Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:41, курсовая работа
Основная цель данного исследования - раскрытие механизмов регулирования занятости населения и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики - перехода от стабилизации к экономическому росту.
Введение……………………………………………………………………….4
1 Теоретические аспекты исследования занятости населения……………8
1.1 Занятость населения: понятие и сущность …………………………...…8
1.2 Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственных служб занятости……………………………………………………………….11
2 Порядок проведения работы Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Свердловской области ………………………..20
2.1 Основная характеристика Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Свердловской области………………………...20
2.2 Новые условия работы Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Свердловской области…………………………….….22
2.3 Изменение механизма финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан……26
3 Мероприятия по повышению эффективности работы Октябрьского центра занятости населения Свердловской области………………………………..31
3.1 Мероприятия, проводимые в целях повышения качества рабочей
силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда………………….31
3.2 Реализация мероприятий по содействию занятости населения………..32
3.3 Осуществление социальной поддержки безработных граждан………..33
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………….................40
Совершенствование
эффективности деятельности Октябрьского
центра занятости населения
- внедрение в деятельность современных технологий, позволяющих сокращать период безработицы граждан, обращающихся к услугам ГУ Октябрьского центра занятости, продолжительность участия граждан в активных и пассивных программах содействия занятости населения, предоставлять более качественные услуги, что предусматривает:
- совершенствование
технологий работы
- использование
интенсивных технологий
- проведение
мероприятий по развитию
- внедрение эффективных
механизмов профилирования
К интенсивным технологиям обучения относятся: модульное, дистанционное, с использованием мультимедийных обучающих программ, позволяющие ускорить освоение знаний, умений и навыков предусмотренных программой обучения. Профилирование безработных граждан - распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик, в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.
3.2 Реализация мероприятий по содействию занятости населения
В настоящее время отсутствуют нормативы расходов на реализацию конкретных активных программ содействия занятости населения, что приводит к неравномерному распределению средств на эти цели в ГУ «Октябрьский центр занятости населения» и невозможности объективного планирования объемов финансирования на перспективу. В результате зачастую отмечается недостаток финансовых средств в одних субъектах и их излишек - в других.
Разработка нормативов затрат позволит более обоснованно определять объемы затрат на реализацию мероприятий по содействию занятости населения, распределять бюджетные средства с учетом реальной потребности и контролировать их использование.
Повышение эффективности использования средств федерального бюджета требует и разработки механизма оценки эффективности программ содействия занятости населения с точки зрения их социально-экономической результативности в части непосредственного трудоустройства после завершения программы, повышения конкурентоспособности на рынке труда и обеспечения дальнейшего трудоустройства безработных граждан, обеспечения временной занятости и т.д.
Вместе с тем, в условиях ограниченности средств федерального бюджета стоит задача расширения привлечения средств из других источников, и прежде всего, бюджета Октябрьского района Свердловской области и средств работодателей.
Для этого необходимо:
- повысить эффективность
взаимодействия ГУ «
- обеспечить
привлечение средств
В целом анализ
социально-экономического развития Октябрьского
муниципального района позволяет выделить
благоприятные факторы
3.3 Осуществление социальной поддержки безработных граждан
Важнейшее направление работы ГУ «Октябрьский центр занятости населения» - социальная поддержка безработных граждан.
Основными получателями пособий по безработице являются лица, которым трудно самостоятельно найти работу, у кого низкая квалификация, небольшой трудовой стаж, кто не способен в силу ряда обстоятельств справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями. Среди них свыше половины - лица, особо нуждающиеся в социальной защите.
Анализ практики работы ГУ «Октябрьский центр занятости населения» в условиях перехода на бюджетное финансирование выявил общие положительные тенденции:
- повышение эффективности
и усиление контроля за
- прозрачность
прохождения финансовых
- детализированный
учет затрат по отдельным
- возможность
планирования расходов на
- обеспечение более равномерного распределения финансовых средств на мероприятия по поддержанию занятости населения в зависимости от ситуации на рынке труда.
Вместе с тем, обозначился и ряд проблем по отдельным направлениям деятельности непосредственно связанных с финансированием из федерального бюджета.
1. Учитывая, что
бюджетные расходы формируются
в соответствии с действующим
законодательством о занятости,
2. Утрачена возможность
корректировки в течение
.
Важным принципом
с позиций обеспечения
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:
- оживление экономической
ситуации и инвестиционной
- совершенствование
системы оплаты труда,
.
Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.
При решении
вопросов регулирования занятости
населения важно учитывать
Целесообразно шире привлекать средства фонда занятости для создания новых рабочих мест. В соответствии с приказом Федеральной службы занятости от 01.01. 2010 г. за счет средств фонда рекомендуется осуществлять:
- инвестирование
и выдачу кредитов
- инвестирование
и кредитование предприятий и
организаций, осуществляющих
- финансирование
и кредитование безработных
Касаясь вопросов взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при формировании методов регулирования занятости населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной системы механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но и среднесрочных (на 1-2 года) и долгосрочных (на 5-10 лет) задач. Указанные меры должны предусматривать не только административное, но и косвенное экономическое влияние на процессы занятости населения и ситуацию на рынке труда.
Своеобразие ситуации, сложившейся перед этапом стабилизации, состоит в том, что старые производственные структуры, не способные адаптироваться к изменившимся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса и в первую очередь обусловливают глубину спада производства. Рассчитывать на то, что поддержка этих структур поможет его замедлить и вывести страну из спада, не приходится. В то же время сокращение производства в них пока не компенсируется его ростом на новых или реорганизованных, более эффективных и конкурентоспособных предприятиях. Частный капитал продолжает концентрироваться в торговле и финансовом секторе, считая инвестирование промышленности пока еще слишком рискованным и недостаточно выгодным.
В то же время
обойдены вниманием вопросы
Проведенное исследование показало широкие возможности использования
экономико-математических моделей и методов описания движения населения и трудовых ресурсов для решения задач комплексного анализа и прогнозирования данного социально- экономического процесса. Последующие усилия должны быть направлены на повышение их надежности в решении задач активного прогнозирования процессов формирования занятости и ее структур, прежде всего территориальной и отраслевой.
В настоящее время среди многообразия задач, возникающих при формировании политики занятости населения и рынка труда, приоритетными являются следующие: поддержание и расширение занятости, согласование спроса и предложения рабочей силы, сокращение общей и структурной безработицы; повышение стимулов к активному поиску работы безработными; согласование тенденций изменения оплаты и производительности труда, повышение реального наполнения и роли оплаты труда как источника дохода и важнейшего мотива к труду; согласование динамики спроса на рабочую силу (в том числе по основным профессиям) и тенденций развития системы профессиональной подготовки кадров (в том числе рабочих).
В рамках более отдаленного временного периода необходимо: обеспечить и закрепить прогрессивные сдвиги в региональной и отраслевой структуре занятости населения; повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы; переориентировать экономически активное население на современные формы трудовых отношений; создать новые современные наукоемкие рабочие места, повысить эффективность существующих рабочих мест, улучшить 40 условия труда и его оплаты; активизировать горизонтальную и вертикальную мобильность трудовых ресурсов в условиях непрерывного профессионального образования.
Информация о работе Современное состояние и перспективы развития занятости населения