Современный финансовый кризис, его особенности и пути преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являются изучение основных причин и факторов российского финансового кризиса 2008 года, рассмотрение хронологии кризиса финансовой системы, а также анализ особенностей пост кризисного развития финансового и реального секторов мировой и российской экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2-3
Глава 1 Истоки и причины финансового кризиса…………………………………4-7
1.1 Природа финансового кризиса …………………………………………………8-13
1.2 Современная мировая финансовая система…………………………………....14-15
1.3Альтернативные взгляды на кризис…………………………………………….16
Глава 2 Финансовый кризис 2008 года в России………………………………….17-19
2.1 Начало кризиса. Падение фондового рынка: август — октябрь 2008 года….20-21
2.2 Хронология дальнейшего развития кризиса…………………………………...22-25
2.3 Как пережить финансовый кризис.......................................................................26
Глава 3 Пути выхода из кризиса развитых стран и России……………………… 27-32
3.1 Общая политика финансовой стабильности…………………………………. . 33-36
3аключение…………………………………………………………………………...37
Список литературы…………………………………………………………………..38
Приложение…………………………………………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

Титульный Лист.docx

— 136.75 Кб (Скачать)

Высокие цены на нефть и бензин привели к сокращению спроса на автомобили: в августе 2008 года продажи автомобилей в Европе сократились на 16 %, в США в сентябре продажи автомобилей снизились  на 26 %, в Японии — на 5,3 %. Это привело  к сокращению производства металла  и сокращению рабочих мест в автопроме  и смежных отраслях.

 Нынешний финансовый кризис в США внёс отрезвление в головы многих из тех, кто прежде яростно защищал ценности американского капитализма. Средства массовой информации пестрят выразительными заголовками. "Величие Америки рухнуло и раскололось на куски" - так озаглавлена статья Джона Грея в "Обсервер" (Великобритания), опубликованная 1 октября 2008 г.

"новый двигатель". Эра рыночного фундаментализма  подошла к концу. С тех пор  всякий раз, когда происходил  финансовый кризис, его удавалось  разрешить. Нынешний кризис —  самый серьезный с 30-х годов».

Надо отдать должное властям США. Они приняли  энергичные меры по предотвращению дальнейшего  распространения кризиса. Президент  Джордж Буш подписал закон о выделении  государством 700 миллиардов долларов на поддержку крупнейших банков. В сущности, речь идёт о частичной национализации банковской сферы, хотя об этом прямо  не говорится. За эту меру высказались  оба кандидата в президенты - Барак  Обама и Джон Маккейн. Такие шаги правительство США предпринимает  впервые со времен Великой депрессии 30-х годов минувшего века. Законопроект предполагает повышение страховой  суммы банковских вкладов со 100 тысяч  до 250 тысяч долларов. Более того, вводятся ограничения на выплату  премий руководителям частных банков, которые будут получать государственную  помощь в рамках указанной программы.

    С самого начала американского финансового кризиса стало ясно, что он обязательно перекинется на страны Европейского Союза: слишком тесно переплетены финансовые институты западных стран. Как сообщало РИА "Новости", президент США Джордж Буш провёл встречу с министрами финансов «большой семерки», а также с главами МВФ и Всемирного банка. В «большую семерку» входят США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Накануне Буш заявил, что его встреча с министрами финансов G-7 является подтверждением скоординированных усилий мирового сообщества по преодолению финансового кризиса. «Мы тесно работаем с партнерами по всему миру для обеспечения того, чтобы наши действия были скоординированными и эффективными», — заявил Буш. По его словам «в этих усилиях мир безошибочно видит сигнал о том, что мы в этом едины и что мы преодолеем это все вместе».

   После заседания финансистов G-7 Джордж Буш выступил с ободряющим заявлением о том, что «без кризиса нет прогресса». «Мир регулярно переживает финансовые потрясения, но еще никогда не сплачивался перед лицом подобных угроз. То, что к решению проблемы государства подходят сообща, должно принести положительный результат», — заявил Джордж Буш. "Мы предпримем все, что в наших силах, для выхода из кризиса, и в результате наших шагов мировая экономика станет более стабильной...Мы все признаем, что это - серьезный глобальный финансовый кризис, который требует серьезного глобального ответа. Я уверен в том, что ведущие индустриальные державы смогут справиться с нынешними проблемами", - подчеркнул американский президент. Развивая эту мысль, он отметил, что в прошлом, когда мир сталкивался с подобными кризисами, некоторые страны стремились "оградить себя" или получить какие-то выгоды за счет других государств. "На этот раз все иначе, - сказал Буш. - Финансовые лидеры мировых держав, которые собрались здесь, в Вашингтоне, работают все вместе". Глава Белого дома также счел необходимым подчеркнуть, что "США должны сыграть специальную роль, возглавляя усилия по противостоянию кризису".

 Министры финансов "семерки" утвердили в Вашингтоне антикризисный план. В документе отмечается, что план носит "безотлагательный и чрезвычайный характер". Его подкрепить глобальный экономический рост".

 По следам вашингтонского совещания состоялась ещё одна встреча в верхах, на этот раз в Париже с участием 15 руководителей европейских стран, входящих в зону евро. Чрезвычайная ситуация потребовала и чрезвычайных мер. В унисон с США лидеры Еврогруппы фактически объявили о национализации значительной части банковской сферы. Корень проблемы в том, что из-за кризиса многие банки, боясь потерять собственные средства, прекратили предоставлять друг другу ссуды. А это привело к сбоям в работе всей финансовой системы. Разблокировать её, восстановить прежнюю ликвидность теперь способно только прямое государственное вмешательство. В самой Франции для поддержки национальной банковской системы государство намерено взять на себя часть финансовых рисков, с которыми сталкиваются предприятия в это сложное время. Кроме того планируется, выдав необходимые гарантии, привлечь дополнительные средства французских вкладчиков. Французский премьер Франсуа Фийон успокаивал граждан. По его словам, государство не допустит краха какого-либо из национальных французских институтов. Министр бюджета Эрик Вэрт тоже призвал граждан не паниковать. Он заверил французов в том, что они "не потеряют ни одного евро, положенного на банковский счёт".

 Французский президент Николя Саркози крайне негативно отозвался о нынешней мировой финансовой системе. Он откровенно недоволен нынешним капитализмом как общественным строем. В своих выступлениях Николя Саркози высказался за переход к "регулируемому капитализму". Он считает неправильным такое положение, когда целые области финансовой деятельности отданы на откуп биржевым игрокам. Саркози призвал "полностью пересмотреть всю финансовую систему мира". Он назвал "безумием" ультралиберальный тезис о том, что "рынок всегда прав".

Мировой финансовый кризис послужил катализатором обострения и других глобальных проблем. Одна из наиболее острых - продовольственная  проблема. Обзор иностранной  прессы показывает, что угрозу голода многие аналитики  считают ныне гораздо  более опасной, чем  мировой финансовый кризис и даже терроризм.

                                         1.1Природа финансового кризиса 

    Итак, в чём  же состоит причина кризиса, каковы его проявления и ожидаемые последствия?

        Во многом причина кризиса заложена в заведомо порочном механизме эмиссии долларов. Дело в том, что в США эмиссия долларов осуществляется на самом деле не государством, а частной корпорацией под названием Федеральная Резервная Система (ФРС) по вот какому механизму. Правительство США выпускает долговые обязательства, которые передаёт ФРС, которая встречно выпускает доллары. Доллары считаются обеспеченными обязательствами Правительства США, а обязательства Правительства США считаются обеспеченными налоговыми поступлениями. На первый взгляд всё стройно и логично, не так ли? В чём же подвох?

        Подвохов тут как минимум три. Первый подвох в том, что долларов в США на самом деле существует два разных вида, хотя их учёт не разделяется – доллары, созданные ФРС под обеспечение обязательствами Правительства (назову их первичными), и доллары, создаваемые коммерческими банками под обязательства частных лиц и организаций (их буду называть вторичными). Первичные доллары могут существовать в виде напечатанных бумажек, а вот вторичные – либо в сугубо безналичном виде, как например, расчёты по пластиковым карточкам, либо в виде расчётных чеков. Первичные доллары имеют хождение везде, а вот вторичные доллары могут циркулировать только в пределах системы банка-эмитента. Вся конструкция сохраняет стабильность только пока первичных долларов достаточно для покрытия неравномерностей в обращении вторичных долларов.

        Второй подвох в том, что долговые обязательства Правительства и частных лиц – процентные. Ежегодно Правительство платит ФРС из бюджета (считай – из налоговых поступлений) определённый процент от общего объёма выпущенных обязательств (это называется «обслуживание долговых обязательств»). Процент небольшой, но тут дело важно в принципе! Данный механизм эмиссии подразумевает экспоненциальный рост величины долга Правительства перед ФРС. На начальном этапе существования этой системы никто ничего не замечает, система показывает завидную эффективность и живучесть. На самом же деле физический предел у этой системы есть – когда собираемых налогов перестанет хватать на финансирование госрасходов и обслуживание долга. В этот момент банкиры перестанут покупать обязательства Правительства, поскольку станет очевидно, что Правительство не может выплатить свои обязательства, и, как следствие, выпускать доллары, более того, начнут требовать с Правительства урегулировать проблему задолженности Правительства перед банкирами. На самом деле кризис случится гораздо раньше, и причина его кроется во втором подвохе!

       Третий подвох состоит в том, что доллар используется в качестве мировой расчётной и резервной валюты! Причём в данном случае речь идёт только о первичных долларах. С одной стороны, выглядит, так, как будто бы США напечатали доллары и купили для себя товары, что позволяет им иметь самый высокий уровень потребления в мире. С другой стороны, циркулирование этих долларов за пределами США ничего не даёт самим США, однако, за то, что ФРС когда-то выпустила этот доллар в обращение, налогоплательщикам США приходится расплачиваться всё время существования этого доллара! Т.е. получив выгоду единовременно, американским налогоплательщикам приходится теперь расплачиваться за неё вечно! Проблема состоит в том, что американским налогоплательщикам приходится тащить на себе бремя оплаты процентов за выпуск не только долларов, циркулирующих внутри США, но и вообще всех долларов в мире!

        Непосредственным предтечей общего финансового и банковского кризиса в США был кризис субстандартного ипотечного кредитования в 2007 году, то есть ипотечного кредитования лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей. Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на $5 триллионов.  Американский финансист Джордж Сорос в «Die Welt» от 14 октября 2008 года определил роль «ипотечного мыльного пузыря» как «лишь спускового механизма, который привёл к тому, что лопнул более крупный пузырь».

        Общая тенденция американцев жить в долг, подогреваемая финансовой олигархией США – привела к нынешней экономической ситуации. «Дай мне это сейчас, а я буду тебе должен! Одним существенным условием существования рынка долгов является наличие доверия участников этой системы друг к другу. И такое доверие у них было, поскольку сейчас американцы (частные лица и организации) должны друг другу астрономическую сумму более 50 трлн долларов. Необходимым условием существования этой системы является хорошая ликвидность.

        А теперь рассмотрим, к чему приводит хотя бы небольшой дефицит долларов в обращении. Допустим, некий частный банк навыдавал кредитов неким частным лицам. Допустим эти частные лица столкнулись с проблемой выплаты долгов и процентов по ним. Банк начинает выбивать из них возврат долгов путём обращения взыскания на предмет залога, однако банку не нужны подержанные автомобили или дома в каком-нибудь Буллшитфоллсе. У банка обязательства перед другими субъектами экономических взаимоотношений выражены в долларах, а не автомобилях! Следовательно, банк должен кому-то продать эти дома и подержанные автомобили. Однако покупателей на это имущество нет! Банк пытается снизить цену, чтобы хоть какую-то часть вернуть, но вместо того, чтобы поправить своё положение, приводит это к лавинообразному распространению кризиса вот по какому механизму. Когда банк снижает цены на дома, автоматически он должен понизить оценку другого аналогичного имущества по имеющимся и вновь выдаваемым кредитам.

       Тут надо поподробнее расписать механизм ипотечного кредитования, а то на эту тему возникает недопонимание. Когда человек хочет купить себе дом, но у него не хватает на него денег, он может взять в банке кредит. Банк может дать ему недостающую сумму в кредит, но у банка возникает закономерный вопрос об обеспечении возврата средств заёмщиком. Заёмщик подписывает обязательство, по которому в случае неисполнения заёмщиком своих обязательств по кредиту, к банку переходит право обращать взыскание на объект залога (в данном случае - дом). Это и есть ипотечный кредит – когда жильё, являющееся предметом залога по кредиту, находится в собственности должника. Многие думают, что если заёмщик оказался неплатёжеспособным, то банк просто отберёт у него дом, и на этом всё закончится, но это не так. Заёмщик брал у банка доллары и обязан вернуть доллары, а дом – всего лишь средство обеспечения. Если банк отнял дом, но не смог его продать за сумму, достаточную для погашения обязательств заёмщика, то сумма долга при этом полностью не гасится! Т.е. в случае невыплаты кредита заёмщик не только теряет жильё, но и всё равно остаётся должен банку!

        Соответственно, если даже заёмщик полноценно и своевременно платит по кредиту, то это ещё не означает, что в его отношениях с банком всё хорошо и безоблачно. Допустим, заёмщик занял у банка 100 тысяч долларов под 12% годовых (это чтобы считать легче было) и платит тому по 1 тысяче долларов в месяц на выплату процентов и ещё одну тысячу на погашение основной суммы. Заёмщик купил дом за 100 тысяч долларов, который является предметом залога по ипотечному кредиту. Теперь, допустим, что сосед этого заёмщика, владеющий точно таким же домом, потерял работу, оказался неплатёжеспособным, и банк отнял у него дом и выставил его на продажу. За 100 тысяч никто дом не купил, но купили за 80. Тогда банк говорит первому заёмщику: «В результате изменения цен на рынке недвижимости в вашем районе понижена оценка стоимости имущества по вашему ипотечному кредиту. Теперь Ваш дом покрывает только 80 тысяч из тех 100, что Вы должны нам, соответственно, Вам надлежит незамедлительно либо предоставить обеспечение (т.е. заложить какое-то имущество) под недостающие 20 тысяч, либо погасить эту сумму деньгами». Банку совершенно неохота, чтобы у него в отчётности промелькнуло, что у него только 80% от выданного кредита обеспечено имуществом должников, а 20%, получается, абсолютно ничем не обеспечено! Теперь представьте себе положение должника.

Информация о работе Современный финансовый кризис, его особенности и пути преодоления