест увеличилось на 3,8 тыс.

     За  последние годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24%.

     По  состоянию на 2009 год количество вакансий в Минской области превысило численность зарегистрированных безработных на 1,2 тыс., в Могилевской области - практически сравнялось, а в Минске количество вакансий почти в 6 раз превышает численность безработных.

     Снижение  численности безработных и увеличение числа вакансий привело к тому, что возможность условного трудоустройства  возросла за год в целом по республике с 75,8% до 123,1%. Хотя при этом сохраняется  структурный и территориальный  дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы, уточнил представитель  Минтруда и соцзащиты.

     На  достаточно высоком уровне остается численность граждан, обратившихся в службу занятости за содействием  в трудоустройстве. В 2007 году обратились в госслужбу занятости 158,8 тыс. человек - на 2,8% больше по сравнению с 2006 года. Это свидетельствует, в том числе, и о востребованности услуг службы занятости. Акцентируется внимание на том, что для трудоустройства неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан установлены дополнительные гарантии занятости, принимаются меры по стимулированию нанимателей к приему их на работу.

     Весьма  остро стоит проблема трудоустройства  молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных. 

     С целью снижения молодежной безработицы  и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации. [9, с. 219].

     Немаловажной  гарантией трудоустройства выпускников  высших, средних специальных и  профессионально-технических учебных  заведений является их государственное  распределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников. 

     Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также  молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства  на специально созданные ученические  места по программе «Молодежная практика».

     Так, в 2008 году на забронированные рабочие  места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека.

     Кроме того, учащиеся и студенты имеют  возможность подработать в свободное  от учебы время в лагерях труда  и отдыха, а также на временных  рабочих местах в школьных и межшкольных  учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов  занято в сельскохозяйственных и  ремонтно-строительных организациях республики.

     В 2008 году организована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

     Подготовительная  работа в первом квартале 2008 года по формированию банков данных учащейся и студенческой молодежи и нанимателей, заинтересованных в проведении данных работ, позволила трудоустроить 6,2 тыс. учащихся с оплатой труда из средств Фонда социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты  Республики  Беларусь. Учащиеся занимались пошивом постельного белья, штор, полотенец, мягких игрушек  для безвозмездной передачи их в дома-интернаты, отделения круглосуточного пребывания для пожилых людей.  Ремонтировали школьные помещения, мебель, благоустраивали и озеленяли территории школ, ремонтировали книжный фонд школьных и городских библиотек, вели учет военнообязанных в военкоматах и т.д. Организаторами работ выступили районные отделы образования, учреждения образования, отделы культуры райисполкомов, центр творчества детей и молодежи, военкоматы, сельские исполкомы.

     В Беларуси сохраняются определенные различия в состоянии и возможностях региональных рынков труда. Так, на конец  2008 г. в целом по республике на 1 безработного условно приходилось 1,36 вакантных рабочих места, в г. Минске – 4,6, а в Витебской области – только 0,8.

     Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов  неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.

     Так, на конец 2008 г. из 118 районов и 12 городов областного подчинения в 85-ти уровень безработицы был ниже 1%, в 37-ми – 1,1%–1,5%, в 6-ти – 1,6%–2%, в 2-х – более 2%.

     Для ускорения решения проблем социально-экономического развития таких административно-территориальных  единиц реализуется Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265.

     Программой  предусматривается реализовать  в 187 населенных пунктах около 1 000 инвестиционных проектов. В результате уровень безработицы должен снизиться до 1%, приблизившись к средним показателям по области, заметно повысится качество жизни населения.

     В 2008 году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости.

     Как результат, за 2009 год улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных там снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27%. [12] 

     2.2 Основные характеристики  рынка труда: занятость и заработная плата 

          Основным вопросом макроэкономической теории рынка труда является вопрос достижения полной продуктивной занятости экономически активного населения.

     В условиях рыночной экономики важное социальное значение приобретают проблемы занятости и безработицы.

     Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход.

     В соответствии с классификацией МОТ  к экономически активному населению относят часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы населения включает занятых и безработных.

Различают также несколько видов занятости: продуктивную, социально полезную, полную, эффективную и др.

     Продуктивная  занятость - это занятость населения в общественном производстве.

     Социально полезная занятость определяется числом людей, не только занятых в общественном производстве, но и военнослужащих, учащихся (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.

Информация о работе Современный этап развития рынка труда в Беларуси