Современные тенденции в развитии розничной торговой сети

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении розничной торговли, розничных сетей, а также современных тенденций в развитии розничных торговых сетей.
Задачами курсовой работы является рассмотрение логистики, маркетинга и мерчандайзинга в розничных торговых сетях.
Объектом изучения являются розничная торговля, ее функции, розничная торговая сеть, условия создания розничных торговых сетей, логистика, ее виды и функции, маркетинг, способы его реализации и мерчендайзинг.
Предметом исследования являются нормативные документы, экономические журналы, экономические учебники и пособия, а также средства массовой информации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…....5
1. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТ..……………………………..7
2. ЛОГИСТИКА, МАРКЕТИНГ, МЕРЧЕНДАЙЗИНГ
В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ………………………………..12
3. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ «МАГНИТ»………….....25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...………...29
БИБЛЕОГРАФИЧНСКИЙ СПИСОК……………………………...31

Работа содержит 1 файл

никита.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

    В определенной степени этих недостатков  лишена «холдинговая» модель, при которой центр определяет закупочную политику, но объекты торговли самостоятельны в оперативном управлении. Такая модель позволяет более гибко управлять магазинами, но ей присущ чрезмерный рост аппарата управления и, как следствие, высокие издержки.

    Наиболее  эффективной моделью сетевой  организации розничной торговли является «централизованная» модель.

    «Централизованная» модель основана на том, что единый центр управления делегирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в операциях, связанных с заказом, инвентаризацией и переоценкой товаров. Использование такой модели позволяет снизить издержки и более эффективно использовать аппарат управления при его концентрации в едином центре, но при этом должна быть обеспечена надежная связь с магазинами, входящими в сеть.

    Наибольшая  экономия технических и трудовых ресурсов обеспечивается при использовании  так называемой «лоточной» модели управления, основанной на полной концентрации управления в центре и практически полном отсутствии функций управления в магазинах. Информационная система находится в центральном офисе, здесь же сосредоточен весь аппарат управления. При такой системе практически исключаются прямые поставки товаров в магазины.

    На  практике также может быть использована «гибридная» модель, при которой часть магазинов управляется централизованно, а другая часть может работать по «лоточному» или «холдинговому» принципу.

    На  данном этапе можно выделить 5 основных типов торговых сетей в России.

    Среди национальных операторов:

    1. Иностранные торговые сети, открытые в России напрямую материнскими компаниями, планирующие общероссийскую экспансию;

    2. Иностранные торговые сети, открытые в России на правах франчайзинга, планирующие общероссийскую экспансию;

    3. Российские компании, планирующие экспансию во все регионы;

Среди локальных компаний:

    1. Работающие в рамках одного города или региона и не планирующие экспансию во все регионы России;

    2. Работающие в рамках одного или нескольких регионов, но не планирующие выход в столицы и другие регионы.

    Одно  из основных различий между отечественными и западными сетевыми структурами - последние обладают огромными финансовыми  ресурсами.

    Крупные зарубежные компании инвестируют в строительство супермаркетов и гипермаркетов. В торговых сетях зарубежных компаний, функционирующих в столичном регионе, среднедневная выручка с 1 м? торговой площади составляет 29,1 доллара. Максимальная величина этого показателя в «Метро» - 34,7, минимальная - в «Ашан» - 25,3. Их главные конкурентные преимущества - умеренные цены и насыщенный ассортимент, насчитывающий более 60 тыс. наименований [8].

    Столица остается самым важным регионом для  развития сетевой торговли. Именно отсюда осуществляется основная экспансия национальных сетей, здесь впервые начали работать иностранные сети, здесь же апробируются новые форматы и технологии. По оценкам аналитиков, Москва в целом опережает Россию на 3-4 года. По уровню развития сетевой торговли столица приближается к Польше или Чехии. На сегодняшний день в столице действуют порядка 50 продовольственных и 40 непродовольственных розничных торговых сетей различных размеров, более половины которых отвечают всем современным требованиям. В современных супермаркетах Москвы продается в среднем 10 тыс. наименований товаров. По некоторым оценкам, к 2010 г. доля объединенных торговых сетей России достигнет 40 - 60% общего розничного товарооборота. В Москве они развиваются более быстрыми темпами, уже сейчас доля торговых сетей превышает 60%. Обороты крупных компаний растут быстрыми темпами - совокупный торговый оборот нескольких розничных сетей превысил отметку в 1 млрд. долларов.

    Главной тенденцией в развитии российских розничных  сетей - стремление к мультиформатности. Изначально торговая сеть занимала определенную нишу. Сейчас же внутри сетей началась диверсификация. Cоздаютcя мультиформаты в основном за счет открытия гипермаркетов: у «Пятерочки» появилась «Карусель», у «Седьмого континента» - «Наш гипермаркет». Кроме того, внутри сетей происходит деление на универсамы, магазины у дома, премиальные супермаркеты. Во многом развитие мультиформатности происходит за счет слияния и поглощения. Самой значимой сделкой такого рода в 2006 году стало слияние розничной сети «Пятерочка» и ТД «Перекресток», в результате чего образовалась крупнейшая в России по объемам продаж продуктовая розничная компания Х5 Retail Group. [4] 
 

 

     2. ЛОГИСТИКА, МАРКЕТИНГ, МЕРЧЕНДАЙЗИНГ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ

    Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Развитие розничной торговли, так же, как и оптовой, с точки зрения логистики следует в первую очередь рассматривать как совершенствование звена системы товародвижения. Применяются различные принципы прогнозирования спроса, отбора товара, контроль над запасами.

    Использование логистики в розничной торговле предусматривает построение последовательной, согласованной стратегической схемы, позволяющей своевременно реагировать на изменения и  направленность запросов потребителей и в максимальной степени реализовывать сильные стороны торгового предприятия. Основными элементами стратегической схемы являются изучение торговой зоны и прочие логистические исследования. В рамках логистики необходимо проводить анализ покупателей в магазине, отслеживать мониторинг спроса и конкуренции [6].

    Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.

    Развитие  логистики помимо стремления фирм к  сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определили следующие 2 фактора:  
- усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;  
- создание гибких производственных систем.

    В настоящее время логистика рассматривается как направление хозяйственной деятельности, заключающееся в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения, а также как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

    Главная цель логистики определяется как  нужная продукция в нужном месте  в нужное время при нужных затратах и в нужном состоянии.

    Логистика, прежде всего, включает организацию и осуществление товаропередвижения в сфере обращения. К логистической деятельности правомерно относить следующие функции:

    -формирование хозяйственных связей;

    -определение потребности в перевозках продукции, их объемах и направлениях, последовательности и звенности передвижения продукции через места складирования;

    -координацию оперативного управления поставками и перевозками; формирование и регулирование запасов продукции;

    -развитие, размещение и организацию складского хозяйства;

    -выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку продукции.

    Указанным функциям присущи следующие особенности.

    Во-первых, они представляют собой комплекс взаимосвязанных функций по формированию, организации, регулированию и реализации материалопотока в процессе товарообращения.

    Во-вторых, носителями таких функций являются в той или иной мере все субъекты, участвующие в этом процессе: снабженческо-сбытовые и транспортные службы предприятий, объединений, хозяйственных ассоциаций, концернов и межрегиональные и региональные коммерческо-посреднические и торговые организации и предприятия.

    В-третьих, критерием эффективной реализации данных функций является минимум  удельных совокупных затрат на перемещение  продукции, поскольку каждому из элементов этих затрат принадлежит значительный удельный вес в их общей сумме [6].

    Выделяют  пять областей логистики:

    1. Закупочная.

    Для организации эффективного процесса закупок необходимо регулярно проводить  исследование рынка закупок.  Целью исследования является выбор такого поставщика, который удовлетворял бы торговое предприятие ценой, качеством, надежностью, удаленностью, размером минимальной поставки, условиями поставки, скидками и т.д.

    1. Производственная (складская).

    Основной  объем работ по проведению товаров осуществляется  в пределах одной территории (склад). Склад – сложное техническое сооружение, предназначенное для временного хранения грузов с целью сохранения их потребительских свойств с помощью процессов приемки, размещения, накопления, хранения, переработки, отпуска и доставки продукции потребителям. Участники не вступают в товарно-денежные отношения.

    III. Распределительная.

    Она является следствием закупочной логистики, поскольку связана с товародвижением в сфере распределения и контроля за физическим перемещением товаров.

    IV. Транспортная.

    Представляет  совокупный объем транспортной работы, выполняемой в процессе доведения  товаров от первичного источника  до конечного производителя.

    V. Информационная.

    Движение  товаров должно находиться в прямой связи с организацией движения информационного потока. Информация имеет высокую значимость в логистических процессах. Информационные системы обеспечивают управление товарами.

    Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что применение логистики позволяет существенно повысить эффективность торговли. Основными показателями эффективности применения логистики в торговле являются:

    1. Сокращение запасов в цепях товародвижения за счет:

    - перераспределения запасов между оптовой и розничной торговлей и сосредоточения запасов в оптовом звене;

    - применение современных технологий контроля состояния запасов;

    - высокой степени согласованности участников в вопросах своевременного пополнения запасов.

    Сокращаются как текущие, так и страховые запасы. Текущие — за счет использования технологии точно в срок, а также формирование оптимальных размеров партий, создание страховых запасов — за счет их концентрации в едином распределительном складе.

    2. Максимальное использование площадей  и объемов предприятий оптовой и розничной торговли. Например, логистическая оптимизация цепи товародвижения позволит существенно изменять структуру площадей магазинов в пользу увеличения доли торговых площадей. Этого удается достичь за счет:

    - резкого сокращения общего количества запасов и перемещения их значительной части из магазина в оптовое звено;

    - перемещение части подготовительных операций, таких как фасовка, маркировка, проставление цен и др., на более ранние стадии товародвижения.

    3. Ускорение оборачиваемости капитала. Достигается за счет контроля времени сквозных процессов размещения и выполнения заказов.

Информация о работе Современные тенденции в развитии розничной торговой сети