Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:03, контрольная работа
Цель данной работы - исследовать современные инструменты менеджмента.
В рамках поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- изучение современных методов управления;
- раскрытие иных современных инструментов менеджмента.
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Современные методы (инструменты) управления персоналом……………3
2.1 Экономические и экономико-математические методы……………………3
2.2 Организационно-распорядительные методы………………………………4
2.3 Социально - психологические методы………………………………….….4
2.4 Автоматизированные методы…………………………………………… …5
2.5 Программно-целевые и проблемно-ориентированные методы…………..6
3. Лидерство и стили руководства как современные инструменты
Управления……………………………………………………………………….6
3.1 Континиум лидерского поведения Танненбаума – Шмидта……………...7
3.2 Ситуационная модель Фидлера………………………………………..........8
3.3 Модель Херсея и Бланшарда………………………………………………..8
3.4 Модель «путь - цель» Теренса, Митчелла и Хауса………………………..9
3.5 Ситуационная модель Стинсона-Джонса………………………………….9
3.6 Ситуационная модель принятия решений Врума - Иеттона – Яго………10
3.7 Новые концепции в теориях лидерства……………………………………10
4.Заключение……………………………………………………………….........12 Литература……………………………………………………………………….12
Формы и методы обучения персонала
1. Введение ……………………………..….……………………………………13
2. Понятие методов обучения …………………………………………………13
3. Значение и принципы выбора метода обучения персонала…….…………14
4. Виды методов обучения……………………………………………..……….15
4.1. Критерии деления методов на группы ……………………………..…….15
4.2. Традиционные методы и формы обучения персонала ………………….17
4.3. Активные методы и формы обучения персонала ……………………….18
5. Разработка и реализация методов обучения ………………………………..20
5.1. Первые попытки обучить сотрудников……………………………………20
5.2. Попытка навести порядок…………………………………………….……20
5.3. Формализация обучения …………………………………………………..21
5.4. Выявление потребностей в обучении ……………………………….……21
5.5. Автоматизация (от учебного центра к корпоративному университету) .22
5.6. Самообучающаяся организация …………………………………………..22
6. Заключение …………………………………………………………………..23
Литература………………………….. …………………………………….........24
-выделяются сложные критические ситуации - проблемы, которые могут возникнуть в будущем и которые необходимо быстро решить;
-для каждой из ситуаций разрабатываются возможные сценарии (схемы, алгоритмы), развития событий, делаются оптимистический и пессимистический прогнозы;
- разрабатываются
сценарии ответных действий на возможные
нештатные ситуации; основная цель -минимизация
потерь и быстрейшее спасение самого ценного.
Проблемы:
- необходима координация исполнением программ по срокам, исполнителям и целям;
- необходимо правильное распределение прав, ответственности и ресурсного обеспечения.
В таких
ситуациях основной критический ресурс
- время, на первый план выходит умение
оперативно управлять временем. Специальные
тренировки, сборы, тренинги позволяют
скоординировать действия подразделений
и руководства в нештатных ситуациях,
выявить и проанализировать ошибки в ответных
действиях.
3. Лидерство и стили руководства как современные инструменты управления
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства в коллективе позволяет быстро решать наиболее сложные задачи и оперативно реагировать в неожиданных ситуациях.
Лидерство - это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство преимущественно строится на отношениях типа «лидер--последователи», а не «начальник--подчиненный». Не каждый менеджер может быть лидером. В коллективе может появиться и неформальный лидер.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных:
· лидерских качеств (ум, преобладание над другими, уверенность в себе, активность, знание дела, способность управлять вниманием других, способность получать доверие от подчиненных, способность управлять собой и т.д.);
· лидерского поведения (авторитарного, демократического, пассивного, (К. Левин), с ориентацией на формальное структурирование рабочих отношении в коллективе или на сами отношения с подчиненными (исследования Университета штата Огайо); с ориентацией на проблемы в работе или на отношения с подчиненными (решетки Блэйка и Моутона); четыре стиля лидерства Р. Ликерта (1 -- ориентация на выполнение задания, авторитарный стиль, 2 -- стиль, близкий к Теории Х Д. Мак-Грегора, 3 -- стиль, близкий к Теории Y Д. Мак-Грегора; 4 -- ориентация на развитие отношений с подчиненными и групповую совместную работу с ними); четыре стиля лидерства на основе матрицы «вознаграждение--наказание; в связи с ситуацией -- без связи с ситуацией»; с помощью заменителей лидерства (Керр, Джермейер) на уровне личных качеств подчиненных (когда лидерство не требуется и даже вредит из-за личных качеств подчиненных, например высокого профессионализма), на уровне содержания работы (когда оно не требуется из-за ясности, беспроблематичности работы) и на уровне организационного окружения (когда оно не требуется из-за высокой формализованности или специализации работы и тесной взаимосвязи подчиненных между собой);
· ситуации,
в которой действует лидер.
Важную роль при этом играет и поведение последователей.
Ранние концепции лидерства (личностные и поведенческие) предлагали обращать внимание только на личные качества лидера и образцы его поведения. Ситуационные факторы при этом не учитывались. К основным, основанным на ситуационном лидерстве подходам относятся:
· континуум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта;
· ситуационная модель Фидлера;
· ситуационная модель Херсея и Бланшарда;
· модель «путь - цель» Торенса, Митчелла и Хауса;
· модель Стинсона - Джонсона;
· модель
принятия решений Врума - Йеттона-Яго
3.1
Континиум лидерского
поведения Танненбаума -
Шмидта
Лидер:
1) дает
свободу коллективу принимать
решения, а сам только
2) делегирует
группам право принимать
3) выдвигает проблемы, просит дать предложения и сам принимает решения;
4) предлагает
решения сам и считает
5) выдвигает идеи и предлагает их обсудить, принимает решения сам;
6) принимает
решения сам и убеждает
7) сам принимает решения и доводит их до подчиненных.
В соответствии с этой моделью лидер выбирает
один из семи возможных образцов поведения
в зависимости от своих взглядов об источниках
власти, отношении с последователями и
ситуации. Демократ считает, что власть
ему дается последователями, которых он
ведет, что люди склонны к самоуправлению
при условии правильного мотивирования.
Автократ считает, что власть дается его
положением в группе (организации) сверху,
что люди внутренне ленивы, эгоистичны
и на них опасно полагаться. Между этими
крайностями существуют еще пять промежуточных
стилей поведения. Выбор одного из них
обусловливается изменением ситуации
и изменением отношений с последователями.
3.2 Ситуационная модель Фидлера
Измерение показателя НПР (наименее предпочитаемого работника) проводилось по показателям:
Фидлер полагает, что лидер-респондент, набравший более высокие баллы, т.е. описавший своего НПР очень позитивно, ориентирован на отношения (лидер с высоким НПР), а менеджеры, набравшие более низкие баллы, имеют стиль, ориентированный на работу (лидер с низким НПР). Фидлер считает, что лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется во времени, т.к. в стиле отражена внутренняя мотивация на отношения с людьми или на работу.
Анализ
показал, что в ситуациях 4-7 (условия умеренной
благо приятности) лучших результатов
добиваются лидеры с высоким НПР. В ситуациях
1, 2, 3 (условия наиболее благоприятные)
и 8 (условия наименее благоприятные) добиваются
лидеры с низким НПР.
3.3 Модель Херсея и Бланшарда
Зрелость последователей:
· Зрелость1 - способны работать в незначительной степени, желают работать редко;
· Зрелость 2 - способны работать в некоторой степени, иногда желают работать;
· Зрелость 3 - способны работать в достаточной степени, работать желают часто;
· Зрелость
4 - способны работать в значительной степени,
обычно желают работать.
Стили руководства:
· Стиль1- указывающий (даю задания и проверяю исполнение);
· Стиль S2 - убеждающий (объясняю и убеждаю);
· Стиль 3 - участвующий (помогаю в работе, выступаю как партнер);
· Стиль 4 - делегирующий (делегирую ответственность, переключаюсь с задачи и человека на развитие организации).
Граница
областей S2 и S3: необходима интенсивная
работа с человеком.
3.4 Модель «путь - цель» Теренса, Митчелла и Хауса
Эффективный лидер помогает подчиненным
идти путем, ведущим к желаемой цели. Если
мотивация работника (уверенность в связи
величины усилия и размера вознаграждения)
поддерживается оптимальным лидерским
стилем, то организация функционирует
эффективно. В этой модели можно выбрать
один из четырех стилей:
· директивный (объясняю, что и как делать, говорю, что и когда от них ожидается, какое будет вознаграждение, разъясняю путь к вознаграждению);
· поддерживающий (обращение с подчиненными как с равными, помощь и поддержка в работе);
· ориентированный на достижения (установление напряженных, но притягательных целей, обоснование выгоды от достижения этой цели);
· участвующий
(советы с подчиненными, привлечение
их к участию в управлении).
На выбор стиля влияют следующие ситуационные факторы:
· качество подчиненных (вера в предопределенность результатов -- в связи между трудовыми усилиями и вознаграждением, склонность к подчинению, способности);
· организационные
факторы (содержание и структура
работы, система формальной власти,
культура группы).
Например, когда задачи или цели неясны
руководителю, выгодно использовать участвующий
стиль. Когда у подчиненных отсутствует
возможность отличиться, то применяется
стиль, ориентированный на достижения.
Когда идет утомительная, рутинная и неинтересная
работа, выгоден поддерживающий стиль.
Если работник не ощущает связи усилия
с вознаграждением, целесообразен директивный
стиль.
3.5 Ситуационная модель Стинсона-Джонсона
В этой модели выбор лидерского стиля обусловливается следующими ситуационными факторами:
· качества подчиненных (их потребность в достижении результатов, их знания и опыт);
· структурированность
работы (высокая и низкая).
Согласно этой модели, высокий интерес к работе и низкий к отношениям с подчиненными со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:
· работа отличается высокой структурированностью, у последователей сильная потребность в достижении и независимости, у них большие знания и опыт для выполнения работы;
· работа
имеет низкую степень структурированности,
последователи не испытывают потребности
в достижении результатов и независимости,
у них низкие знания и опыт.
Низкий интерес к работе и высокий к отношениям целесообразен в следующих двух ситуациях:
· работа высоко структурирована, но последователи не испытывают потребности в достижении и независимости при наличии у них достаточных знаний и опыта;
· работа
не структурирована, но последователи
имеют сильную потребность в достижении
и независимости при наличии у них больших
знаний и опыта.
3.6 Ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго
В этой модели рассматривается только один аспект лидерского поведения - привлечение подчиненных к принятию решений.
Исследователи разработали специальное
«дерево вопросов», с помощью которого
можно выбрать тот или иной стиль поведения
руководителя. Оценка эффективности решения
в данной модели определяется на основе
уравнения:
Где: Ркач - качество решения (высокое, низкое по баллам);
Робяз -уровень обязательств по выполнению решений (высокий или низкий);
Рвремя
- степень срочности решения (высокая,
низкая по баллам).
Полная оценка решения определяется:
Э = Рэфф - ОСПВ + ОВГР
Где ОСПР --оценка стоимости потерянного времени на принятие решения;
ОВГР - оценка выигрыша от группового решения по сравнению с единоличным.
Роль
руководителя сводится к роли председателя
собрания. Он не пытается влиять на группу,
а проявляет готовность принять и выполнить
любое решение, получившее поддержку всей
группы.
3.7 Новые концепции в теориях лидерства
Новые концепции в теориях лидерства пытаются соединить традиционный (личностный и поведенческий) и ситуационные подходы.
К ним относятся:
· концепция атрибутивного лидерства;
· концепция харизматического лидерства;
· концепция
преобразующего лидерства.
Концепция атрибутивного лидерства.
Суть концепции: атрибутивные помехи (приписывание внутренних причин плохой работы подчиненного и недостоверная информация о нем, например лень, низкая ответственность, низкие способности) часто искажают восприятие руководителя и заставляют его быть непоследовательным в своем поведении. В результате не только лидер воздействует на подчиненных, а отношения «лидер--подчиненные» влияют на лидера. Эти отношения могут привести к увольнению работника или к уходу руководителя. Если отношения адекватны ситуации (взгляды и поведение руководителя в работе с подчиненными принимаются ими), то организация функционирует эффективно и происходит обогащение отношений. В обратном случае имеет место обеднение отношении и, как следствие, конфликты. Адекватность отношения и ситуации может достигаться:
Информация о работе Современные методы управления персоналом,формы и методы обучения персонала