Современный этап развития рынка труда в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе анализируется современный этап развития рынка труда в Беларуси. В центре внимания исследования, прежде всего, раскрываются вопросы занятости и заработной платы, основные методы борьбы с безработицей.

Задачи:

1. рассмотреть взаимосвязь рынка труда и государства;

2. проанализировать состояние рынка труда в Республике Беларусь;

3. выявить важнейшие направления и пути ограничения безработицы в Республике Беларусь

Содержание

Введение 3

1 Рынок труда 5

1.1 Структура и сущность рынка труда 5

1.2 Особенности современного рынка труда 6

1.3 Причины безработицы 7

2. Состояние рынка труда в Республике Беларусь 15

2.1 Анализ структуры и динамики безработицы в Республике Беларусь 15

2.2 Основные характеристики рынка труда: занятость и заработная плата 17

2.3 Проблемы государственного регулирования рынка труда в РБ 21

3. Основные методы борьбы с безработицей в Республике Беларусь 24

Заключение 29

Список использованных источников 31

Приложение

Работа содержит 1 файл

рынок труда в РБ.docx

— 104.70 Кб (Скачать)

     Полная  занятость - это такое состояние общества, где все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.

     Эффективная занятость характеризуется с двух то чек зрения: с экономической - как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной как наиболее полное соответствие интересам человека труда.

     Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная - с качественной.

     Рабочая сила, будучи товаром, реализует себя на рынке труда, представляющем собой  социально- экономические отношения  по поводу найма рабочей силы и  ее использования между работодателем  и рабочей силой. Величина рынка  труда определяется как трудовыми  ресурсами так и масштабами развития производительных сил. Для любого товарного  рынка присущи свои характерные  особенности. Характерной чертой рынка  труда, отличающей его от любого товарного  рынка, является то, что наем и использование  рабочей силы, с одной стороны, происходит на основе добровольности как работника, так и работодателя, и, с другой стороны,- обеспечения  социальных гарантий со стороны государства.

     На  рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. Все это происходит с учетом профессии, работы и занятости. Занятость представляет собой деятельность граждан, связанной  с удовлетворением личных и общественных потребностей на основе получения ими  заработка (трудовой доход). Она имеет  несколько видов.

     Вид занятости

  • полная
  • совместительская
  • другие виды
  • неполная
  • временная

Группы  граждан, считающиеся  занятыми

  • работающие  по найму;
  • временно отсутствующие в связи с отпуском и другими причинами;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой;
  • избранные на оплачиваемые должности;
  • проходящие службу в Вооруженных силах, МВД;
  • учащиеся и студенты очного обучения.

     Из  определения сущности категории  “Занятости” следует, что она  является естественным условием существования  каждого человека. Но для рыночной экономики неприемлема категория  полной занятости по следующим причинам:

       во-первых, значительная часть работников  в течение своей трудовой активности  по различным причинам (переезд  на новое место жительства, получение  новой квалификации, учеба, уход за детьми и т.д.), меняет место работы по собственному желанию. При этом его поступление на другое место работы может пройти тот или иной промежуток времени в  течение которого указанные лица относятся к категории незанятых. Данная категория составляет фрикционную безработицу.

       во-вторых, научно- технический прогресс постоянно перестраивает структуру производства, и в этой связи возникает проблема несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. В результате на каждого незанятого вследствие закрытия ”старых “ отраслей может приходиться лишь несколько вакантных мест в “новых” отраслях. Это структурная или технологическая безработица. Для ее преодоления необходимо государству и частным фирмам создавать центры по переподготовке кадров.

       в-третьих, цикличность развития рыночной экономики приводит к сокращению спроса на рабочую силу в период депрессии и кризиса. Возникает циклическая безработица. Ликвидировать этот вид безработицы невозможно, так как нельзя отменить цикличность экономического роста. Антикризисные мероприятия могут лишь “сгладить” экономический спад и, несколько уменьшить число временно высвобождаемых работников.

        в-четвертых, существует скрытая безработица, которая возникает прежде всего за счет сезонных работ, в строительстве и сельском хозяйстве.

        в-пятых, есть застойная безработица, основу которой составляют лица не имеющие и не ищущие работу, по крайней мере в сфере легальной экономики.

     Государственная политика в области занятости  населения направлена на:

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор формы занятости;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан. Содействие развитию их способностей к производительному труду путем координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономики и социальной политики;
  • соблюдение принципа добровольности труда, свободного выбора вида занятости путем поощрения работодателей, создающих новые рабочие места;
  • обеспечение социальной защиты населения в области занятости на основе координации деятельности государственных органов, профсоюзов, предпринимателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.

     Вопросами регулирования занятости населения  занимаются различные органы государственной  власти и общественные организации [11, с. 462].

      Переходные экономики демонстрируют  высокий уровень безработицы,  нарастающий в результате интенсивной  реструктуризации крупных предприятий  государственной формы собственности.  Но рынок труда Беларуси в  этом смысле характеризуется  достаточно низким уровнем зарегистрированной  безработицы по сравнению со  странами Центральной и Восточной  Европы (Таблица 2 [14, С.442]). 

    Таблица 2

      Уровень зарегистрированной безработицы в странах Центральной и Восточной Европы, странах Балтии и СНГ 

    Страны     2000     2005     2006     2007     2008
Болгария     13.7     12.2     16.0     18.0     16.7
Чехия     5.2     7.5     9.4     9.0     8.5
Латвия     14.8     14.0     14.4     8.1     7.7
Литва     14.1     13.3     14.1     11.8     12.1
Польша     8.6     10.4     13.0     13.9     16.2
Беларусь     2,1     1,5     1,1     1,0     0,8
Молдавия     1.5     1.9     2.0     2.1     1.9
Россия     11.2     13.3     11.7     9.8     8.2
Украина     2.3     3.7     4.3     4.2     3.7
 

        

    В течение 2008 и первой половины 2009 года уровень зарегистрированной безработицы все еще остаётся на стабильно низком уровне – 0,8%. Это достигается, прежде всего, благодаря командно-административному правительственному контролю занятости во всех регионах и секторах экономики. Однако сегодня удержание излишней численности работников на предприятиях, организациях и учреждениях народно-хозяйственного комплекса стало выгодным как для нанимателей, так и для наёмных работников. Формой адаптации со стороны нанимателей стала политика работы в режиме неполного рабочего дня и неполной рабочей недели, предоставления неоплачиваемых административных отпусков. Таким образом, массовым явлением в трудовых отношениях республики стала скрытая безработица.     

    Почему  же на настоящем этапе переходного  периода нанимателям выгоднее содержать  излишнюю численность наёмных работников?

    Во-первых, затраты по сокращению численности  намного превосходят затраты  на содержание излишней численности  в краткосрочной перспективе.         

    Во-вторых, подготовка специалистов требует определённых затрат и времени, поэтому сохраняя работников в «трудные времена», администрация  предприятий сохраняет постоянное предложение труда.

    В-третьих, позитивные ожидания менеджмента об улучшении финансово-экономического положения предприятия и роста  объёмов производства предполагают необходимость увеличения численности  работающих. Однако такая политика предупреждения массовых увольнений и  удержания излишней численности  работников замедляет темпы реструктуризации и экономической стабилизации. Сохранение занятости на высоком уровне становится более затратным для экономики  в целом, увеличивая количество убыточных, не привлекательных для внутренних и внешних инвестиций предприятий. 
       Для наёмных работников оставаться занятыми без выполнения трудовых функций или просто «числится» на предприятиях также оказывается выгодным, т.к.:

    Во-первых, действующее трудовое законодательство гарантирует оплату простоя по производственным причинам в размере 2/3 тарифа. «Непроизводительная» заработная плата превышает в  несколько раз пособие по безработице  и тем самым удерживает работников от поисков новой работы.

    Во-вторых, предприятия являются дистрибьюторами  государственной системы социальной защиты населения. Только занятые в  народном хозяйстве находятся под  социальной защитой государства. Кроме  того, коллективные договора предприятий  предлагают для своих работников широкий круг социальных льгот и  гарантий за счёт своих собственных  средств.

    В-третьих, за время переходного периода  предприятия неоднократно стабилизировали  экономическое положение, что создаёт  позитивные ожидания наёмных работников о будущем благополучии предприятия.

    В-четвёртых, предложения на рынке труда настолько  незначительны, что не представляется возможным найти новое рабочее  место, соответствующее квалификации и с достаточным уровнем оплаты труда.      

     В сложившихся экономических условиях заработная плата наёмных работников на основном рабочем месте не отражает основной доход населения. Реальные доходы всё больше попадают в зависимость  от деятельности в неформальном секторе  экономики. Параллельная активность населения  сосредоточена в секторах подсобного хозяйства, посреднической деятельности, рыночной торговли. Недоразвитость формального  и частного секторов экономики создала  условия для извлечения доходов  в теневом секторе, тем самым, лишив государство поступления  налогов в бюджет. Более того, такая ситуация препятствует возрождению  деловой активности, ведёт к потере профессиональных навыков, снижает  производительность труда. В дальнесрочной  перспективе такие механизмы  приспособления консервируют реформирование рынка труда, осложняют макроэкономическую стабилизацию [15, с. 254] 

    2.3 Проблемы государственного  регулирования рынка  труда в Республике  Беларусь 

     К основным проблемам обеспечения  занятости населения относятся:

  • снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;
  • создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;
  • достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;
  • повышение территориальной мобильности рабочей силы.

     Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите:

  • молодежи;
  • инвалидов;
  • лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях;
  • граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Информация о работе Современный этап развития рынка труда в Беларуси