Современное состояние и перспективы развития занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данного исследования - раскрытие механизмов регулирования занятости населения и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики - перехода от стабилизации к экономическому росту.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4

1 Теоретические аспекты исследования занятости населения……………8

1.1 Занятость населения: понятие и сущность …………………………...…8

1.2 Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственных служб занятости……………………………………………………………….11

2 Порядок проведения работы Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Свердловской области ………………………..20

2.1 Основная характеристика Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Свердловской области………………………...20

2.2 Новые условия работы Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Свердловской области…………………………….….22

2.3 Изменение механизма финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан……26

3 Мероприятия по повышению эффективности работы Октябрьского центра занятости населения Свердловской области………………………………..31

3.1 Мероприятия, проводимые в целях повышения качества рабочей
силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда………………….31

3.2 Реализация мероприятий по содействию занятости населения………..32

3.3 Осуществление социальной поддержки безработных граждан………..33

Заключение……………………………………………………………………35

Список использованных источников…………………………….................40

Работа содержит 1 файл

Курсовая нац экономика.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

- направлять  работодателям, при наличии у  них потребностей в рабочей  силе, граждан, обращающихся в  службу занятости для трудоустройства;

- разрабатывать  и вносить на рассмотрение  местных органов власти предложения  об установлении для работодателей минимального количества специальных рабочих мест для граждан, требующих особой социальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве;

- заключать по  доверенности работодателей от  их имени договоры с гражданами  о трудоустройстве (с предварительной, при необходимости, профессиональной подготовкой), оплачивать таким гражданам за счет средств работодателей стоимость проезда, суточные за каждый день нахождения в пути, а также выдавать им пособия при переезде на новое место работы.

В механизме  регулирования и организации  занятости населения предусмотрено  участие и работодателей, содействующих  проведению государственной политики занятости на основе:

- соблюдения  условий договоров (контрактов, других  соглашений), регулирующих трудовые отношений в соответствии с законодательством;

- реализации  мер, предусмотренных в коллективных  договорах (других соглашениях)  по защите трудящихся в случае  безработицы или приостановке  производства; оказание содействия  в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставление сверхустановленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств предприятий и других работодателей; создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли предприятий уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;

- трудоустройства  определенного местным органом  власти числа граждан, особо  нуждающихся в социальной защите.

Помимо этого, работодатели обязаны:

- своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме предоставлять  службе занятости и в профсоюзный  орган информацию о возможных  массовых увольнениях трудящихся, число и категории трудящихся, которых оно может коснуться, и срок, в течение которого его намечено осуществить. Они так же несут ответственность в установленном законом порядке за предоставление недостоверных сведений;

- принимать на  работу граждан, непосредственно  обратившихся на предприятие, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости

Работодатели  имеют право на частичное возмещение средств в виде дополнительных налоговых  льгот и других форм компенсации  расходов, связанных с созданием  дополнительных рабочих мест для граждан особо нуждающихся в социальной защите, сверх минимального количества, устанавливаемого местными органами власти; на получение от службы занятости бесплатной информации о состоянии рынка труда,

При необходимости  служба занятости может компенсировать работодателям полностью или частично затраты по организации обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий.

Таким образом, для реализации данного механизма  есть все необходимые предпосылки.

Для реализации своего права на труд граждане ведут самостоятельный поиск работы или обращаются в органы службы занятости (обращение гражданина в органы службы занятости в целях поиска работы - право гражданина, но не обязанность), которые, в свою очередь, призваны оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы.

Осуществить свое право на труд гражданин может  также путем прямого обращения  к работодателю.

Статья 3 Закона «О занятости населения в РФ»  определяет следующие условия признания  гражданина безработным: трудоспособность, поиск работы, готовность приступить к работе, отсутствие заработка и работы, наличие в паспорте гражданина отметки о регистрации по месту жительства, наличие всех необходимых документов, регистрация в органах службы занятости по месту жительства гражданина в целях поиска подходящей работы

Органы службы занятости вправе рассматривать  вопрос о признании гражданина безработным  только при соблюдении всех вышеперечисленных  условий в совокупности.

Право на пособие  по безработице имеет только тот  гражданин, который в установленном законодательством порядке признан безработным.

Органы службы занятости оказывают консультационную помощь по вопросам, входящим в их компетенцию, всем обращающимся гражданам, независимо от их места жительства или пребывания; занятым и не занятым трудовой деятельностью, гражданам, получающим пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности I, II, III групп, подросткам от 14 до 16 лет, молодежи, беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим гражданства.

Большое значение приобретает временная занятость. Более эффективной стала работа с подростками в период летних каникул. Большое значение стало  приобретать участие незанятых  граждан в общественных работах. Услуги, связанные с содействием  реализации прав граждан на занятость, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Деятельность  государственных служб занятости  обеспечивает активное взаимодействие безработных граждан, работодателей, закрепленное и защищенное правовыми  нормами, а так же обеспечивает социальную поддержку социально-уязвимым слоям населения. Это достигается следующими направлениями деятельности: использование компьютерных банков вакансий, содействие в трудоустройстве, выплата пособий, профессиональное консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, то есть активное проведение государственной политики занятости населения. 

2 Порядок проведения  работы Государственного  учреждения Октябрьский центр занятости населения Свердловской области

2.1 Организация деятельности  Государственного  учреждения Октябрьский  центр занятости  населения Свердловской области

В своей работе руководствуется Федеральным Законом 1032-ФЗ от 19.04.1991 года, Уставом ГУ Октябрьский ЦЗН, Постановлениями правительства РФ и Приказами Минздравсоцразвития России. Финансируется из средств федерального и областного бюджетов. Лимиты устанавливаются согласно Постановления правительства РФ № 35 от 22.01.2007 г. «Об утверждении методики определения общего объема средств». Средства расходуются согласно Административных регламентов утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ № 819 от 30.11.2006 г.

На информационных досках в вестибюле вывешены законы, приказы, нормативные документы, перечень документов необходимых для постановки на учет график работы и прочее.

Прием ведут  три специалиста, очередь неиссякаемая.

1. Первоначально  заносят все данные о гражданах в базу, формируют группы для консультаций.

2. Консультации  проводит специалист, который рассказывает:

- по каким  критериям все нуждающиеся в  поиске работы могут быть поставлены  на учет,

- какие документы  необходимы для постановки на  учет по категориям,

- какие профессии  необходимы в данный момент,

- какие есть  возможности по получению профессиональной  подготовки и переподготовки,

- когда отмечаться.

3. По истечении  10 дней обратившемуся гражданину  присваивается статус безработного, но выплата начисляется со дня первоначальной постановки на учет. Все данные заносятся в программу, которая формирует индивидуальную карточку и автоматически производит начисление пособия. В центре занятости работает системное программное обеспечение, которое не только облегчает работу всех сотрудников учреждения, но и областная служба занятости населения имеет возможность оперативного получения информации, которая стекается в аналитический отдел. Но специалистам районной службы занятости все же приходится вести карточки обратившихся и постановленных на учет граждан на бумажных носителях.

Категории граждан:

- безработные,

- испытывающие  трудность в поиске работы:

- инвалиды,

- предпенсионного  возраста,

- матери - одиночки, многодетные матери,

- разведенные.

Если гражданин  предпенсионого возраста (за 2 года до пенсии) досрочно отправляется на пенсию, то служба занятости компенсирует пенсионному фонду выплату пенсии.

Территориальный орган является юридическим лицом, имеет в территориальных органах  Федерального казначейства лицевой счет получателя средств федерального бюджета и лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, обособленное имущество, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца.

Место нахождения территориального органа указывается  в Положении о территориальном  органе.

2.2 Анализ деятельности  Государственного  учреждения Октябрьский  центр занятости  населения Свердловской области

В течение 2009 года в органы службы занятости в поисках работы обратились 1129 человек, однако, согласно совместно проделанной Администрацией района со службой занятости населения определенной работы 752 человека нашли работу, в том числе 213 человек трудоустроены на постоянную работу, 539 человек трудоустроены на временную работу, из которых 231 человек привлечены на общественные работы и 66 человек прошли профобучение и направлены на работу.

К концу 2009 года в органах службы занятости осталось стоять на учете 352 не занятых трудовой деятельностью граждан (что по отношению к концу 2006 года снизилось на 12 человек.), столько же человек стали иметь статус безработного.

Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 января 2010 года снизился на 0,51 процент к 2006 году от экономически активного населения.

Причины роста  уровня безработицы:

- рост востребованности  услуг службы занятости у безработных  граждан;

- стремление  безработных формализовать свой  статус посредством обращения  в службу занятости;

- отсутствие  в сельских поселениях работодателей;

- основным источником доходов, особенно у сельского населения, иногда, становятся пособие по безработице.

Развитию ситуации будут способствовать благоприятное  развитие экономики района, в том  числе в сельском хозяйстве, в  частности за счет реализации приоритетных национальных проектов, дальнейшее расширение взаимодействия службы занятости с работодателями.

                          Таблица 1 - Показатели, характеризующие

занятость населения 2007- 2010 гг.

 

п/п

Наименование  задач, программ Единица измерения 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год  
1 2 3 4 5 6 7  
1. Содействие  гражданам в поиске подходящей работы (учет ищущих работу) человек 978 957 956 943  
2. Уровень регистрируемой безработицы процентов 3,08 3,51 3,55 3,18  
3 Организация ярмарок  вакансий и учебных рабочих мест человек 91 100 100 100  
4 Организация проведения оплачиваемых общественных работ человек 231 184 221 227  
6 Трудоустройство граждан, проживающих в сельской местности человек 505 995 1099 1181  
7 Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан человек 67 60 63 70  
               

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития занятости населения