Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить природу возникновения спроса и предложения, обозначить их основные факторы. Для решения поставленных целей необходимо решить некие задачи:

1)изучить спрос и предложение с точки зрения экономических концепций;

2)охарактеризовать основные факторы, определяющие совокупный спрос и совокупное предложение;

3)проанализировать, как спрос влияет на стратегию предприятия.

Содержание

Основные данные о работе 2
Содержание 3
Введение 4
Основная часть 6
1. Совокупный спрос и совокупное предложение. 6
2. Макроэкономический анализ спроса и предложения. 21
Заключение 29
Глоссарий 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Рымик макро курс.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     Теперь  рассмотрим предложение. Изучая на рынке  действие продавцов, экономисты без труда установили, что поведение и этой группы участников рынка очень сильно зависит от складывающегося в торговле уровня цен. Именно цены являются одним из основных факторов, формирующих величины предложения.

     Величина  предложения - объем товара определенного  вида (в натуральном измерении), который  продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода времени на рынок при определенном уровне рыночной цены на этот товар.

     Поскольку рыночная цена может колебаться в  широком диапазоне, то для описания всего множества вариантов величин  предложения, которые при этом могут сложиться на рынке, т.е общей зависимости предложения от цен на данном рынке, экономисты ввели понятие предложение.

     Предложение - сложившаяся в определенный период времени зависимость величин предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода времени (месяца, года) от уровней цен, по которым этот товар может быть продан.

     Таким образом, предложение - это тоже характеристика состояния рынка, а точнее, другой его важнейшей составляющей - экономической  логики поведения продавцов (изготовителей). Реально эта логика проявляется в том, каким оказывается объем предложения при разных уровнях цены. 

     1.2 Закон спроса и  предложения. 

     Изучая, как покупатели реагируют на изменения  цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса.

     Закон спроса - повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен - к ее увеличению (при прочих условиях).

     Проявление  закона спроса связано с рядом  важных обстоятельств.

     Подавляющее большинство товаров люди покупают, оценивая соотношение «полезность/цена» по этому благу. Понятно, что (если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью) снижение цены (уменьшение знаменателя дроби) ведет к росту оценки относительной желанности блага, а значит, ведет и к росту спроса на него.

     Такого  понимания логики поведения покупателей и проявления закона спроса было бы вполне достаточно, если бы поведение людей в мире экономики было строго рациональным. Но это не так. Для понимания реальных закономерностей поведения покупателей на рынке необходимо разобраться еще и в тех факторах формирования спроса, которые не лежат ни на стороне цен, ни на стороне полезности товаров.

     Таких факторов пять:

     1. Доходы покупателей;

     2. Цены на дополняющие или заменяющие  товары;

     3. Ожидание относительно динамики  цен в будущем;

     4. Численность и возраст покупателей;

     5. Привычки, вкусы, традиции и предпочтения  покупателей.

     Кроме того, на спрос могут влиять и  некоторые другие, менее значимые факторы: сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.

     Доходы  покупателей и спрос. При росте  доходов покупателей они обычно предъявляют больший спрос на ранее недоступные им товары. Рост величины спроса вызывается и снижением цен на другие товары. Падение доходов, напротив, ведет к падению спроса.

     Эта закономерность весьма четко проявилась, например, в России в 1992-1993 гг., когда после либерализации цен сбережения населения обесценились, а доходы -упали. Итогом стало резкое падение спроса практически на всех товарных рынках.

     Однако  мир экономики весьма неоднозначен, и возможны такие парадоксальные ситуации, когда рост доходов покупателей приводит не к росту, а к снижению спроса на товар. Разобраться в причинах таких парадоксов весьма полезно, чтобы лучше понимать реальные процессы, развивающихся на товарных рынках любой страны.

     Первая  и главная причина этих парадоксов то, что - товар товару рознь.

     В зависимости от того, как величина спроса на рынках этих товаров реагирует  на изменения цен, экономическая  наука выделяет два основных вида товаров:

     1) нормальные товары;

     2)товары  низшей категории.

     Нормальные  товары. Основную массу товаров образуют нормальные товары. Для них характерно то, что, чем больше доходы людей, тем  больше они готовы приобрести таких товаров (т. е при росте доходов кривая спроса будет сдвигаться вправо - вверх).

     Нормальные  товары - товары, спрос на которые  возрастает при росте доходов  покупателей.

     Поэтому продавцы нормальных товаров всегда радуются сообщениям о повышении заработной платы или иных доходов. Они знают - теперь можно будет продать товаров больше, а возможно, и по более высокой цене.

     Иначе относятся к росту доходов  продавцы товаров низшей категории.

     Товары  низшей категории. Отличительная особенность  этих товаров состоит в том, что  спрос на них может упасть при  росте доходов покупателей. Товары низшей категории без труда поддаются замене более ценными благами, если на их приобретение у покупателей хватает денег.

     Товары  низшей категории - товары, спрос на которые может снизиться при  повышении доходов покупателей.

     Наиболее  типичными представителями данной категории товаров являются хлеб, картофель, рыба. При этом сразу оговоримся, что, называя эти блага «товарами низшей категории», мы вовсе не имеем в виду, что они плохи сами по себе. Просто их место в иерархии благ определяется некоторыми особенностями:

     1) люди покупают их в первую очередь, едва у них появляются деньги;

     2) эти товары поначалу становятся  важнейшим элементом расходов, позволяя  жить более - менее нормально;

     3) едва доходы покупателей становятся  больше, они сразу же стараются перейти к потреблению более качественных благ. Иными словами, пока люди бедны, их спрос на товары низшей категории формируются точно так же, как на любой нормальный товар. И лишь по мере роста благосостояния граница между нормальными товарами и товарами низшей категории становится видимой. Более того, от попадания в низшую категорию благ не застрахован ни один товар массового потребления.

     Цены  на дополняющие или заменяющие товары. Кривая спроса справедлива лишь в  том случае, если условия, в которых  она сформировалась, остаются неизменными, а именно:

     1) неизменность полезности данного  товара;

     2) неизменность уровня доходов  покупателей;

     3) неизменность цен на другие товары, продающиеся в то же самое время и доступные тому же кругу покупателей.

     Отсюда  следует важный вывод: оценивая изменения величины спроса при изменении цены на товар, мы на самом деле проверяем результаты изменения не только и не столько абсолютной, сколько относительной цены этого товара, то есть его дороговизны или дешевизны по сравнению с другими. И плох тот коммерсант, который этого не понимает, и не привык оглядываться по сторонам - его обязательно ждет неудача.

     Дело  в том, что «жизнь» любого товара на рынке всегда проходит в окружении двух групп:

     1) заменяющих товаров;

     2) дополняющих товаров.

     Заменяющие  товары. Эти блага удовлетворяют  те же самые потребности и поэтому являются непосредственными конкурентами в борьбе за деньги покупателя.

     Связь между ценами и спросом для  таких товаров носит следующий  характер: изменение цены одних товаров - заменителей ведет к изменению в том же направлении спроса на другие товары. Например, если цена на одну марку прохладительных напитков снижается, то спрос на нее возрастает, а вот на другие марки таких же напитков - падает (ведь общий объем средств, которые в данный момент времени готовы потратить на приобретение этих напитков, ограничен).

     Строго  говоря, все товары можно рассматривать  по отношению друг к другу как  заменяющие, так как все они  решают одну и ту же задачу - обеспечить условия существования людей и при этом конкурируют за одну и ту же сумму денежных доходов покупателей.

     Дополняющие товары. Внешне выглядят по отношению  друг к другу вполне дружелюбно, поскольку вместе решают задачу удовлетворения одной и той же потребностей покупателей. Но это дружелюбие обманчиво - на самом деле изменение цен на одни дополняющие товары ведет к изменению спроса на другие товары той же группы в противоположном направлении. Именно это отличает их от заменяющих товаров.

     Ожидание  относительно динамики цен в будущем. Этот фактор особенно проявляется в тех случаях, когда люди опасаются существенного роста цен в будущем и покупают товаров больше, чем предсказывает кривая спроса. Здесь на первый взгляд происходит нарушение стандартной связи между ценой и спросом, но на самом деле это не так.

     Просто  в данном случае формирование спроса происходит с некоторым заглядыванием в будущее: хотя нынешняя цена и кажется людям слишком высокой, но они опасаются, что завтра за товар придется платить еще больше, и решают купить этого товара впрок. Именно так вели себя российские автовладельцы в 1992 - 1995 гг., когда наполняли бензином канистры и хранили эти канистры месяцами в своих гаражах или на балконах.

     Численность и возраст покупателей. Это, пожалуй, самый простой из факторов формирования спроса: даже при неизменном среднем уровне доходов абсолютное увеличение численности покупателей ведет к повышению спроса (кривая спроса сдвигается вправо - вверх).

     Не  трудно проследить и влияние на спрос  возрастной структуры населения. Старание населения в европейских странах и России ведет не только к снижению спроса из-за того, что все большая часть населения живет на скромные пенсии, но и к изменению товарной структуры спроса (стране с пожилым населением не нужно столько детских и молодежных товаров, зато необходим мощный рынок фармацевтических товаров и медицинских услуг).

     Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Этот фактор формирования спроса, пожалуй, наименее предсказуемый, а часто и самый изменчивый. Именно через него на спрос влияет такой мощный механизм современной экономики, как мода. Исследование закономерностей проявления этого фактора настолько мало полается изучению методами экономической науки, что экономисты полностью передали эту проблематику психологам, этнографам и специалистам по маркетингу. Но не учитывать этот фактор экономическая наука не может, поскольку он постоянно оказывает огромное влияние на развитие товарных рынков.

     Например, в последние десятилетия рост интереса людей к профилактике заболеваний породил огромные рынки «здоровой пищи», «товаров для аэробики и оздоровительной гимнастики» А возросшее внимание к проблемам экологии поставило на грань гибели производство одежды из натуральных мехов и вызвало расцвет индустрии искусственного меха.

     Теперь  перейдем к подробному рассмотрению закона предложения.

     Кривая  предложения аналогичная той, что  показана на рис. 1-1, описывает картину  предложения на данном товарном рынке, то есть зависимость между:

     - ценой товара;

     - объемами его производства (поставок  в торговлю), возможными при различных уровнях цен.

     Кривая  предложения позволяет ответить на два вопроса:

     какова  будет величина предложения при  различных уровнях цен:

     как изменится величина предложения  при изменении цены? Допустим, что  рынок характеризуется неизменностью всех факторов, кроме

     цены. Тогда, как свидетельствует опыт, рост цен будет вызывать увеличение числа изготавливаемых (предлагаемых к продаже) товаров, а снижение цен - уменьшение этого числа. Такую закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение