Совместное равновесие на рынке благ и денежном рынке в рамках модели IS-LM

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Основной целью анализа экономики с помощью модели 1S-LM является объединение товарного и денежного рынков в единую систему. Модель IS-LM позволяет наглядно представить процессы взаимодействия отдельных рынков не только в ходе приспособления к совместному равновесию, но и при переходе от одного равновесного состояния к другому.
Для построения модели IS-LM необходимо определить параметры, связывающие товарный и денежный рынки. Основным параметром товарного рынка является реальный объем национального производства. Известно, что он определяет спрос на деньги для сделок и, значит, общий спрос на деньги и процентную ставку, при которой достигается равновесие на денежном рынке.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Белорусская модель развития формируется в течение  последних 10—12 лет с началом перехода от командно-административной системы  к рыночным отношениям. И хотя она находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня достаточно ясно в ней проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с рыночными и переходными к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим целям мировой цивилизации.

Учитывая длительный характер преобразований, для достижения конечных целей выделяются следующие этапы социально-экономического развития модели экономики Республики Беларусь.

Первый этап (2001—2005 гг.) — создание необходимых  условий для возобновления устойчивого  экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривается решить следующие задачи: завершить создание необходимой законодательно-нормативной базы реформирования экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования; приступить к широкомасштабному реформированию и реструктуризации крупных и средних предприятий; осуществить санацию, перепрофилирование и закрытие бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по обеспечению занятости и преодолению структурной безработицы; улучшить финансирование оздоровления предприятий и организаций на основе мер государственного макроэкономического регулирования и более полного использования рыночных механизмов хозяйствования.

Второй этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе должно быть завершено создание законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи стабильного повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Будет обеспечен переход к активной структурной перестройке и модернизации экономики.

Третий этап (2011—2020 гг.). Целью этого периода  является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будет формироваться постиндустриальное информационное общество с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, а экономическое развитие — обеспечиваться за счет функционирования зрелых институтов рыночной экономики, углубления структурных преобразований, расширения частного бизнеса.

Практическая  реализация этих этапов осуществлялась и продолжает реализовываться в рамках Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы и Программ социально-экономического развития страны на 2001—2005 годы, на 2006-2010 годы, в которых определены идеология эволюционного подхода к рыночной трансформации и логика практических действий.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, построенная на принципах преемственности политического курса, экономической и социальной политики руководства страны, главной задачей пятилетия определяет повышение благосостояния народа и приближение его в перспективе к уровню экономически развитых европейских государств. В качестве приоритетов избраны:

- всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;

- инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;

- наращивание экспортного потенциала страны;

- развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

- развитие малых и средних городов;

- жилищное строительство.

Опыт прошедших  лет показал, что стратегия реформирования, ее концептуальные основы и практика реализации оказались правильными. Но это не освобождает научные институты и государственные структуры от необходимости совершенствовать и теоретико-методологические основы, и программно-целевые подходы к реализации перспективной модели экономики страны

Социально ориентированная  рыночная экономика — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение — нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод — всем гражданам.

Социально ориентированная  рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

Эти базовые  принципы белорусской модели показывают, что наша страна отвергает крайности и либерализма, и огосударствленной экономики, выбирает свой путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией.

Роль государства  в управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе как политического руководителя переходных к рынку процессов; гаранта социальной защищенности малоимущих слоев общества и др.

Создавая условия  для формирования и развития рыночной экономики, государство в своей  экономической политике стремится к достижению таких принципиальных целей, как рост благосостояния народа, финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры, финансовая и ценовая стабильность, высокая степень занятости, благоприятная для жизни окружающая среда.

Таким образом, макроэкономическая политика в Беларуси после развала СССР была подвергнута  серьезному пересмотру. Нужно было действовать в условиях рынка, что налагало свои особенности. В первое время Беларуси было очень сложно стабилизировать экономику в силу как внешних, так и внутренних причин. Однако, в последние годы ситуация стабилизировалась, что позволяет проводить устойчивую макроэкономическую политику и не допустить дестабилизизацию экономики.

 

 

 

 

 

 

 

Расчет:

При анализе  макроэкономического равновесия используем  основное макроэкономическое тождество У=С+I+G+X,  Y=ВВП

                    Год

В млрд.руб.

2007

2008

2009

ВВП

97 165

129 791

136 790

Потребительские расходы C

58 418

75 049

87 192

Инвестиционные расходы I

26 053

37 202

43 377

Государственные расходы G

47 626

63 811

63 766

Чистый экспорт  Xn

-4 418

-6 810

-7 265


 

Расчет для 2007 года:

58 418 + 26 053 + 47 626 – 4 418 = 127 679 >  97 165

Расчет для 2008 года:

75 049 + 37 202 + 63 811 – 6 810 = 169 252 > 129 791

Расчет для 2009 года:

87 192 + 43 377 + 63 766 – 7 265 = 187070 > 136 790

Вывод: Т.к. во всех рассмотренных годах  сумма показателей больше ВВП, то из этого следует, что уровень ВВП будет расти. 
Заключение

1) Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного и денежного рынков, в которой совокупный выпуск и ставка процента определяются при фиксированном уровне цен положением кривых IS и LM.

2) Кривая IS («инвестиции - сбережения») описывает равновесие на товарном рынке и отражает обратную зависимость между рыночной ставкой процента и уровнем дохода. Кривая IS имеет отрицательный наклон. Движение вдоль кривой IS показывает изменение уровня национального дохода при изменении уровня процентной ставки так, чтобы на рынке благ сохранилось равновесие.

3) Кривая LM («предпочтение ликвидности - денежная масса») показывает все возможные соотношения дохода и процентной ставки, при которых спрос на деньги равен их предложению. Конфигурация кривой LM позволяет выделить на ней три участка: кейнсианский (горизонтальный), промежуточный (пологий) и классический (вертикальный).

4) Пересечение  кривых IS и LM дает единственные значения величины ставки процента и уровня дохода, обеспечивающие одновременное равновесие на товарном и денежном рынках.

5) Стимулирующая  денежно-кредитная политика (увеличение предложения денег) ведет к росту уровня дохода и снижению ставки процента. Результатом сдерживающей денежно-кредитной политики, основанной на сокращении предложения денег, является снижение дохода и рост ставки процента. Модель IS-LM позволяет определить, что чем менее чувствителен спрос на деньги к изменениям процентной ставки, тем более эффективна денежно- кредитная политика по сравнению с фискальной.

6) Анализ стимулирующей  политики с помощью модели IS-LM позволяет сделать вывод: денежно-кредитная и фискальная политика могут влиять на совокупный выпуск в краткосрочном периоде, но ни одна из них не влияет на объем выпуска в долгосрочном периоде.

7) Экономика  попадает в ситуацию ликвидной  ловушки, когда процентные ставки настолько низки, что любое изменение денежного предложения поглощается спросом на деньги со стороны активов, уровень дохода падает до низшей отметки. Стимулирующая денежно-кредитная политика в этом случае абсолютно неэффективна.

8) Инвестиционная  ловушка – соответствующая ситуация, при которой спрос на инвестиции совершенно неэластичен к ставке процента, поэтому график функции инвестиций приобретает вертикальный вид, а вертикальной кривой инвестиций соответствует вертикальная кривая IS. В этом случае эффективность фискальной политики максимальна, так как отсутствует эффект вытеснения и действует только эффект мультипликатора.

9) Модель IS-LM представляет собой модель совокупного спроса, поскольку точка пересечения IS и LM соответствует уровню дохода У и ставке процента r, которые обеспечивают одновременное равновесие товарных и денежных рынков, и определяет равновесную величину совокупных расходов. Изменение любого фактора, вызывающего сдвиги кривой IS и LM (кроме изменения уровня цен), приводит к сдвигу кривой совокупного спроса AD, при этом кривая совокупного спроса сдвигается в том же направлении, что и кривая IS и LM. Изменения уровня дохода в модели IS и LM, возникающие в результате изменения уровня цен, представляет собой движения вдоль кривой совокупного спроса, а при фиксированном уровне цен представляет собой сдвиг всей кривой AD.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика.-М., «Дис», 1997

 

2.Селищев А.С.  Макроэкономика.-С-Пб, «Питер», 2000

 

3.Дорбнуш Р., Фишер С., Макроэкономика.-М., «Инфра-М»,1997

 

4.Бурда М., Виплош  Ч., Макроэкономика. -С-Пб, «Судостроение», 1997

 

5. И.В Новикова, Ю.М Ясинский «Макроэкономика»

 

6. А.С. Булатов. Экономика – М, 1999

 

7. http://reslib.com

8. Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский Макроэкономика. -М, 2006

9. Бондарь А.В.  Макроэкономика: учебное пособие.  – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.

10. Видяпин С.И.  Экономическая теория: учебное пособие.  – СПб, 2005. – 713 с.

11. Витгерс, Г.  Денежный рынок. - М.-Пг.: Книга, 1998. – 545 с.

12. Мэнкью Н.Г.  Принципы экономик. – М,: Принт, 2007 – 607 с.

13. Макконел  К., Брю С. Экономикс. М., ЭкоМ, 2006. – 718 с.

14. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. М.: Литера, 2006. – 540 с.

15. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория. М.: Принт, 2008. – 458 с.


Информация о работе Совместное равновесие на рынке благ и денежном рынке в рамках модели IS-LM