Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 01:09, курсовая работа
В данной работе анализируется современный этап развития рынка труда в Беларуси. В центре внимания исследования, прежде всего, раскрываются вопросы занятости и заработной платы, основные методы борьбы с безработицей.
Задачи:
1. рассмотреть взаимосвязь рынка труда и государства;
2. проанализировать состояние рынка труда в Республике Беларусь;
3. выявить важнейшие направления и пути ограничения безработицы в Республике Беларусь
Введение 3
1 Рынок труда 5
1.1 Структура и сущность рынка труда 5
1.2 Особенности современного рынка труда 6
1.3 Причины безработицы 7
2. Состояние рынка труда в Республике Беларусь 15
2.1 Анализ структуры и динамики безработицы в Республике Беларусь 15
2.2 Основные характеристики рынка труда: занятость и заработная плата 17
2.3 Проблемы государственного регулирования рынка труда в РБ 21
3. Основные методы борьбы с безработицей в Республике Беларусь 24
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение
Некоторое
облегчение может принести, например,
предоставление возможности досрочного
выхода на пенсию работникам, еще не
достигшим пенсионного
Создание
условий для роста
Реализация
программ поддержки молодых работников.
Тяжелее всего безработица
2.
Состояние рынка труда
в Республике Беларусь
2.1. Анализ
структуры и динамики
безработицы в Республике
Беларусь.
Рынок труда в республике начал формироваться в сложных социально-экономических условиях, характеризуемых существенным спадом производства, снижением покупательского спроса и уровня жизни людей. Всё это привело к резкому уменьшению занятости и спроса на рабочую силу, к появлению скрытой и открытой безработицы.
Предприятия,
находящиеся в кризисных
Все имеющиеся взгляды на причины безработицы в странах СНГ, в частности в Республике Беларусь, можно сгруппировать следующим образом.
Во-первых,
причиной безработицы может стать
относительно избыточное население, «лишнее»
по сравнению с достигнутым
Во-вторых, безработица может быть
результатом изменений в
В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе», с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).
В-четвертых, особо сильное
В-пятых, генератором
Все эти причины безработицы влияют на размер и динамику безработицы.
В Беларуси уровень зарегистрированной безработицы на 1 июля 2009 года составил 1% к численности экономически активного населения страны,. Для сравнения: на 1 июня 2008 года этот показатель равнялся 1,1%, на 1 июля 2007 года - 1,5%.[13]
Правительство уделяет особое внимание ситуации на рынке труда республики, в первую очередь, в наиболее проблемных с этой точки зрения малых и средних городах, населенных пунктах. Реализация запланированных показателей в сфере занятости населения (в том числе по численности занятых в экономике), выполнение мер по снижению напряженности на рынке труда находится под жестким контролем.
Количество безработных в республике неуклонно снижается, а количество вакансий, заявленных нанимателями в госслужбу занятости, регулярно возрастает. Так, на 1 июля 2009 года в банке данных насчитывалось более 57 тыс. свободных рабочих мест (в 2009 году было 50,4 тыс.). Причем только за июнь текущего года число заявленных нанимателями свободных рабочих мест увеличилось на 3,8 тыс.
За последние годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24%.
По состоянию на 2009 год количество вакансий в Минской области превысило численность зарегистрированных безработных на 1,2 тыс., в Могилевской области - практически сравнялось, а в Минске количество вакансий почти в 6 раз превышает численность безработных.
Снижение
численности безработных и
На достаточно высоком уровне остается численность граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве. В 2007 году обратились в госслужбу занятости 158,8 тыс. человек - на 2,8% больше по сравнению с 2006 года. Это свидетельствует, в том числе, и о востребованности услуг службы занятости. Акцентируется внимание на том, что для трудоустройства неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан установлены дополнительные гарантии занятости, принимаются меры по стимулированию нанимателей к приему их на работу.
Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных.
С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации. [9, с. 219].
Немаловажной
гарантией трудоустройства
Выпускники,
не подлежащие распределению и испытывающие
проблемы с трудоустройством, а также
молодежь, прошедшая профобучение по
направлению государственной
Так, в 2008 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека.
Кроме
того, учащиеся и студенты имеют
возможность подработать в
В 2008 году организована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.
Подготовительная работа в первом квартале 2008 года по формированию банков данных учащейся и студенческой молодежи и нанимателей, заинтересованных в проведении данных работ, позволила трудоустроить 6,2 тыс. учащихся с оплатой труда из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Учащиеся занимались пошивом постельного белья, штор, полотенец, мягких игрушек для безвозмездной передачи их в дома-интернаты, отделения круглосуточного пребывания для пожилых людей. Ремонтировали школьные помещения, мебель, благоустраивали и озеленяли территории школ, ремонтировали книжный фонд школьных и городских библиотек, вели учет военнообязанных в военкоматах и т.д. Организаторами работ выступили районные отделы образования, учреждения образования, отделы культуры райисполкомов, центр творчества детей и молодежи, военкоматы, сельские исполкомы.
В Беларуси сохраняются определенные различия в состоянии и возможностях региональных рынков труда. Так, на конец 2008 г. в целом по республике на 1 безработного условно приходилось 1,36 вакантных рабочих места, в г. Минске – 4,6, а в Витебской области – только 0,8.
Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.
Так, на конец 2008 г. из 118 районов и 12 городов областного подчинения в 85-ти уровень безработицы был ниже 1%, в 37-ми – 1,1%–1,5%, в 6-ти – 1,6%–2%, в 2-х – более 2%.
Для
ускорения решения проблем
Программой предусматривается реализовать в 187 населенных пунктах около 1 000 инвестиционных проектов. В результате уровень безработицы должен снизиться до 1%, приблизившись к средним показателям по области, заметно повысится качество жизни населения.
В 2008 году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости.
Как
результат, за 2009 год улучшилась и стабилизировалась
ситуация с трудоустройством в 166 малых
городах республики, численность безработных
там снизилась на 2,9 тыс. человек, или на
27%. [12]
2.2
Основные характеристики
рынка труда: занятость
и заработная плата
Основным вопросом макроэкономической теории рынка труда является вопрос достижения полной продуктивной занятости экономически активного населения.
В условиях рыночной экономики важное социальное значение приобретают проблемы занятости и безработицы.
Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход.
В соответствии с классификацией МОТ к экономически активному населению относят часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы населения включает занятых и безработных.
Различают
также несколько видов
Продуктивная занятость - это занятость населения в общественном производстве.
Социально полезная занятость определяется числом людей, не только занятых в общественном производстве, но и военнослужащих, учащихся (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками.
Информация о работе Современный этап развития рынка труда в Беларуси