Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить природу возникновения спроса и предложения, обозначить их основные факторы. Для решения поставленных целей необходимо решить некие задачи:

1)изучить спрос и предложение с точки зрения экономических концепций;

2)охарактеризовать основные факторы, определяющие совокупный спрос и совокупное предложение;

3)проанализировать, как спрос влияет на стратегию предприятия.

Содержание

Основные данные о работе 2
Содержание 3
Введение 4
Основная часть 6
1. Совокупный спрос и совокупное предложение. 6
2. Макроэкономический анализ спроса и предложения. 21
Заключение 29
Глоссарий 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Рымик макро курс.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     Закон предложения - повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен - к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

     Изучение  практики коммерческих фирм дает основание считать основными факторами формирования предложения:

     - цены факторов производства, используемых  для изготовления данного - - товара при существующей технологии:

     - технологию, то есть способы создания  товара или организации предоставления услуги.

     Два основных компонента деятельности фирмы:

     - производственный («технология»);

     - финансовый («финансы фирмы»).

     Первый  из них связан с тем, что фирма  должна каким- то образом превращать приобретаемые ею ресурсы в нужные рынку товары. Это превращение  осуществляется с помощью технологий, разрабатываемых учеными и инженерами. С точки зрения экономической науки. Все технологии объединяет одно: ради создания конечного продукта они предполагают соединение в определенной комбинации производственных ресурсов (факторов производства), таких, как труд, природные ресурсы, капитал, и предпринимательский талант. При этом технология производства предопределяет как конкретный набор ресурсов, необходимых для изготовления товара, так и нормы расходования нового ресурса для получения конечного товара с требуемыми рынком уровнем качества.

     Поскольку все ресурсы являются чьей - либо собственностью, то получить их для создания собственной продукции фирма может единственным образом: купив на соответствующих рынках. Так возникают денежные затраты фирмы на организацию собственного производства товаров и услуг. Величина этих затрат зависит от двух факторов:

     1. цен ресурсов;

     2. норм расхода ресурсов на изготовление  единицы товара.

     Затраты фирмы будут тем больше, чем  выше нормы расходов ресурсов и цены на них. И наоборот - снижение норм расходов и цен ведет к снижению затрат на производство товара (без ухудшения его качества).

     Фирма может компенсировать эти затраты  единственным образом - продав свою продукцию  на рынках товаров и услуг. Но даже если фирма сумеет продать изготовленные  ею товары, мы еще не вправе оценить  ее деятельность как успешную. Для этого надо обратить внимание на второй аспект ее деятельности - финансы фирмы.

     Финансы фирмы - соотношение между денежными  расходами и денежными приходами  фирмы.

     Финансовое  положение фирмы определяется тем, сколько она тратит на изготовление своих товаров и сколько получает за них на рынке. Если сума, полученная от продаж (выручка), больше суммы затрат на производство, то фирма не только сумеет полностью возместить эти затраты, но и получает прибыль.

     Прибыль - разница между выручкой от продаж товаров или услуг и затратами, необходимыми для производства и организации продажи этих товаров и услуг.

     Поскольку именно получение прибыли является мотивом для создания и развития фирм, владелец фирмы, выбирая свою коммерческую политику (а значит, определяя величину своего рыночного предложения), первым делом смотрит: сколько выгодно производить, чтобы при сложившихся затратах и существующей рыночной цене получить наибольшую прибыль.

     Таким образом, важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения - затраты на производство товаров. Они образуют нижнюю границу цены.

     Однако  затраты по своей природе неодинаковы. Отдельные их виды изменяются в зависимости от масштаба производства товаров и услуг.  Эти различия в масштабах изменения объемов потребления производственных ресурсов при изменении объемов производства заставили экономистов разбить все виды затрат на две категории:

     1)постоянные  затраты;

     2) переменные затраты.

     Постоянные  затраты - те затраты, которые остаются одними и теми же при небольших изменениях объемов производства товаров и услуг.

     К постоянным затратам относятся, например, арендная плата за помещения, затраты, связанные с использованием оборудования, выплаты в погашение ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.

     По - иному ведут себя переменные затраты.

     Переменные  затраты - это те затраты, которые  можно изменить в краткосрочном периоде, и поэтому они растут (сокращаются) при любом увеличении (уменьшении) объемов производства.

     В эту категорию входят затраты  на материалы, энергию, комплектующие  изделия, заработную плату.

     Такой детальный анализ изменения затрат фирмы нужен для понимания того, как фирмы определяют:

     - основу установления цен на  свои товары;

     - масштабы производства товаров  или услуг.

     Решение такого рода принимаются на основе изучения закономерностей изменения средних и предельных (маржинальных) затрат фирмы.

     Средние затраты - затраты на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на количество изготовленной за этот период времени продукции.

     Изучение  деятельности коммерческих фирм позволило  экономистам обнаружить несколько очень важных закономерностей изменения затрат фирмы. Они состоят в том, что по мере роста масштабов производства:

     общая сумма постоянных затрат не меняется, а величина постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции, снижается;

     сумма переменных затрат возрастает, а средняя величина переменных затрат в расчете на одно изделие вначале снижается, а затем возрастает;

     общая сумма всех затрат возрастает, в  общие средние затраты на единицу  продукции сначала снижаются, а  потом возрастают.

     Следовательно, чем в больших масштабах фирма изготавливает свою продукцию (или оказывает услуги), тем дешевле ей в среднем обходится поначалу каждая единица товара. А значит - если рыночная цена неизменна, - с каждой единицы товара фирма будет вначале получать все большую прибыль.

     Почему  рост масштабов производства (то есть объема продукции, изготавливаемого в течение одинакового периода времени, например месяца) вначале ведет к сокращению средних общих затрат на производства продукции?

     Тому  имеется несколько причин, но мы обратим внимание пока на одну из них - неуклонное снижение средних постоянных затрат при росте масштабов производства. Поскольку - по определению - сумма этих затрат постоянна (скажем, в течение месяца), то, чем единиц продукции фирма изготавливает в течение месяца, тем меньше величина таких затрат приходится на каждое изделие.

     Поэтому увеличение масштабов производства, создание все более крупных производств  позволяет (в определенных границах) обеспечивать существенное снижение как средних постоянных затрат, так и средних общих затрат.

     Но  наращивание масштабов производства не может быть безграничным. И если менеджеры фирмы этого не понимают, они могут принять неверные решения.

     Дело  в том, что при превышении определенной границы увеличения объемов производства средние переменные и общие затраты перестают снижаться. Напротив, они начинают возрастать. А значит, даже если рыночная цена товара не меняется, то за упомянутой границей рост объемов производства может привести к постепенному снижению величины прибыли от продажи единицы товара и даже падению ее до нуля.

     Причина такой динамики средних общих  затрат в том, что на них влияет изменение затрат еще одного вида. Эти затраты называют обычно предельными, или маржинальными:

     Предельные (маржинальные) затраты - величина, на которую возрастает величина общих затрат фирмы при увеличении количества выпускаемых изделий на единицу.

     Название  «предельные» эти затраты получили потому, что они относятся к  условиям, характерным для того, что происходит «на пределе», то есть, как бы на границе операций фирмы. Иногда, кстати, эти затраты называют еще и приростными - ведь они относятся к условиям, на которых фирма добивается прироста выпуска своей продукции. Условия эти между тем подчиняются общей закономерности, которая носит название закона убывающей предельной производительности факторов производства.

     Закон убывающей предельной производительности факторов производства: если фирма  наращивает объем использования  только некоторых или одного из факторов производства, то прирост выпуска, приносимый дополнительными объемами этих факторов, в конце концов, начнет снижаться.

     Например, фирма может увеличить объем  использования труда и сырья, но объем использования капитала (оборудования) оставить прежним. Тогда  дополнительно нанятые работники не смогут полностью реализовать свои способности и достичь той же производительности труда, что у ранее нанятых коллег. Этому помешают ограниченные технические возможности существующего капитала.

     Скажем, в кабине современного трейлера - грузовика  для перевозки больших партий грузов на дальние расстояния - в принципе могут поместиться три человека. Но в дальние рейсы обычно отправляются только два водителя, регулярно сменяющие друг друга, когда один из них устает. Это обеспечивает движение грузовика с большей средней скоростью, чем, если бы его вел только один шофер. В

     результате  трейлер движется с той скоростью, которую допускают правила дорожной безопасности и реальная загруженность  шоссе. Но если посадить в кабину третьего водителя, то смена водителей будет происходить чаще, чем это необходимо из-за утомления шофера, а средняя скорость движения машины увеличится очень незначительно (не будем забывать об ограничениях скорости дорожного движения). Таким образом, увеличение числа водителей в трейлере до трех человек приведет к меньшему росту объема осуществляемых перевозок, чем появление в кабине второго шофера. А значит, предельная производительность труда третьего шофера окажется ниже, чем второго.

     Увеличение  масштабов производства всегда требует  тщательного обоснования, чтобы не перейти ту границу, за которой предельные затраты на производство дополнительной единицы товара сравняются с выручкой от ее продажи, и прибыль станет нулевой.

     Если  экономическая ситуация складывается именно таким образом, то фирме стоит прекратить наращивание выпуска товаров, либо добиться продажи своих товаров по более высокой цене. Такова сущность закона спроса и закона предложения. 

 

      2. Макроэкономический анализ спроса и предложения. 

     Модели  спроса и предложения для одного товара особенно полезны для понимания различий цен и объемов производства отдельных товаров и услуг. Они помогают нам понять, почему равновесная цена пирожка значительно меньше, чем равновесная цена бриллианта, почему цена барреля нефти меньше, чем цена барреля духов, и почему ежегодные расходы на нефть больше ежегодных расходов на бриллианты, духи и пирожки, вместе взятые. Модель спроса и предложения для одного товара также помогает объяснить, почему равновесные цены и равновесные объемы отдельных товаров в разные периоды отличаются. Например: эта модель полезна для того, чтобы объяснить, почему цена на медицинское обслуживание увеличилась по сравнению с другими ценами в течение последних 20 лет или почему производство персональных компьютеров чрезвычайно расширилось со времени их внедрения в конце 70-х годов.

     Однако  модель спроса и предложения для  одного товара оставляет без ответа несколько важных экономических  вопросов. Почему вообще цены повышаются и понижаются? Почему общий уровень  цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны объединить - или агрегировать - все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Мы должны также собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства. Объединение всех цен на отдельные товары и услуги в уровень цен. 

     2.1 Взаимосвязь спроса и предложения. 

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение