Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:48, курсовая работа
Основной целью анализа экономики с помощью модели 1S-LM является объединение товарного и денежного рынков в единую систему. Модель IS-LM позволяет наглядно представить процессы взаимодействия отдельных рынков не только в ходе приспособления к совместному равновесию, но и при переходе от одного равновесного состояния к другому.
Для построения модели IS-LM необходимо определить параметры, связывающие товарный и денежный рынки. Основным параметром товарного рынка является реальный объем национального производства. Известно, что он определяет спрос на деньги для сделок и, значит, общий спрос на деньги и процентную ставку, при которой достигается равновесие на денежном рынке.
Рис. 4.1
Сравнивая точку Е' с первоначальной точкой равновесия Е, мы видим, что возросшие государственные расходы вызвали повышение и дохода, и ставки процента. Но важно также сравнить точку Е с Е" — точкой равновесия на рынке товаров при исходной ставке процента. Точка Е" соответствует равновесию, когда не учитывали воздействие ставки процента на экономику. При сравнении Е" и Е' становится ясно, что приспособление ставки процента и ее влияние на совокупный спрос гасят стимулирующее воздействие возросших государственных расходов. Доход, вместо того чтобы увеличиваться до Y', растет только до У0' . Это вызывает следующий вопрос: какие факторы определяют степень, в которой сдерживающее воздействие ставки процента может погасить рост выпуска, вызванный возросшими государственными расходами?
Размер повышения дохода и ставки процента, вызванный фискальной экспансией зависит от наклона графиков LM и IS и от величины мультипликатора.
Если кривая LM имеет вид вертикали, то увеличение государственных расходов не будет оказывать воздействия на величину равновесного дохода и приведет всего лишь к повышению ставки процента. Этот случай показан на рис. 4.1, где увеличение государственных расходов смещает кривую IS в положение IS', но не оказывает воздействия на доход. Если спрос на деньги не связан с величиной ставки процента, как это предполагает вертикальная кривая LM, то тогда существует единственный уровень дохода, при котором денежный рынок находится в равновесии.
Следовательно, при вертикальной кривой LM увеличение государственных расходов не может изменить уровень равновесного дохода и только лишь увеличивает уровень равновесной ставки процента. Но если государственные расходы повысились, а величина выпуска не изменилась, то должно произойти уравновешивающее сокращение частных расходов:
Рис 4.2 а Эффект полного вытеснения Рис 4.2 б
Рис. 4.2. Эффект полного вытеснения. Если график LM имеет вид вертикали, то фискальная экспансия, сдвигая график IS, вызывает рост ставки процента, но не дохода. Государственные расходы замещают или вытесняют частные расходы в равном объеме.
Увеличение ставки процента вытесняет частные инвестиционные расходы. Вытеснение, как оно было определено ранее, представляет собой сокращение частных расходов (в частности, инвестиций), связанное с увеличением ставки процента, вызванное фискальной экспансией. При вертикальной кривой LM будет иметь место эффект полного вытеснения.
На рис. 4.2 б показан процесс вытеснения с использованием графика функции инвестиций. Фискальная экспансия повышает уровень равновесной ставки процента с rо до r' на графике (а). На графике (б) вследствие этого инвестиционные расходы снижаются с уровня Iо до I'. Теперь легко увидеть, что, если график LM имел бы положительный наклон, а не был вертикальным, ставка процента поднималась бы по мере фискальной экспансии несколько медленнее, и в результате инвестиционные расходы сократились бы значительно меньше. Масштабы вытеснения, следовательно, зависят от наклона кривой LM и, значит, чувствительности спроса на деньги к величине процента. Чем меньше чувствительность спроса на деньги к величине процента, тем в большей степени фискальная экспансия вытесняет инвестиции, а не вызывает повышение объема выпуска.
Заметно, что, в принципе, при увеличении ставки процента могут быть сокращены, а затем и вытеснены и инвестиции и потребление. Фискальная экспансия может вытеснить чистый экспорт, вызывая внешнеторговый дефицит.
Бюджетно-налоговая экспансия. Рост государственных расходов и снижение налогов приводит к эффекту вытеснения который значительно снижает результативность стимулирующей фискальной политики (см. рис.4.3).
Рис 4.3 Эффект вытеснения
G↑→Y↑→C↑→Md↑→r↑→I↓,Xn↓→Y↓
Если госрасходы G увеличиваются, то совокупные расходы и доход возрастают, что приводит к увеличению потребительских расходов С. Увеличение потребления, в свою очередь, увеличивает совокупные расходы и доход У, причем с эффектом мультипликатора. Увеличение Y способствует росту спроса на деньги m), так как в экономике совершается большее количество сделок. Повышение спроса на деньги при их фиксированном предложении вызывает рост процентной ставки R. Повышение процентных ставок снижает уровень инвестиций I и чистого экспорта Xn. Падение чистого экспорта связано также с ростом совокупного дохода Y, который сопровождается увеличением импорта. В итоге рост занятости и выпуска, вызванный стимулирующей фискальной политикой, оказывается частично элиминированным за счет вытеснения частных инвестиций и чистого экспорта.
Если бы не было вытеснения инвестиций и чистого экспорта, то увеличение Y из-за приращения госрасходов (или снижения налогов) было бы равно (YoY2). Однако вследствие эффекта вытеснения действительное увеличение Y составляет только (YoY).
Кредитно-денежная экспансия. Увеличение предложения денег позволяет обеспечить краткосрочный экономический рост без эффекта вытеснения, но оказывает противоречивое воздействие на динамику чистого экспорта.
Увеличение денежной массы Ms сопровождается снижением процентных ставок R, так как ресурсы для кредитования расширяются и цена кредита снижается. Это способствует росту инвестиций I. В итоге совокупные расходы и доход Y увеличиваются, вызывая рост потребления С. Динамика чистого экспорта Хn оказывается под влиянием двух противодействующих факторов: роста совокупного дохода Y, который сопровождается снижением чистого экспорта, и снижения ставки процента, которое сопровождается его ростом. Конкретное изменение величины Хn зависит от величин изменений У и R, а также от значений предельной склонности к импортированию и коэффициента n.
Относительная
эффективность бюджетно-
а) степени чувствительности функций инвестиций и чистого экспорта к динамике рыночной ставки процента (коэффициенты d и n);
б) степени чувствительности спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента (коэффициент h).
Относительная
эффективность стимулирующей
Рис 4.4
M`s↑→R↓→I↑→Y↑→Yd↑→C↑,Xn↑=g-m`
Эффект вытеснения оказывается относительно незначительным в двух случаях:
1) если инвестиции
и чистый экспорт
2) Если спрос
на деньги высокочувствителен
к повышению процентных ставок
и достаточно незначительного
увеличения R, чтобы уравновесить
денежный рынок. Поскольку
Глава 5. Макроэкономическое равновесие в Республике Беларусь
Сбалансированность экономики означает одновременное достижение внутреннего и внешнего баланса, при том, что внутренний баланс означает, как минимум, отдельно баланс реального, денежного и бюджетного секторов. В условиях столь сложной системы балансов, каждый из которых зависит от неопределенного количества переменных, встает вопрос о том, какой из них может с наибольшей степенью достоверности свидетельствовать о состоянии экономики и при этом быть более или менее точно просчитан количественно.
В аналитических и практических целях экономику можно разделить на четыре взаимосвязанных сектора – реальный, денежный, бюджетный и внешний. Мировой опыт показывает, что именно такое представление экономики является наиболее оправданным с аналитической точки зрения, позволяющей анализировать экономику в целом, а не отдельные ее элементы, в ее взаимосвязи с внешним миром. В подавляющем большинстве стран мира именно эти секторы экономики наиболее полно отражены в статистике, что позволяет осуществлять не только количественный, но и качественный анализ. И наконец, именно такое аналитическое представление экономики позволяет хотя бы приблизительно оценивать показатели одних секторов через поведение других, что чрезвычайно важно для развивающихся стран с ограниченной статистической базой.
Экономические сделки внутри каждого сектора и секторов между собой фиксируются в рамках системы национальных счетов, с одной стороны, как сделки по производству и торговле товаров и услуг, а с другой – как соответствующие им финансовые расчеты. Баланс сделок каждого сектора, по определению, должен быть равен нулю. Разность доходов и расходов каждого сектора составляют его сбережения. Если в каком-либо из секторов доходы меньше расходов, то возникающий таким образом дефицит сбережений должен быть профинансирован за счет другого сектора. Например, дефицит государственного бюджета может быть профинансирован за счет кредита правительству со стороны денежного сектора правительству со стороны денежного сектора. Если же возникнет ситуация, когда расходы страны в целом – ее внутренних секторов (реального, бюджетного и денежного) – меньше доходов, генерируемых этими секторами в целом, то возникает ситуация дефицита сбережений в стране в целом, который может быть покрыт только за счет чистых сбережений других стран. В результате внешний сектор, происходящие в котором события объединяются в платежном балансе, является агрегированным отражением ситуации со сбережениями во всех других секторах. По состоянию платежного баланса можно с известной степенью условности судить как о состоянии экономики на определенный момент, так и о возможных проблемах на пути ее будущего развития. Поэтому достижение устойчивости платежного баланса, то есть поддержания сбалансированности международных платежей на фоне приемлемых темпов долгосрочного неинфляционного роста, является главной целью программ макроэкономической корректировки.
Сбалансированность международных платежей в данном случае отнюдь не означает равенство платежного баланса нулю. Имеется ввиду такое состояние платежного баланса страны, при котором ни финансирование его отрицательного сальдо, ни наличие положительного сальдо не подрывают экономический рост в долгосрочной перспективе. Соответственно, необходимо четко различать краткосрочную несбалансированность платежного баланса, которая связана с движением преимущественно краткосрочного капитала и может быть исправлена с помощью быстрых корректировочных мер, и долгосрочную несбалансированность, которая вызвана структурными проблемами экономики, ведет к накоплению внешней задолженности и может быть преодолена только путем глубоких экономических реформ. В целом проявляющиеся через устойчивость платежного баланса цели макроэкономических программ сводятся к:
- обеспечению долгосрочного неинфляционного роста объемов производства;
- подавлению инфляции, снижению ее до уровня, совместимого с долгосрочным ростом;
- достижению стабильного уровня международной платежеспособности;
Страны мира значительно отличаются друг от друга по характеру стоящих перед ними макроэкономических проблем. В условиях открытой экономики пути решения этих проблем абсолютно индивидуальны для каждой из них. Но в любом случае решение тех или иных проблем предполагает предварительное создание и одобрение некоего плана, идентифицирующего проблемы и определяющего последовательность и механизмы их решения.
Рассмотрим в общих чертах наиболее необходимые элементы подобного плана относительно нашей страны.
- сокращение бюджетных расходов ввиду недостаточного поступления доходов и отсутствия внешнего финансирования;
- сдерживание роста рублевой денежной массы;
- поддержание положительной ставки рефинансирования на достаточно высоком уровне для изменения инфляционных ожиданий;
- продолжение ускоренной девальвации официального курса с целью ликвидации множественности обменных курсов;
- отмена валютных ограничений, включая требование обязательной продажи валютной выручки и ограничение на использование на использование рублей для оплаты за импорт;
- приватизация малого бизнеса и снятие административных барьеров в сфере деятельности частного сектора;
- прекращение практики привлечения коммерческих банков к выполнению квазибюджетных операций.
Неотъемлемой составной частью любых макроэкономических программ является прогноз – расчет и предсказание будущих экономических тенденций на основе анализа исторической и текущей информации. Он должен основываться на хорошо проверенной и отлаженной методологии, позволяющей избегать технических ошибок и осуществлять постоянное обновление прогноза по мере получения новой информации.
Трудности и противоречия экономической реформы в Республике Беларусь во многом были определены тем, что ее научно обоснованная модель находится лишь в стадии формирования. Это отразило процесс трансформации экономики, когда старая планово-распределительная система с ее централизованными административными методами руководства развалилась, а новая рыночная экономика, для которой характерны косвенные экономические методы управления, еще не сложилась. При разработке модели экономических реформ необходимо сделать правильный учет выводов и рекомендаций двух основных альтернативных направлений мировой экономической теории: классической, исходящей из решающей роли рыночного механизма в развитии экономики, и кейнсианской, в которой примат отдается регулирующей роли государства.
Информация о работе Совместное равновесие на рынке благ и денежном рынке в рамках модели IS-LM