Современное состояние и перспективы развития занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данного исследования - раскрытие механизмов регулирования занятости населения и обоснование путей повышения эффективности его воздействия и изменения его направленности в условиях нового этапа развития экономики - перехода от стабилизации к экономическому росту.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4

1 Теоретические аспекты исследования занятости населения……………8

1.1 Занятость населения: понятие и сущность …………………………...…8

1.2 Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственных служб занятости……………………………………………………………….11

2 Порядок проведения работы Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Свердловской области ………………………..20

2.1 Основная характеристика Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Свердловской области………………………...20

2.2 Новые условия работы Государственного учреждения Октябрьский центр занятости населения Свердловской области…………………………….….22

2.3 Изменение механизма финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан……26

3 Мероприятия по повышению эффективности работы Октябрьского центра занятости населения Свердловской области………………………………..31

3.1 Мероприятия, проводимые в целях повышения качества рабочей
силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда………………….31

3.2 Реализация мероприятий по содействию занятости населения………..32

3.3 Осуществление социальной поддержки безработных граждан………..33

Заключение……………………………………………………………………35

Список использованных источников…………………………….................40

Работа содержит 1 файл

Курсовая нац экономика.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

Органы государственных  структур занятости были ориентированы  на оказание социальной поддержки безработным  гражданам. Результатом таких ориентации стали не только увеличение уровня безработицы, но и стагнация трудовой сферы, сдерживание развития в ней рыночных отношений. Это проявлялось в увеличении масштабов скрытой безработицы, невыплате заработной платы, формировании неэффективного слоя работников, которые негативно влияют на все социально-экономические процессы (сдерживают рост производительности труда, тормозят уровень оплаты и структурные сдвиги), сохранении большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, стихийном переливе рабочей силы в неформальный сектор экономики, в ориентации половины трудоспособных граждан на сохранение стабильного места даже при низкой и не вовремя оплачиваемой заработной плате. Все это препятствовало эффективному и серьезному решению проблем занятости. Специалисты отмечают резкое снижение использования трудового потенциала России, сохранение негативных тенденций в его динамике количественных и качественных показателей. Проблемы использования трудового потенциала вплоть до настоящего времени сводились, как уже говорилось, в основном к ограничению масштабов безработицы и к организации помощи безработным. Задачи структурной перестройки в целях повышения производительности труда, конкурентоспособности отечественной продукции и в целом более эффективного распоряжения трудовым потенциалом общества практически оказались отодвинуты на задний план

Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а  именно - повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной  и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурой безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

- Повышение спроса  на квалифицированную рабочую силу как необходимой предпосылки для роста эффективности труда, улучшения качества продукции и услуг.

- Обновление  кадрового потенциала за счет  трудоустройства молодежи, получившей  современное профессиональное образование  (по оценкам Института экономики РАН, из 9 тыс. предприятий, кандидатов в банкроты, подавляющее большинство потерпели неудачу вследствие ошибок в управлении, из-за неумения организовать дело в рыночных условиях).

- Усиление роли  профессионального труда в росте  доходов и соответствующее изменение трудовой мотивации (высокоэффективный труд - высокие заработки).

- Упреждающая  профессиональная подготовка, переподготовка  и повышение квалификации экономически  активных граждан, прежде всего  составляющих мобильный резерв  рабочей силы, с учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее конкурентоспособности.

- Расширение  гибкости рынка труда как по  формам занятости, так и по  режимам труда.

- Максимально  возможное привлечение безработных  к общественным и другим временным работам.

- Совершенствование  учета безработных и предоставления  пособий.

- Оказание дифференцированной  социальной поддержки безработным  в зависимости от причин потери  работы и готовности человека  адаптироваться к новым и более  высоким профессиональным требованиям

Решение этих задач  обеспечит активизацию характера  политики занятости.

1.2 Цель, задачи, функции,  структура и финансирование  государственных  служб занятости

Служба занятости  играет в стране ту же роль, что отдел  кадров на крупном предприятии, поскольку ее цель - управление занятостью, но в масштабах государства. Эти службы помогают:

- тем, кто  ищет работу или хочет пройти  профессиональную переподготовку;

- предприятиям, желающим идти в ногу с экономическим  и технологическим развитием и расширяющим производство;

- государству.

Чтобы лучше  знать положение на рынке труда, многие страны укрепляют свои службы занятости, отслеживая с их помощью  влияние технологических изменений  и структурной перестройки на занятость.

Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи:

- оказывать поддержку  безработным и помогать им  в поисках работы;

- организовывать  рынок труда таким образом:  чтобы вакансии заполнялись наиболее  квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;

- предлагать  и осуществлять меры по созданию  новых рабочих мест;

- оказывать населению  консультации по профессиональной  ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных. К традиционным функциям служб занятости относятся, такие как выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах;

К новым функциям, которые возникают с изменением социально-экономической обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); содействие самозанятости, особенно в некоторых развивающихся странах; устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; особые программы содействия занятости.

На практике службы занятости выполняют лишь часть этих функций - в зависимости  от потребностей региона и страны в целом и имеющихся ресурсов. В некоторых странах, например, в Германии, службы занятости не только управляют средствами, направляемыми на выплату пособий по безработице, но и занимаются распределением социальной помощи длительно безработным.

Определен статус и направления работы Федеральной  государственной службы занятости  населения. Для объективной оценки состояния рынка труда и положения  в области занятости населения  в Российской Федерации в 2001 г. была установлена форма государственной статистической отчетности, утвержденная приказом Госкомстата России от 11 января 2001 г. №3.

В целях выработки  согласованных решений по определению  и осуществлению политики занятости  населения на федеральном, территориальных  уровнях в рамках социального  партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Комитеты объединяют представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Данные статистики свидетельствуют о повышении  эффективности работы государственных  служб занятости. По данным Министерства труда и социального развития России, последние два года количество получивших профессиональную консультацию превышает число направленных на профессиональное обучение безработных граждан более, чем в 2,5 раза. В 2006 г. направлено на профессиональное обучение 70 % безработных, а в 2010 г. - 69 % .

Анализ многочисленных случаев успешного трудоустройства  позволяет выделить, помимо профессиональной пригодности («хочу-могу»), дополнительные факторы, по которым можно предсказать  высокую или низкую вероятность  трудоустройства клиента:

- спрос на  искомую профессию (точнее, отношение  спроса и предложения);

- требования  работодателя к уровню профессиональной  подготовки и личным качествам  безработного;

- уровень компетентности  безработного в рыночных отношениях  в области занятости (знание технологии поиска работы, умение вести переговоры с работодателем, владение способами самопрезентации и саморекламы и т.д.);

- личностный  фактор (желание получить работу, упорство, целеустремленность, общительность,  личное обаяние и т.д.).

Каждый из указанных факторов оценивался профконсультантом совместно с клиентом. На основе результатов анализа были сделаны выводы о перспективе выбора работы или о необходимости получения переквалификации.

Таким образом, чтобы политика занятости стала  эффективной и результативной, необходимо чтобы она была ориентирована на регулирование структуры безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, повышение мобильности, профессиональной квалификации людей.

Рынок труда  регулируют не только службы занятости. Здесь можно назвать общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, прямо влияющие на квалификацию людей, выходящих на рынок труда; учреждения, оказывающие помощь в трудоустройстве лицам, имеющим для этого ограниченные возможности; центры профориентации для молодежи и для тех, чья квалификация больше не нужна вследствие технологических изменений.

Тем не менее, среди  этого множества действующих  лиц службы занятости играют главную  роль, отслеживая состояние рынка  труда, регулируя действия других. Насколько успешно они справляются с этой ролью, настолько хорошо функционирует, в общем, и рынок труда.

Государственные службы занятости - это специальные  организации, существующие за счет бюджета  и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости - человек должен быть безработным

Основными направлениями  деятельности государственных служб  занятости являются:

- регистрация  безработных;

- регистрация  вакантных мест;

- трудоустройство  безработных и других лиц, желающих  получить работу;

- изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;

- тестирование  лиц, желающих получить работу;

- профессиональная  ориентация и переподготовка  безработных;

- выплата пособий  зарегистрированным безработным 

Исторически службы занятости возникали как отделы Министерств труда. В некоторых странах под влиянием требований социальных партнеров им предоставлен автономный юридический статус. Они также могли создаваться по инициативе организаций предпринимателей или трудящихся, либо иметь статус частных агентств, действующих в интересах общества.

Чаще всего, в  соответствии с рекомендацией Международной  Организации Труда 1948 г, служба занятости  является автономной, но находится  под контролем Министерства труда. При этом она имеет региональные и местные отделения, территориальные органы (консультационные пункты, модельные центры и др.), подчиненные национальной службе занятости. Роль местных отделений служб занятости нельзя недооценивать. Эти отделения на переднем крае работы с людьми и должны учитывать их самые разнообразные потребности. Именно способность местных отделений служб занятости удовлетворять эти потребности свидетельствует об эффективности всей организации работы с экономически активным населением.

Размеры служб  занятости различаются в зависимости  от того, какие функции возложены на них законодательством той или иной страны, а их значимость зависит от положения на рынке труда в стране.

Качественное  изменение роли службы занятости  в регулировании рынка труда  требует изменения подходов к  взаимодействию службы занятости со службами персонала организации. Данная модель учитывает, что особую нагрузку служба занятости несет в периоды экономического спада и структурных сдвигов в экономике. Для регулирования рынка труда службе занятости населения предоставлены следующие права:

- запрашивать  у работодателей информацию о  предполагаемых структурных изменениях  и иных мероприятиях, в результате  которых может произойти высвобождение  работников, а также данные о  потребности в рабочей силе, о  количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников;

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития занятости населения