Современный финансовый кризис, его особенности и пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являются изучение основных причин и факторов российского финансового кризиса 2008 года, рассмотрение хронологии кризиса финансовой системы, а также анализ особенностей пост кризисного развития финансового и реального секторов мировой и российской экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2-3
Глава 1 Истоки и причины финансового кризиса…………………………………4-7
1.1 Природа финансового кризиса …………………………………………………8-13
1.2 Современная мировая финансовая система…………………………………....14-15
1.3Альтернативные взгляды на кризис…………………………………………….16
Глава 2 Финансовый кризис 2008 года в России………………………………….17-19
2.1 Начало кризиса. Падение фондового рынка: август — октябрь 2008 года….20-21
2.2 Хронология дальнейшего развития кризиса…………………………………...22-25
2.3 Как пережить финансовый кризис.......................................................................26
Глава 3 Пути выхода из кризиса развитых стран и России……………………… 27-32
3.1 Общая политика финансовой стабильности…………………………………. . 33-36
3аключение…………………………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………………………………………..38
Приложение…………………………………………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

Титульный Лист.docx

— 136.75 Кб (Скачать)

 Установление  контроля над кредитными организациями,  затронутыми кризисом, является  первым шагом по их оздоровлению. Главным направлением рекапитализации  является списание с баланса  банков убыточных операций и  пополнение их капиталов за  счет средств государства. Начиная  с сентября 2008 года, в России уже  было совершено несколько операций  покупки проблемных банков финансовыми структурами, приближенными к государству. Кроме того, на поддержание банковской системы была пущена значительная часть распакованных золотовалютных резервов страны.

- Снижение налоговой  нагрузки на предприятия. 

 В ноябре 2008 года в спешном порядке был  принят закон (№ 224-ФЗ от 26.11.08), вносящий изменения в часть  вторую НК РФ и предусматривающий  снижение налогового бремени  на предприятия, что поможет  хоть как-то сократить их расходы.  Большое значение уменьшение  налоговой нагрузки будет иметь  для нефтяного сектора, налоговые  отчисления которого в 2009 году  сократятся на 250 миллиардов рублей, что особенно актуально в условиях  снижения цен на энергоносители. Кроме того, подобные меры выхода  из кризиса позволят увеличить  темпы роста ВВП. 

- Приобретение  проблемных активов у компаний, чья деятельность имеет большое  значение для экономики страны, и поддержка отдельных отраслей  народного хозяйства. 

 В декабре  2008 года был опубликован список 295 компаний, которым государство  готово оказать поддержку в  случае тяжелого финансового  положения. От каждой отрасли  выделено примерно по 10 компаний. Вмешательство государственного  капитала должно помочь выйти  из кризиса ключевым отраслям  и предприятиям страны. К сожалению,  большинству компаний, пострадавших  от кризиса, восстанавливаться  придется собственными силами, т.к.  рассчитывать на господдержку  смогут только ключевые для  страны компании.

Стоит отметить, что к указанным мерам для  того, чтобы выйти из кризиса, прибегает  сегодня не только Россия, но и США, и страны Запада. Кроме того, решить проблемы в одиночку не под силу никому, поэтому поиск путей выхода из кризиса должен быть задачей международного масштаба.

Выход из кризиса - корпоративный  взгляд

 Что касается  непосредственно сферы производства  товаров и оказания услуг, то  для того, чтобы выжить в кризис, предприятия должны придерживаться  следующих принципов работы:

- сокращение  рискованных инвестиционных программ  и избавление от активов с  высокой долей риска (в т.ч.  и ценных бумаг);

- реализация  только тех проектов, которые  обеспечивают гарантированное получение  прибыли; 

- снижение издержек  производства всеми доступными  способами; 

- несмотря на  предыдущий пункт, поддержание  качества, а соответственно и  конкурентоспособности собственной  продукции; 

- и, пожалуй,  самое главное: необходимо избегать  проявлений паники, которые могут  сказаться на потере и поставщиков,  и клиентов, и на принятии неверных  решений. 

                         3.1 Общая политика финансовой стабильности

Необходимы значительные преобразования для приспособления экономической системы к новым  условиям функционирования. Наблюдается  глобальное отсутствие доверия между  контрагентами и широкое распространение  накопления запасов наличности, до такой степени, что проблемы низкой ликвидности и платежеспособности приходится решать в основном с помощью  государственных органов.

Основной целью  должно стать прерывание негативной обратной связи между финансовой системой и экономикой. Для ее достижения необходимо сфокусироваться на восстановлении доверия к институтам и рынкам и на сокращении давления на банки  по уменьшению предоставления новых  кредитов как части программы  снижения размеров заемного капитала.

Новый подход должен содержать широкий набор мер, включая поддержку ликвидности  банков и близких им институтов таких  как брокерские, дилерские компании и фонды денежного рынка; поддержку жилищному рынку; расширение страхования депозитов; и запрет коротких продаж.

Меры  относительно проблемных активов.

Поскольку частный  сектор предпочитает сбросить проблемные активы, нежели снизить долю заемного капитала, государство может предупредить продажи активов по бросовым ценами, что сократило бы банковский капитал. Скупка активов государством позволит переоценить их и установить рыночные цены. Страны, в которых банковские активы высоко секьюретизированы или  характеризуются другими проблемами, могут предусмотреть механизмы  государственной скупки или предоставления долгосрочного кредитования таких  проблемных активов. Это позволит повысить определенность относительно состояния  банковских бухгалтерских балансов. Компании, участвующие в таких  программах, должны обеспечить законодательную  четкость и финансовую ответственность  их осуществления. Необходимо отметить, что управление такими программами  должно быть ограждено от политической предвзятости.

Необходимо обеспечить адекватное установление цен на активы, чтобы их стоимость была прямо  связана с их качеством. Так же существует риск, что институты, выдвинувшие  свои слабые активы на продажу, могут  выиграть на этой ситуации и обогатиться, по сравнению с честно работавшими  предыдущие годы институтами, чьи активы обладают приемлемым качеством. Очевидно, в Европе внедрение подобной программы  должно проходить на уровне каждой отдельной страны, но в рамках общего выработанного подхода. Такое сотрудничество помогло бы решить задачу пересмотра существования множества разнородных  режимов страхования депозитов, что является одной из наиболее необходимых  реформ европейской финансовой системы.

Меры  по укреплению позиций  капитала.

Для того чтобы  выдача кредитов росла при укреплении соотношения собственного к заемному капиталу, необходимы дополнительные правительственные вливания капитала, по оценкам МВФ равные 675 млрд. долл. США. В некоторых случаях необходимо государственное участие в программах рекапитализации финансовых институтов, жизнеспособных и важных для финансовой системы в целом. Если планы рекапитализации  управляются правительством, необходимо проследить за тем, чтобы у частного сектора оставалась инициатива наращивания  капитала, а также его реструктуризации и оздоровления балансов. Нежизнеспособные банки должны быть закрыты. Процесс  рассмотрения слияний и поглощений должен стать тщательнее, в избежание  получить еще более ослабленную  объединенную бизнес-единицу или  настолько разросшуюся в размерах, что возрастет показатель концентрации в финансовом секторе, что еще  более увеличит систематические  риски в будущем. Временно необходимо запретить финансовым институтам короткие продажи акций. Такая мера должна благоприятно повлиять на рыночную капитализацию  институтов и снизить степень  неопределенности на рынках.

Меры  по возобновлению  финансирования и  усовершенствованию управления ликвидностью.

Стабилизация  доступа институтов к финансированию важна, но может стать приоритетной целью только после достижения прогресса  в программах улучшения качества активов и капитализации институтов. На данный момент, для повышения  уверенности в стабилизации системы  банковского финансирования, необходимо осуществлять вложения посредством  предложения Центральных Банков в нужном размере и с достаточно далеко отстоящей датой погашения  кредита.

Необходимо скоординировать  действия правительств между странами по предоставлению государственных  гарантий, чтобы избежать использования  банками этих средств с целью  увеличения доли на международном рынке  или избежать переноса давления на другие страны.

Действия правительства  США по временному предоставлению гарантий инвестиционным фондам открытого типа, вкладывающим средства в краткосрочные  обязательства, являются полезным шагом  по восстановлению доверия инвесторов к соответствующему сектору. В некоторых  других странах, поддержка краткосрочного обеспеченного финансирования между  банками посредством трехсторонних  соглашений о перепокупке или  поддержка фондов денежного рынка  может предоставляться через  механизм повторных гарантий (дополнительных). Долгосрочные меры должны быть нацелены на снижение рисков между контрагентами  национальных рынков, например, посредством  централизованного клиринга и договоров  о погашении долга.

Слабые  места, выявленные кризисом.

Банки, пользующиеся международными кредитами, сейчас находятся  в сложном положении, ввиду сокращения объемов и сроков такого финансирования. Таким банкам нужно переосмыслить адекватность и стабильность планов международного финансирования. Это касается и органов власти. Примером международного сотрудничества в этой сфере являются своп сделки ФРС и ЕЦБ. Необходимо пересмотреть процедуры банкротства и несостоятельности, поскольку при различных национальных нормах осложняется регулирование таких процессов относительно международных компаний. Также необходимо прояснить международные соглашения о страховании депозитов международных институтов.

Развивающиеся рынки должны сфокусироваться  на рисках, распространяющихся через финансовые каналы.

Финансовые рынки  развивающихся стран пострадали в меньшей степени, чем развитые, частично благодаря тому, что структурированные  кредитные продукты были существенно  ограничены для последних. Для развивающихся  стран во многом приемлемы те же шаги по выводу экономик из кризиса, что  и для развитых, в таких сферах, как: кризисное управление, операции по ликвидности Центрального Банка, достаточность капитала, надзор за управлением ликвидностью, страхование  депозитов, ясность роли и ответственности  органов власти.

Долгосрочные  меры по стабилизации рынков и оздоровлению основ глобальной финансовой системы.

События осени 2008 года предоставляют возможность  переосмыслить финансовую архитектуру, которая не должна иметь такого разнообразия ограничений национального уровня. Как показал кризис, проблемы оценивания состоятельности, ликвидности и  рисков, во многих случаях схожи  между секторами и между национальными  границами. Регулирование и надзор должны быть представлены не по типу финансовых посредников, а по видам финансовой деятельности. Необходима универсализация  стандартов, более тесное сотрудничество органов урегулирования, надзора  и Центральных банков.

Ясность относительно роли и  обязанностей официальных  органов необходима.

Создавшаяся ситуация на финансовых рынках требует существенных затрат для стабилизации экономической  деятельности. В таком случае, очень  важно, чтобы принятие необходимых  и своевременных решений не затормаживалось  в связи с отсутствием ясности  относительно роли и обязанностей официальных  властей. Избежать подобной проблемы могут  помочь следующие действия:

• необходимо прояснить  роль центральных банков, регуляторов, контроллеров, и фискальных органов  власти относительно финансовой стабилизации. Центральные банки должны сосредоточить  усилия на потребностях систематической  ликвидности и функции кредитора  последней инстанции. Они должны играть центральную роль в поддержании  финансовой стабильности и должны иметь  доступ к информации относительно отдельных  финансовых институтов, необходимой  для выполнения такой задачи. Регуляторы и контроллеры (как в случае включения  такого подразделения в Центральный  Банк, так и в случае их отдельного существования) должны сфокусироваться на благоразумных вопросах отдельных фирм. Фискальные органы власти должны установить размер и оплатить издержки на разрешение проблем кредитоспособности. Необходимо усилить процедуры обмена информацией и содействия этих официальных органов.

• издержки поддержания  некредитоспособных фирм и государственного гарантирования фондов должны относиться прямо на балансовые статьи фискальных органов власти в целях осуществления  политической ответственности (финансовой).

•экономическая  нормативная база должна быть обновлена  с целью обеспечения продуманного финансового надзора, способного к  быстрым ответам на возникающие  риски и устраняющего негативные инициативы и конфликты интересов.

Бизнес модели предприятий, финансируемых государством, должны быть уточнены, необходимо четко  различать их деятельность в государственном  и частном секторах. Коммерческая деятельность должна регулироваться и  финансироваться таким же образом, как это осуществляют институты, находящиеся полностью в частной  собственности, способствуя созданию однородной конкурентной среды и  стимулируя рыночную дисциплину. Необходимо убедиться, что изменения нормативных  баз различных юрисдикций согласуются, и нет возможности использования  их различий.

Глобально, необходимо исключить, где это только возможно, различия регуляторов и бухгалтерских  показателей, снижающие сравнимость  показателей рисков деятельности различных  институтов, показателей платежеспособности и ликвидности.

Информация о работе Современный финансовый кризис, его особенности и пути преодоления